Ольга Фроликова: «Хороший лидер верит в успех, а лучший — заряжает верой окружающих»

«Профилактика — залог здоровья»

Ольга, в силу вашей профессиональной деятельности за наполнение домашней аптечки, скорее всего, отвечаете именно вы. Что там есть всегда, а что докупается в осенне-зимний период?

В нашей домашней аптечке всегда есть антисептик, сорбенты и жаропонижающие средства. Два года назад в семье появился рыжий кот Персик, поэтому на всякий случай я покупаю антигистаминные препараты, чтобы гости чувствовали себя комфортно. На кухне в отдельном боксе держу то, что может понадобиться для оказания срочной помощи: перекись, средства от ожогов и пластыри. 

Как мама я абсолютно верю в принцип «профилактика — залог здоровья». Летом иммунитет детей хорошо укрепляется сезонными фруктами и отдыхом на море, но этого мало. Перед учебным годом в аптечке появляется мой главный помощник — «Аквадетрим». С сентября и до майских праздников мы всей семьей поддерживаем свой «боевой дух» этим современным витамином D. Конечно, кто-то может сказать, что это моя профдеформация или перестраховка, но факт остается фактом: осенью и зимой мои дети редко болеют и прекрасно справляются с учебными нагрузками.

В России сложилась многолетняя привычка больше доверять импортным лекарствам. На ваш взгляд, стало ли отношение россиян к отечественным препаратам более доверительным за последние годы? 

Однозначно да, причем не только у покупателей, но и у медиков. По данным IPSOS, специалисты намного чаще назначают препараты локальных компаний. Мы в «Акрихине» и сами это видим по отзывам врачей наших ключевых специальностей — педиатров и дерматологов. Приведу в пример средство для лечения акне «Азелик», которое переместилось на первое место в сегменте препаратов азелаиновой кислоты. Это говорит о том, что препарат охотно рекомендуют врачи и фармацевты, а потребитель остается доволен результатами его использования. И это далеко не единственный наш бренд, занимающий лидирующую позицию на рынке.

Почему, на ваш взгляд, потребители, медики и фармацевты выбирают «Акрихин»? 

Компания «Акрихин» ни при каких обстоятельствах не отступает от своей миссии — приносить пользу людям, выпуская современные, эффективные и качественные лекарственные препараты. Наш завод в Московской области работает с 1936 года. Конечно, за 87 лет неоднократно менялись и оборудование, и портфель лекарств, но продукция всегда отвечала самым высоким стандартам качества. И отвечает сейчас, хотя требования становятся все более строгими буквально с каждым днем.

Ольга Фроликова: «Хороший лидер верит в успех, а лучший — заряжает верой окружающих»

Кроме того, мы очень ориентированы на запросы потребителя. Они ставятся во главу угла при развитии безрецептурного портфеля. Таким образом, мы постоянно предлагаем то, что действительно нужно людям и улучшает качество их жизни. Конечно, потребители это отмечают и ценят. 

Вы могли бы привести пример из последних запусков?

У вас женская аудитория, поэтому отмечу препарат для женщин. Это «Фитолизин» — уникальный растительный диуретик в форме капсул для лечения симптомов цистита и уменьшения риска новых обострений. Мы проанализировали мнения женщин о существующих формах подобных препаратов и создали новую — удобную и безопасную, которая лучше отвечает их требованиям. 

Иными словами, качественные лекарства есть, и мы можем не бояться, что в какой-то момент они закончатся, исчезнут?  

Они не исчезнут. И я могу еще раз сказать с полной уверенностью, что российские препараты по качеству не уступают зарубежным. Субстанции и вспомогательные вещества мы закупаем у европейских поставщиков, в производстве препаратов для уже известных схем лечения нет никаких отличий.  

Риск должен быть обоснованным 

Люди опасаются дефицита лекарств не просто так. В 2022 году кризисная ситуация сложилась во многих отраслях. Ушли компании-партнеры, разорвались логистические цепочки, появились серьезные проблемы с выходами на международный рынок… Наверняка у «Акрихина» тоже возникли трудности. Как вы их преодолевали?

