Александра Шафорост и ее сладкое дело

[@Work] [карьера][Интервью]
854
Как в 35 лет резко изменить жизнь, оставить пост вице-президента в корпорации, запустить бизнес и за несколько месяцев его раскрутить, при этом оставаясь классной мамой? рассказ Александры Шафорост произвел на Светлану Кольчик большое впечатление.

Александра Шафорост — владелец, основатель, управляющий директор «Общества с Натуральным Вкусом #1»
Возраст: 43 года
Город: Москва (родом из Крыма)
Семья: сын Марк, 9 лет
Образование: Executive Edu – Harvard; MBA – INSEAD; B.A. – NJCU
Карьера: старший менеджер по маркетингу и бизнес-стратегиям, EADS, Париж–Москва; консультант Value Partners (spin-off Mckinsey
в Италии), Рим–Москва; вице-президент Jones Lang LaSalle, Москва 
Духи: Cuir d’Ange, Hermes
Марка одежды: Maison Margiela, Prada, Loft design by..., COS, True Religion
Обувь: Prada, Saint Laurent, Premiata
Косметика: Shiseido, Sysley, Laura Mercier, Bobbi Brown
Хобби: горные лыжи, загорать с книгой
Места для отдыха: Париж, Сингапур, западное побережье Калифорнии

Александра могла бы запросто стать героиней Marie Claire даже без истории с собственным бизнесом. Мы таких любим: классический пример self-made. Родом из Крыма, в 19 лет попала в Америку, начинала с мытья полов, чтобы заработать на билет на автобус до университета, а в 28 уже была топ-менеджером. В 35, имея за плечами МВА в престижной французской бизнес-школе INSEAD, учебу в Гарварде и опыт работы на топ-позициях в Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре, Риме и Москве, Александра решает все бросить и посвятить себя новорожденному сыну. А через три года начинает печь дома печенье, которое через несколько месяцев уже продавалось по всей стране. То ли благодаря опыту, то ли благодаря интуиции и сильной внутренней потребности (у сына Шафорост обнаружилась аллергия на белый сахар, а вкусных и здоровых альтернатив в Москве почти не было), плюс мода на ЗОЖ, – но проект выстрелил. Теперь это не только названное в честь сына печенье и гранола «Marc 100% натурально», но также несколько видов здоровых снеков и овсянка моментального приготовления «Marc & Фиса».

Александра назначила мне встречу в центре – в кофейне «Даблби» на Большой Бронной. У нее рядом квартира-лофт, а в этом кафе в придачу к отборному кофе продают и ее печенья. Я попробовала: вкус тонкий, слегка непривычный, но коробочку гречишного печенья с лимоном съела моментально. Несмотря на то что в ингредиентах значится мед, оно совершенно несладкое! Рецепты Александра придумывает сама, а к отбору ингредиентов подходит как перфекционистка: экологически чистая мука из Алтайского края, башкирский мед, дикая брусника из Сибири, сахарный тростник с Маврикия, бельгийский горький шоколад без консервантов и ароматизаторов и т. п. История этого стартапа тоже образцово-показательная. Александра, задавшись целью строить прозрачный бизнес по образцу западного, начала с малого. Пекла небольшие порции печенья дома и раздавала в детсаду сына. Получив позитивные отзывы, стала печь на кухне в ресторане у друзей и постепенно выходить на поставщиков. Чтобы сократить расходы, тендер на дизайн упаковки разыграла через Интернет среди независимых дизайнеров, включая студентов. Лично у меня люди, которые находят в себе драйв резко поменять жизнь, вызывают интерес и уважение. Александра не разочаровала.

MC: Многие мечтают о собственном деле. Ваша история – пример довольно редкого сегодня быстрого успеха. Раскройте карты: как повторить ваш подвиг?

Александра Шафорост: Успешный бизнес получается не сразу. Любую идею лучше поделить на маленькие части, на маленькие проекты. Тогда подступиться к реализации гораздо проще.

MC: А если есть гениальная идея, но ты ничего не знаешь об индустрии?

А.Ш.: Во-первых, надо провести исследование рынка. Во-вторых, знать свою core competence. Это ваша сильная сторона, стержень, который отличает вас от других. Можно ничего не знать об индустрии, но чувствовать, что тема близка. Тогда нужно интенсивно в нее погрузиться. А все остальное лучше отдать профессионалам. Я большой фанат аутсорсинга. У нас в компании, например, бухгалтерия, логистика, юристы, массовое производство – все это делают люди вне компании. Моей задачей было отобрать партнеров, которым я могла бы доверять.

MC: Сколько у вас в команде человек?

А.Ш.: В самой компании четыре человека. На кухне на аутсорсинге работают еще шесть. Также есть два производства, с которыми мы сотрудничаем. А еще несколько водителей, группа бухгалтеров, но они все вне штата.

MC: Как вы, приехав в Москву относительно недавно, так быстро нашли правильных людей?

А.Ш.: Я считаю, что главное – чтобы характер подходил. И чтобы человек был обучаемый, ответственный и жизнерадостный. Всему остальному я всегда могу научить. И я учу абсолютно всех – от пекарей до водителей. Поэтому на работу стараюсь брать немосквичей. Люди из регионов – они более голодные, как и я, когда была в Америке иммигрантом.

MC: Не опасно ли сейчас делать бизнес в России?

