Наталья Григорьева: «На Западе это фото олицетворяло советскую красоту»
Наталья Григорьева

В начале нулевых, когда я открывала первую частную фотогалерею в Москве, рынок был стихийным, он и сегодня в поиске. Об этом, а также о том, какие истории стоят за кадрами бромсеребряной печати, как отличить винтаж от современного отпечатка, кто диктует тренды на арт-рынке и какие выставки нельзя пропустить, я буду каждый месяц рассказывать читательницам Marie Claire.

Наталья Григорьева: «На Западе это фото олицетворяло советскую красоту»
Наум Грановский, «Смоленская набережная вечером», конец 1950-х

Первую тему я выбирала долго: чем удивить, что показать? А потом поняла, что расскажу о взгляде на событие, которому исполняется 100 лет. Тема Октябрьской революции в этом году витает над главными мировыми площадками. Переломные моменты – та точка отсчета, с которой стартуют глобальные изменения и которая провоцирует снимать, писать, придумывать. Надеюсь, летом вы были у нас на проекте «Революция идей – революция людей!», там все работы имели индустриальный окрас. И вот стартует новый: советую не пропустить на главной московской арт-ярмарке Cosmoscow фотопроект «Где революция? Призыв к альтернативе». Это новелла о России из 55 фотографий. Задержитесь у кадров 20–30-х годов. На Западе нас до сих пор любят именно за первые ракурсные съемки. Под непривычным углом, с необычной точки, искажающей и «оживляющей» предметы. Если авангард – значит, Россия. Каждая из представленных работ – точный образ эпохи: та же вечерняя набережная в огнях Наума Грановского, которая в 1970-е была одной из заставок программы «Время». Москва – абсолютно моя тема, здесь выросли мои дед и бабушка, я сама родилась здесь. Одно из первых ярких воспоминаний – мама ведет меня по Горького на «Синюю птицу» в MХАТ... Наверное, поэтому в собственной коллекции у меня так много Грановского, самого известного «летописца» столицы.

Наталья Григорьева: «На Западе это фото олицетворяло советскую красоту»
Юрий Луньков, «Зима», 1965

Могу подолгу мысленно говорить с закутавшейся от холода девушкой-«Зимой» Юрия Лунькова. Он, кстати, физик по образованию, самоучка, а само фото старше меня на пять лет. Но кадр абсолютно современный. На Западе это лицо долго олицетворяло советскую красоту, а «Зима» была главным имиджем Биеннале Fotofest в Хьюстоне.

Наталья Григорьева: «На Западе это фото олицетворяло советскую красоту»
Андрей Князев, «Зимний вечер с музыкой», 1968

Что люди готовы купить на ярмарке? В первую очередь, напоминание – о дворе детства, щербатых ступеньках школы, мамином платье в горошек, наших мечтах... Мы хотим видеть эти работы дома, чтобы зарядиться их энергией и идти дальше – побеждать, каждый – в своей революции.

Фото: архив пресс-служб