По сложившейся традиции ММКФ интересен прежде всего тем, что кроме основного конкурса он предлагает зрителям больше десятка параллельных, внеконкурсных и ретроспективных программ. В рамках специальных показов 36-го ММКФ российские зрители смогут увидеть самые интересные фильмы последнего Каннского фестиваля и новейшие российское кино с фестиваля «Кинотавр», причем почти на все сеансы можно приобрести билеты в кассах кинотеатра «Октябрь», где располагается основная фестивальная площадка. О том, как не потеряться в лабиринте программ и расписаний и получить от фестиваля максимум впечатлений - в специальном гиде MarieClaire.ru

КОНКУРС

Самые интересные фильмы ММКФ, как правило, сосредоточены не в конкурсной программе, хотя Московский международный кинофестиваль и принадлежит к числу мировых фестивалей класса «А». Однако и в конкурсе среди десятка малоизвестных картин периферийного значения всегда находятся несколько фильмов, по праву достойных внимания.  

«Да и да»

Например, в конкурсной программе этого года будет состязаться новый фильм Валерии Гай Германики «Да и да», рассказывающий историю любви, разочарования и, в конечном счете, приобретения опыта двумя молодыми людьми - начинающим современным художником и молодой учительницей. Сценарий к фильму написал талантливый российский драматург Александр Родионов, а в главных ролях снялись актриса кино и театра "Практика" Агния Кузнецова, а также известные деятели современного искусства - Александр Виноградов и Владимир Дубосарский.  

«Круговерть»

Картина французского режиссера Марка Фитусси (Marc Fitoussi) с актерским дуэтом Изабель Юппер и (Isabelle Huppert) и Жан-Пьера Дарруссена (Jean-Pierre Darroussin) - тоже в конкурсе. Бриджит и Савье - супружеская пара в возрасте. Они фермеры из Нормандии, привыкшие к рутинному трудовому образу жизни, однако после отъезда взрослых детей мечтательницу Бриджит (Изабель Юппер) все непреодолимее тяготит деревенская скука. Однажды, ничего не сказав мужу, она сбегает в Париж, и работяга Савье оставляет свои дела, чтобы попытаться вернуть домой женщину своей жизни.  

«Самый опасный человек»

Наиболее громкое событие конкурсной программы, пожалуй, фильм «Самый опасный человек» режиссера Антона Корбейна (Anton Corbijn). Одну из главных ролей в нем сыграл недавно ушедший из жизни гениальный трагикомический актер Филипп Сеймур Хоффман (Philip Seymour Hoffman), в компании таких известных актеров, как Рэйчел МакАдамс (Rachel McAdams), Уиллем Дефо (Willem Dafoe) и Робин Райт (Robin Wright). «Самый опасный человек» - это туго закрученная шпионская интрига, действие которой сосредоточено вокруг поиска опасного международного беглеца. Его поимкой заинтересованы службы безопасности сразу нескольких стран. В роли подозрительного субъекта, оказавшегося под прицелом у мировых разведок, - восходящая звезда российского кино - Григорий Добрыгин.

 

КОНКУРС ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

«Дневник Шахерезады»

Путешествие в одну из малодоступных территорий реальности предлагает фильм ливанского режиссера Зейны Даккаш (Zeina Daccache) «Дневник Шахерезады», который она снимала во время десятимесячного курса театральной терапии в ливанской женской тюрьме.   

«Счастье»

Кинокартина Томаса Бальмеса (Thomas Balmes) «Счастье» позволяет нам глазами восьмилетнего мальчика-монаха увидеть столкновения традиции и цивилизации в отдельно-взятом крошечном королевстве Бутан, расположенном в Гималаях, между Китаем и Индией.

«Ложь Армстронга»

Ряд других картин в документальном конкурсе этого года знакомят с удивительными личностями и драматичными судьбами наших современников. В 2008 году, режиссер Алекс Гибни (Alex Gibney) начал работу над полнометражной документальной лентой о возвращении в большой спорт легендарного велогонщика Лэнса Армстронга, семь раз подряд победившего рак и снова принявшего участие в Тур де Франс. Однако беспрецедентный скандал, разразившийся когда Армстронг признался, что употреблял допинг, заставил режиссера сместить акценты и назвать фильм о трудной победе и величайшем крахе спортсмена «Ложь Армстронга».

