Новый европейский театр: что смотреть на фестивале NET

[Новости]
484
С 15 по 29 ноября в Москве традиционно пройдет фестиваль нового европейского театра NET. В программе — современный танец, спектакли без актеров и экспресс-курс по пьесам Шекспира.

«Земля» (The Land)

Копродукция знаменитой бельгийской танцевальной компании Peeping Tom и мюнхенского драматического «Резиденцтеатра», «Земля» (The Land) — самый ожидаемый спектакль фестиваля NET. Peeping Tom, обладатели множества театральных наград, в том числе престижной британской премии Лоуренса Оливье, создали собственное направление — «театр тела», соединяющий танец, драматическое мастерство и вокал. В спектакле артисты и герои постоянно играют с восприятием, размывая границы между реальностью и воображением. Помещенные в пространство с искаженными пропорциями, персонажи вынуждены переосмысливать свое «я», приспосабливаясь к изменившейся картине мира, в которой их устремления и страхи принимают новые формы.

Театр Наций, 15 ноября 

«Гамлет»

Вопросы двойственности власти и политических механизмов не новы, и каждый режиссер, взявшийся за «Гамлета», их осмысляет заново. «Гамлет» в постановке одного из самых радикальных режиссеров Хорватии Оливера Фрлича — о том, что даже постоянно повторяющийся сценарий своей или чужой жизни человек каждый раз переживает заново, что нет более хрупкой иллюзии, чем уверенность в том, что мы уже все видели и пережили. Известный острыми социально-политическими спектаклями, востребованный по всей Европе, Фрлич — лауреат ряда национальных и международных премий и постоянный участник театральных фестивалей по всему миру. Среди его любимых авторов — Чехов, Введенский, Бюхнер и Шекспир, но известность ему принесли прежде всего постановки новой хорватской драмы.

Центр им. Вс. Мейерхольда, 18 и 19 ноября 

«Много шума из ничего»

Десяток пьес Шекспира за 50 минут — кажется, для испанского кукольника Давида Эспинозы нет ничего невозможного. Впрочем, театр Эспинозы, уже знакомого московской публике по прошлогоднему фестивалю NET, куклами не ограничивается: имея в арсенале минимальные средства — ноутбук, магнитофон и нехитрый реквизит — и сочетая визуальное искусство, драму и танец, он создает спектакли, выбивающиеся за рамки жанров. Он не переносит пафоса классических текстов и, жонглируя сюжетами и героями, создает, по его собственному признанию, «наиболее произвольную, бесполезную, пустую и искусственную их версию». Правда, в этих словах есть доля кокетства: намеренная искусственность спектаклей Давида Эспинозыболее чем осмыслена и наполнена. А главное — его постановки невероятно красивы.

Боярские палаты СТД РФ, 18-22 ноября 

Manger

Танец в постановках французского хореографа Бориса Шармаца зачастую ближе перформансу, чем собственно танцу. Движение в его спектаклях почти всегда появляется и развивается вопреки: среде, обстоятельствам, самой идее танца. Он помещает своих артистов в условия, в которых они вынуждены постоянно эти препятствия преодолевать, будь то сковывающая движение одежда или необходимость одновременно читать и танцевать. Так и в спектакле Manger, который, отталкиваясь от физического акта поглощения пищи, разрастается до метафоры потребления человеком окружающей реальности, которая его же потом и пожирает.

Центр дизайна Artplay, 27 и 28 ноября 

«Splendor of Colors/Интерференции»

«Интерференция» — термин, используемый в нескольких областях науки от физики до лингвистики, означающий взаимное влияние разнонаправленных процессов. Современное искусство существует в синтезе различных своих видов, направлений и жанров — во всяком случае, оно к этому стремится. Но возможно ли их настоящее единство в форме некого метаискусства? Российско-швейцарский музыкально-мультимедийный проект «Интерференции» не дает окончательного ответа на этот вопрос, но ставит занятный эксперимент, превращая в «персонажей» постановки звук, голос, сценическое пространство, видеоряд и сам перформанс. Сюжетом же становится их взаимодействие между собой.

Центр им. Вс. Мейерхольда, 28 ноября

А также

В рамках фестиваля также пройдут премьеры новых работ российских режиссеров, которые потом останутся в афише московских театров:

«Стойкий принцип» — спектакль Бориса Юхананова по пьесе Педро Кальдерона «Стойкий принц» и пушкинскому «Пиру во время чумы». Электротеатр «Станиславский», 8 ноября

«Сван» — спектакль Юрия Квятковского с актерами Мастерской Дмитрия Брусникина, в основу которого положена комедия в стихах Андрея Родионова и Катерины Троепольской. Действие разворачивается в России будущего, где чиновники обязаны  говорить в рифму, а желающие получить гражданство — сдавать экзамен в стихотворной форме. Центр им. Вс. Мейерхольда, 10 и 11 ноября

«Интериоризация III» — перформанс Веры Мартынова и Алексея Коханова. Атриум Музея современного искусства «Гараж», 21 и22 ноября 

«Звуковые ландшафты» — симфония-мистерия в 4-х частях, которая исполняется на множестве шумовых аппаратов, музыкальных инструментов и различных звуковых объектах.Автор проекта Петр Айду определяет жанр своего произведения как «звукопись» или «акустический театр». Театр «Школа драматического искусства», 4 и 5 декабря

Что смотреть в театре в ноябре
В отличие от Европы у нас есть возможность откладывать просмотр нового спектакля на месяцы, если не на годы, премьеры проходят, но остаётся приятное послевкусие, которое актёры готовы разделить со своим зрителем.

Фото: Andreas Pohlmann, Beniamin Boar, Mara Bratos, David Espinoza, архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook