Проклятие «Титаника»: темные тайны затонувшего лайнера, который притягивает трагедии и несчастья

С тех пор как в апреле 1912 года «Титаник» затонул в Атлантическом океане, потерпевший крушение корабль стал объектом повышенного интереса для миллионов людей. Поражает публику, наверное, не только масштаб, но и неожиданность случившегося. Трагедия унесла более 1500, несмотря на то, что при спуске на воду «Титаник» считался «непотопляемым».

Разумеется, тут же родились слухи о том, что судно, похоже, было предано проклятию — неудачи сопутствовали ему почти с того момента, как оно отплыло из британского порта Саутгемптон. Даже его отплытие было отложено на три недели после того, как судно RMS Olympic потерпело несколько столкновений. Вскоре после того, как «Титаник» отплыл, на борту вспыхнул пожар. Эксперты считают, что пламя могло способствовать затоплению корабля, ослабив его корпус. Они и ранее указывали на конструктивные недостатки корабля, в том числе на высоту переборок, которые не доходили до верхней палубы, что означало, что вода могла затопить 16 отсеков «Титаника».

Проклятие «Титаника»: темные тайны затонувшего лайнера, который притягивает трагедии и несчастья
Кадры из фильма «Титаник» (1997)

С тех пор, как обломки корабля были обнаружены в 1985 году, возникали разногласия на тему его разграбления с целью поиска артефактов. В том числе в 1996 году состоятельные пассажиры круизного лайнера заплатили три тысячи фунтов стерлингов, чтобы лицезреть попытку поднять часть корпуса легендарного судна.

После того, как обломки «Титаника» были обнаружены в 1985 году морским офицером Робертом Баллардом, несчастья продолжились. В 1996 году попытка поднять 30-футовый кусок корпуса Титаника закончилась печально. Секция была поднята близко к поверхности океана с помощью плавучих мешков, в то время как зрители на близлежащих круизных лайнерах платили за просмотр около трёх тысяч фунтов стерлингов каждый. Среди них была Эдит Хейсман — одна из последних выживших на Титанике. Из-за ненастной погоды веревки, поддерживающие поплавковые мешки, порвались. Часть корпуса поднялась на 200 футов над поверхностью, но быстро опустилась на дно океана. Попытка была быстро раскритикована экспертами и историками как рекламный ход. Выжившая на Титанике, Элеонора Шуман, сказала: «Сначала я думала, что спасение было в порядке, но теперь я думаю, что это разграбление», в то время как другие сравнили процесс с разраблением могил, а Баллард называл его «карнавалом».

Тем не менее, разногласия не предотвратили вторую попытку поднять обломки «Титаника» в 1998 году. Предприятие оказалось успешным, и они были выставлены на обозрение в отеле в Лас-Вегасе.

Проклятие «Титаника»: темные тайны затонувшего лайнера, который притягивает трагедии и несчастья
Подводная лодка «Титан», 2023

Совсем недавно печально известный корабль вновь подверг людей риску. 18 июня подлодка «Титан», принадлежащая компании OceanGate, отправилась к «Титанику» и пропала. В итоге экспедицию, стартовавшую от канадского острова Ньюфаундленд, несколько дней искали в Атлантическом океане береговые службы США и Канады. Спустя четыре дня обломки пропавшего батискафа были найдены в 200 метрах от носовой части «Титаника»: береговая охрана США подтвердила гибель всего экипажа.

И это не первый случай, когда одна трагедия притягивает другую. Бывший тележурналист Майкл Гильен рассказал, что он «чуть не погиб», когда подводная лодка, на которой он находился, застряла в обломках «Титаника» — судьба, которая постигла и «Титан».

Проклятие «Титаника»: темные тайны затонувшего лайнера, который притягивает трагедии и несчастья
«Титаник», пришвартованный в Саутгемптоне, перед своим судьбоносным путешествием, 1912

Странные совпадения прослеживаются и в этой ситуации. На борту пропавшей подводной лодки было пять человек, в том числе и 61-летний Стоктон Раш — основатель компании OceanGate, которая продает подобные туры за 250 тысяч долларов за человека. Известно, что предки его жены погибли во время крушения «Титаника».