«Зеленый принц»

Еще один необычный и противоречивый герой появляется фильме «Зеленый принц», израильского режиссера Надава Ширмана (Nadav Schirman). Этот документальный триллер, основанный на реальных событиях, рассказывает историю израильского секретного агента Мосаба Хассана Юсефа, который, будучи сыном одного из лидеров радикального исламского движения Хамас, десять лет занимался шпионажем в пользу Израиля.

«Кардиополитика»

Фильм Светланы Стрельниковой повествует о локальном, но самом настоящем герое - пермском кардиохирурге Сергее Суханове, сделавшем за свою карьеру более 15000 операций на открытом сердце. Противостоянии выдающегося врача с региональными чиновниками, более десяти лет затягивавшими строительство пермского кардиоцентра, получило неожиданный поворот, когда в 2011-м году Суханову предложили возглавить предвыборный штаб Владимира Путина.  

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ

«Зал Джимми»

Историческая драма британского мастера остросоциального кино < strong>Кена Лоуча (Ken Loach) в очередной раз посвящена одиночному сопротивлению гражданина системе, но опять на неожиданном материале. Полем битвы, становится организованный в 1921-м году главным героем по имени Джимми танцевальный зал, который становится меккой для молодежи маленького ирландского городка, местом, где они могут не просто танцевать, но быть по-настоящему свободными от репрессий католического общества.

«Соль земли»

Красивейший документальный фильм прославленного< strong> Вима Вендерса (Wim Wenders), который сопровождает известного фотографа Джулиано Рибейро Сальдаго в его путешествии по самым загадочные местам на Земле. Вместе они отправляются в сердце Амазонии, джунгли Западного Папуа и болота региона Пантанал в Бразилии, на остров Врангеля в Северном Ледовитом океане. Бесстрашный фотограф был свидетелем многих событий новейшей истории, снимал войны, голод, миграции народов, теперь его привлекла дикая природа самых труднодоступных мест. На съемках фильма Себастьян Сальдаго выступил соавтором и сорежиссером Вендерса.

 

«8 1/2 фильмов»

Без преувеличения, лучшая программа на нынешнем фестивале. Просмотра достоин буквально каждый из девяти фильмов, снятых известными мастерами кино.

«Два дня, одна ночь»

Фильм с Марион Котийяр (Marion Cotillard), покоривший каннских критиков, но не принесший бельгийским братьям режиссерам Жан-Пьеру и Люку Дарденнам (Jean-Pierre Dardenne, Luc Dardenne), без того владеющим уже двумя золотыми пальмовыми ветвями, ни одного приза. По сюжету у героини Котийяр, подпавшей под сокращение штата, есть всего одни выходные, чтобы уговорить каждого из своих коллег отказаться от заслуженного годового бонуса, и, таким образом, сохранить работу.

«Бродячие псы»

Новый фильм китайского гения формы Цая Минляня (Tsaï Ming-Liang) повествует об истории странной семьи. Отец и двое его детей скитаются по современному Тайбэю; глава семейства за гроши подрабатывает как человека-реклама роскошных квартир, питаться приходится на бесплатных дегустациях в супермаркетах. Однажды к их маленькой стае прибивается некая женщина, возможно ее появление прольет свет на загадочную историю этой семьи.

«Добро пожаловать в Нью-Йорк»

Еще один маститый режиссер, Абель Феррара (Abel Ferrara) снял фильм «Добро пожаловать в Нью-Йорк» с Жераром Депердье (Gérard Depardieu), Жаклин Биссет (Jacqueline Bisset), и дочерью Роберта Де Ниро, Дреной Де Ниро (Drena De Niro) в главных ролях. Герой Депардье - Мистер Дерово - миллиардер, управляющий экономическими судьбами целых народов. Однако над ним самим безраздельно властвует неутомимый сексуальный голод. 

«Прощай, речь»

Удивительный фильм о любви от классика мирового кинематографа Жан-Люка Годара (Jean-Luc Godard). Он и она – два мира, утративших связь друг с другом. Их единственный проводник – собака, без слов они пытаются нащупать хрупкую нить былого взаимного чувства. Как и все предыдущие фильмы мастера, этот фильм тоже таит в себе размышления Годара о самом кино, не случайно режиссер во второй раз экспериментирует с 3D технологией. В главных ролях Элоиз Годе (Héloise Godet) и Камель Абдели (Kamel Abdeli).