С такими вызовами мы, конечно, раньше не сталкивались. Да и никто не сталкивался. Не было определенности, закрывались привычные каналы продвижения, конкурентная обстановка менялась очень быстро... Мы старались увидеть возможности там, где другие из осторожности снижали обороты, и действовать максимально быстро. В частности, на ходу адаптировали стратегию продвижения брендов, что помогло нам удержать, а в некоторых категориях и нарастить лидерство. Скажем, бренд «Акридерм» — линия препаратов для лечения различных типов дерматозов — не только сохранил за собой первое место, но и подрос на десятки процентов. Конкуренты, которые замешкались с адаптацией своих стратегий, показали гораздо более скромные результаты

Ольга Фроликова: «Хороший лидер верит в успех, а лучший — заряжает верой окружающих»
Ольга Фроликова: «Хороший лидер верит в успех, а лучший — заряжает верой окружающих»

Еще один важнейший фактор успеха — грамотное управление инвестициями. Потеряв доступ к ключевым рекламным площадкам, мы оптимизировали digital-кампании, экспериментировали в трейд-канале, по полной задействовали канал e-com — в общем, действовали, действовали, действовали, порой, признаюсь честно, довольно рискованно. Это было сложно, но приобретенный опыт бесценен, результатом довольны. 

Теперь, когда этот рискованный путь пройден, чем вы гордитесь больше всего, когда оглядываетесь назад?

В первую очередь — командой. В ситуации кризиса все достоинства и недостатки становятся видны как на ладони. Я горжусь, что команда «Акрихина» показала масштабное мышление, умение работать быстро и давать прекрасный результат. Мы подтвердили наше преимущество — способность запускать сложные структурные проекты за короткое время, решая вопросы очень разностороннего продуктового портфеля. 

Чтобы не быть голословной, возьму пример витамина D. Когда пандемия коронавируса пошла на спад, спрос на него снизился. Мы отреагировали, разработав двухэтапный план для бренда «Аквадетрим». На первом этапе адаптировали рекламную кампанию на ТВ под изменения в потребностях целевой аудитории, на втором — запустили национальную промоакцию «3 упаковки по цене 2». Разработали анонсирующие ТВ- и digital-материалы, охватили рекламной кампанией более чем 20 000 точек партнерских аптечных сетей. Это было настолько грандиозно, что «Акрихин» вошел в топ-5 компаний по количеству акций для покупателей в отчете IPSOS. А знаете, сколько времени это у нас заняло? Меньше трех месяцев! 

На гребне волны

Собрать эффективную команду — настоящее искусство. Какими критериями вы руководствуетесь, когда проводите собеседования с кандидатами?  

Собеседование, к сожалению, не дает возможности составить полное представление о человеке, его качествах и компетенциях. Иногда для этого недостаточно даже нескольких долгих интервью. Чаще всего я полагаюсь на свой опыт, хотя определенные критерии у меня, разумеется, есть.

Во-первых, важно, чтобы новый сотрудник разделял ценности компании. Мы всегда приветствуем ответственность, открытость, умение и желание работать в тесном контакте с другими людьми: не тянуть одеяло на себя, а вносить вклад в общее дело и получать от этого удовольствие.

Во-вторых, работа в маркетинге требует редкого склада ума — одновременно аналитического и креативного. Последнее особенно ценно для фармацевтической отрасли, ведь мы работаем в условиях массы законодательных ограничений.

В-третьих, мне очень импонируют небезразличные к своему делу люди. Такие сотрудники — «штучный товар». Именно они зачастую являются ракетным двигателем компании. Поэтому я склонна предпочитать горящие глаза багажу знаний. Опыт приобретается и копится, а если интереса и заряженности изначально нет, то их и не будет.      

Как бы вы сформулировали ваши личные пять правил успешного руководителя? 

В текущих реалиях успешному руководителю нужно постоянно быть «на волне». Поэтому первое правило: не останавливаться в развитии и не пренебрегать новыми знаниями. Я привыкла погружаться в детали всех больших проектов и каждый раз, сталкиваясь с чем-то новым, уделяю значительное время на разбор и понимание важных аспектов новых идей, процессов, каналов.

Второе правило: хороший лидер верит в успех, а лучший — заряжает верой окружающих. Чтобы заряд не угасал, необходимо создавать условия, в которых сотрудники могут свободно творить, принимать решения и воплощать их в жизнь. 