Что касается выживших в катастрофе на лайнере, отмечалось, что многие из них умерли раньше времени, в том числе главный кочегар корабля, который скончался от туберкулеза вместе с женой и дочерями, оставив сына сиротой. Фредерик Барретт был одним из первых членов экипажа, увидевших, как вода хлынула на корабль, и старался поддерживать работу его двигателей, разжигая топки, питающие котлы, прежде чем стало ясно, что судно вот-вот затонет. Рабочий стал одним из 705 пассажиров и членов экипажа, которые выжили. Его назначили ответственным за одну из спасательных шлюпок, в которой находились в основном женщины и дети. Их подобрало спасательное судно «Карпатия».

1/3

Шлюпка с выжившими во время кораблекрушения

Примечательно, что Барретт, который изображен в фильме Джеймса Кэмерона 1997 года, спас жизни примерно 70 человек, так как его сообразительность предотвратила катастрофу, когда спасательные шлюпки опускались на воду. Если бы он не перерезал канаты своей лодки и не вытолкнул ее после того, как она приземлилась на воду, другое спасательное судно, полное спасающихся, разбилось бы о них, что, вероятно, привело бы к гибели людей в обеих лодках.

С именем этого человека связан и другой любопытный момент. Вскоре после отплытия корабля из Саутгемптона Барретт оказался среди тех, кто отреагировал на обнаружение пожара на борту. Позже он утверждал, что был свидетелем повреждения, нанесенного пламенем одной из переборок корабля, разделяющих судно на отсеки. Фредерик умер от чахотки в 1931 году после того, как его жена и две дочери погибли от той же болезни. Как сообщила MailOnline его внучка в 2021 году, сын Фредерика Гарольд, остался сиротой в десятилетнем возрасте.

1/4

Мишель и Эдмонд Навратил из — знаменитые выжившие после катастрофы «Титаника» в 1912 году, также известные как «Сироты Титаника»

Многие другие выжившие тоже встретили преждевременный конец. В их числе оказался ребенок, находившийся на борту судна, — он стал первым выжившим, умершим от менингита, всего через три месяца после катастрофы. Реджинальд Робинсон Ли умер от сердечной недостаточности в августе 1913 года. А вот Арчи Джуэлл погиб в 1917 году после того, как немецкая торпеда попала в переоборудованный госпитальный корабль, на котором он плыл во время Первой мировой войны.

Что касается неудач, самая неприятная связана с тем, что бинокль, который можно было использовать для обнаружения айсберга, был заперт в шкафу после того, как первоначальный второй офицер корабля забыл оставить ключ. Первоначальный второй офицер «Титаника» Дэвид Блэр был заменен в последнюю минуту прямо перед тем, как корабль покинул Саутгемптон. Торопясь, он забыл оставить ключ, который дал бы экипажу доступ к биноклям. Фредерик Флит, дежуривший в ту ночь, когда корабль затонул, позже свидетельствовал, что катастрофу можно было предотвратить, если бы только у него было оборудование, чтобы заметить опасность.

Проклятие «Титаника»: темные тайны затонувшего лайнера, который притягивает трагедии и несчастья
Пропеллеры «Титаника» в сухом доке в Белфасте, Ирландия, перед спуском на воду, 1912

Капитана корабля Эдварда Смита некоторые обвиняли его в том, что он «плыл слишком быстро». Судья, который руководил британским расследованием катастрофы «Титаника», Джон Чарльз Бигхэм, 1-й виконт Мерси, написал в своем журнале, что корабль двигался с «чрезмерной скоростью», и даже в полном льдинами океане «не было снижения скорости». Также было высказано предположение, что капитан Смит мог быть пьян или даже не находился на мостике корабля, когда тот столкнулся с айсбергом.

«Титаник» затонул в течение трех часов после столкновения с айсбергом. Отчасти это произошло из-за конструкции его переборок. Пять отсеков разрушились, когда корабль столкнулся с айсбергом. Это привело к опусканию носовой части, в результате чего вода попала в оставшиеся отсеки. Это побудило строителей Титаника, Harland and Wolff, расширить переборки родственных кораблей, HMHS Brittanic и RMS Olympic. Под сомнение также было поставлено качество заклепок, скрепляющих корпус корабля.

1/9

Что до корабельных спасательных шлюпок, то их просто не хватило. Тогдашние правила гласили, что британские суда водоизмещением более 10 тысяч тонн должны иметь достаточное количество спасательных шлюпок для перевозки 50 процентов пассажиров и экипажа. В то время как «Титаник» превысил требования, имея 20 спасательных шлюпок, это все равно чуть более половины людей на борту. Теперь правила гласят, что спасательных шлюпок должно быть достаточно для всех людей на корабле.

Фото: Science History Images, Legion Media