«Триптих»

Это сборник из трех короткометражных новелл, каждая по своему проявляющих влияние языка и голоса на судьбы трех героев. Авторы «Триптиха» - известный канадский драматург и театральным режиссер Робер Лепаж (Robert Lepage) и дебютант большого кино Педру Пиреш (Pedro Pires).

АТЕЛЬЕ

Эта программа позволяет заглянуть за кулисы жизни и творчества великих художников и режиссеров. Среди фильмов этого года, наибольший интерес вызывают две ленты. 

«Мистер Икс», о загадочном, одиноком и бегущем внимания людей культовом режиссере Леосе Караксе (Leos Carax). Автор фильма < strong>Тесса Луиз-Саломе (Tessa Louise-Salomé) смогла поговорила с самим Караксом и разыскала неизвестные ранее документальные кадры, погружающие нас в поэтический и мистический мир его жизни.

«Федерико – что за странное имя» - фильм воспоминание или портрет Федерико Феллини (Federico Fellini) кисти другого выдающегося режиссера Этторе Скола (Ettore Scola).

СВОБОДНАЯ МЫСЛЬ. ПРОГРАММА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

Демонстрируемые вне конкурса документальные ленты «Свободной мысли», также традиционно одно из интереснейших событий фестиваля. В этом году в программе фильмы о межнациональных браках с видом на жительство («Бичбой»«Песни леса»), о судьбе оставшихся в тени славы бэк-вокалистов, выступающих на одной сцене с мега-звездами, («В двадцати шагах от славы»), об автономной жизни шедевров мировой архитектуры («Храмы культуры»). Кстати, над последним проектом, снятым в идеально подходящем для фильма об архитектуре формате 3D, работали шесть разных режиссеров с мировым именем, включая Вима Вендарса (Wim Wenders), Майкла Мэдсена (Michael Madsen) и недавно трагически погибшего на съемках Михаэля Главоггера (Michael Glawogger).

Еще один сверх-любопытный фильм в этой программе снял Годфри Реджио (Godfrey Reggio), автор эпохальной трилогии «Катси» о жизни на Земле. Великий документалист, наконец, ответит на насущный вопрос: почему, когда мы нервничаем, айфон в руках зависает, а все техника как будто нарочно ломается. В своем документальном фильме «Посетители» он исследует феномен телепатии и раскрывает гипнотическую связь между человеком и техникой. По итогам голосования после сеансов лучшему фильму программы вручат приз зрительских симпатий.

 

НЕБО НАД БЕРЛИНОМ

Наконец, программа, которую с наибольшим нетерпением ждали московские киноманы, целиком состоящая из фильмов, так называемой, «Берлинской школы», одного из самых оригинальных художественных направлений немецкого кинематографа 1990-х и 2000-х. Во всем мире его ценят за отражение состояния европейского общества в микрокосмосе межличностных отношений. Каждый фильм программы филигранно срежиссирован и представляет собой простую, но до точности выверенную драму из жизни современного европейца.

«Бунгало»

Фильм Ульриха Келера (Ulrich Köhler) демонстрирует ситуацию пассивного бунта, который предпринимает молодой человек, по имени Пауль. Дезертировав из армии, он скрывается в загородном бунгало своих родителей, в месте, которое и для старшего поколения служит убежищем от ежедневных тягот суровой реальности современных капиталистических отношений.

«Марсель»

Творение режиссера Ангелы Шанелек (Angela Schanelec) строится на полутонах жестов и интонаций. Хрупкая девушка Софи на время меняется квартирами с французской студенткой. Она отправляется в Марсель, где в одиночестве гуляет по городу и делает фотографии. В авторемонтной мастерской Софи знакомится с молодым человеком – возможно, он тот самый, кого она так долго искала. Вынужденное возвращение в Берлин заставляет по-новому почувствовать и пересмотреть свою жизнь.  

«Желание»

Великолепный фильм Валески Гризебах (Valeska Grisebach) ставит нас перед неразрешимым парадоксом чувств. Маркус и Элла - счастливая пара, живущая в пригороде Берлина. Маркус работает пожарным и однажды отправляется по вызову в соседний город. Там, почти случайно он проводит ночь с другой женщиной, и с этих пор его жизнь оказывается расколота надвое. Финал фильма, словно выстрел, попадает в самое сердце и заставляет задуматься о том, как сложно действительно хотеть того, что, как кажется, ты хочешь.