Один в поле не воин, поэтому правило номер три: окружать себя командой профессионалов, которым можно доверять. Из этого вытекает четвертое правило: выстраивать с командой эффективные отношения с прозрачными правилами ответственности и четкой постановкой задач. Что касается пятого правила, то пусть это будет «полагаться на опыт, прислушиваться к интуиции». Пропорция каждой из составляющих индивидуальна, но обе важны. Я привыкла делать больше, чем от меня ждут, поэтому бонусом правило номер шесть — не бояться обоснованно рисковать. Я давно избавилась от этого страха и почувствовала внутреннюю свободу, без которой человек не способен отвечать за решения и результаты — свои и команды. 

Ольга Фроликова: «Хороший лидер верит в успех, а лучший — заряжает верой окружающих»

Организм всегда подскажет, когда ему нужен отдых

Как работа в медицинской компании изменила ваше мировоззрение и образ жизни?
Меня всегда мотивировала сопричастность чему-то важному, поэтому мне кажется абсолютно логичным работать в компании, которая производит лекарства. Когда будильник звонит в шесть утра, я не задаюсь вопросом, для чего я встаю так рано и еду в офис. Работа дает мне возможность быть полезной очень многим людям. Не думаю, что фармацевтическая отрасль изменила мой взгляд на жизнь, скорее, я просто нашла свое место.

Тем не менее даже на любимой работе люди часто выгорают, особенно если она сопряжена с высокой ответственностью и стрессом. Как вы себя от этого защищаете?
У меня есть золотое правило: как бы ты ни был загружен, нельзя отказываться от своих увлечений и хобби, иначе можно потерять себя, утонуть в бытовых или рабочих вопросах. Даже при самом плотном графике я всегда выкрою время на любимое занятие. Я люблю много гулять быстрым шагом, бывать наедине с природой. Меня вдохновляют истории преодоления, пример людей, которые не сдаются на пути к цели. Одна из таких историй разворачивается прямо у меня на глазах. Коллеги организовали беговое сообщество, регулярно принимают участие в городских соревнованиях, а я с удовольствием поддерживаю их с трибун.

Если говорить об усталости, организм всегда подскажет, когда ему нужен отдых. С детства сложилось, что февраль для меня самый тяжелый месяц. Нет ни сил, ни энергии. С возрастом я поняла, что легче и лучше для всех брать в этот период отпуск, чем бороться с системой. Ответственность за детей требует, чтобы я берегла себя и свое здоровье. Помните, как говорят бортпроводники в самолетах? Сначала надеваем маску на себя, потом на ребенка.

По вашему опыту мамы, чему важно научить детей, чтобы они росли максимально здоровыми? И как это сделать?

Я режимный человек. Именно режим дает организму понять, когда нужно отдыхать, а когда — бодрствовать. И девчонок своих я в первую очередь учу распоряжаться своим временем грамотно. Потихоньку приучаю их к сбалансированному питанию, потому что только оно дает по-настоящему много энергии. Я не жду, что мои дочки будут радостно есть листья салата, а в школьной столовой выбирать горячее блюдо вместо чипсов и газировки. Но правильные совместные завтраки уже стали нашей традицией, ведь это фундамент для продуктивного рабочего дня.

Вы сумели состояться на всех направлениях: мама, профессионал, руководитель. А что вы сами считаете своей самой большой личной победой?

Я научилась смотреть на неудачи как на шаги, приближающие меня к успеху. Мне очень нравится английское высказывание, которое можно перевести как: «Я не терпел неудач. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают». Неважно, как ты оцениваешь совершённые действия, важно, как ты работаешь с их результатом. 

Принять такую точку зрения было непросто, но теперь я не воспринимаю ошибки как нечто негативное. Этому я научилась у своих детей. Я очень требовательна к себе и другим, но, став матерью, поняла, что необходимо снизить градус. Вы замечали, как ловко малыши превращают промахи в ценный источник получения знаний и опыта? Схватывают на лету и ничего не боятся — начинают всё сначала, пробуют, пока не получится. Я поступаю так же — не трачу время на пустые переживания и иду точно к цели.