А.Ш.: Люди боятся историй, о которых узнают из газет, а на самом деле давно уже нет таких проверок, как раньше, когда с тебя постоянно трясли взятки. Пока ты маленький, тобой никто не заинтересован. К тому же, если ты абсолютно прозрачен, найти что-то негативное сложно. 

MC: У вас американский паспорт, и вы полжизни прожили на Западе. Где делать бизнес проще?

А.Ш.: Это палка о двух концах. В России несравнимо меньше конкуренция. Но тут очень высокая стоимость капитала, большие риски, проблемы с производством, контролем качества, ингредиентами. Зато когда ты что-то пытаешься делать в Штатах, там по два процента ссуды на любую сумму, особенно если у тебя хорошая кредитная история. Плюс там все легко с юридической и производственной точек зрения, но неимоверная конкуренция.

MC: Как вам с вашими печеньями уже через несколько месяцев удалось выйти на прибыль? Это же просто мечта!

А.Ш.: Ну, это не мечта, а просчитанный риск. Я не очень люблю рисковать и быть кому-то должна. Поэтому все запускала на собственные средства. До этого долгое время зарабатывала больше, чем тратила. Плюс после рождения сына я опустила планку потребностей. Стала делать то, что для меня было раньше неприемлемо: ходить не в Louboutin, не в Prada, летать не бизнес-классом. Все делалось пошагово. Сначала это был маленький объем и много клиентов, которые генерировали поток денег. И только когда я получила заказ от крупного клиента – «Азбуки вкуса», – вложилась в аренду и оборудование.

MC: Ваш сын родился в Париже, и первые три года его жизни вы провели в Европе и Америке. Почему вы вернулись в Россию?

А.Ш.: Я очень люблю Москву. Для меня это самый комфортный город. Даже МBA я делала с четкой мыслью, что работать буду в Европе, но над проектами, связанными с Россией. Единственная альтернатива, куда бы я рассмотрела переезд из Москвы, – это Азия, где я жила какое-то время. Например, Сингапур или Шанхай.

MC: Как вы решились бросить такую крутую корпоративную карьеру?

А.Ш.: С одной стороны, я, наверное, пресытилась. А с другой – так как ребенок у меня родился не в 20 лет, а в более осознанном возрасте, – я хотела поставить сына на первое место, а все остальное подстроить. Первый месяц был дикой ломкой. Я думала вернуться в офис. Это было какое-то безумие: мыслей ноль – кажется, что ты тупеешь на глазах. Мама удержала: «Подожди, ребенка надо кормить каждые три часа – ты что, его в офис, в самолеты с собой будешь брать?»

MC: А какой был ваш первый заработок?

А.Ш.: Папе и его семье (мои родители разведены) дали статус беженцев в Америке по национальным причинам. И мы уехали. Мама осталась в Киеве. Я не говорила по-английски, денег не было, и моя первая работа была в прачечной. Еще я была домработницей, мыла окна и так далее. Надо было банально заработать денег, чтобы на автобусе доехать до вуза. Мне, наверное, поэтому проще идти на риски – я была на самом дне и знаю, что могу подняться.

MC: Мне всегда интересно, где творческие люди берут вдохновение. Например, как вы придумываете рецепты?

А.Ш.: Я люблю готовить, экспериментировать с контрастными вкусами. Это, наверное, от бабушки – она у меня очень хорошо готовила, и уж точно не по рецептам, а «скребла по сусекам». Так и я. Например, наше лимонное печенье. В Париже есть сеть Cojean, я ее очень люблю. У них был десерт – лимонный кекс с маком. Мне безумно нравился его ярко-желтый цвет с вкраплениями черного мака. Воспоминание об этом кексе помогло придумать свой рецепт.

MC: Как считаете, может ли женщина have it all, иметь все и сразу: карьеру, деньги, личное счастье?

А.Ш.: Теоретически, наверное, да, но мне это не удалось.

MC: Почему?

А.Ш.: Многие мои одноклассницы вышли замуж, когда делали MBA. На самом деле, бизнес-школа – лучшее место, чтобы найти мужа. Для тебя selection committee уже отобрал самых умных и перспективных мальчиков. В INSEAD у нас было 80% мальчиков и 20% девочек, в Гарварде – соотношение 60 на 40. Никогда в жизни не будет такой возможности, когда на одну тебя приходятся три умнейших парня со всего мира. Я это поняла намного позже.

MC: Так почему вы этой возможностью не воспользовались?

А.Ш.: Я как раз перед MBA развелась. Десяти лет семейной жизни до этого мне хватило.

MC: Муж был американец?

А.Ш.: Нет, русский, но познакомились мы в Америке. Он на год раньше меня тоже получал MBA в INSEAD. Такой же умный и перспективный.

MC: И почему не сложилось?

А.Ш.: Классическая история. Когда ты делаешь MBA, это и поле для женитьбы, и поле для развода. Особенно если оба из одной среды. У вас настолько много соблазнов, настолько большой выбор и вы настолько радикально меняете жизнь, что это меняет характер. У вас открывается новый взгляд на мир. У нас с мужем это было обоюдное решение. Мы решили, что есть и другая жизнь и нужно ее вкусить. Но мы остались друзьями.

MC: Есть мнение, что у нас в России непросто найти мужа, особенно если ты успешная, независимая и тебе уже не 20 лет. Вы сами как думаете?

А.Ш.: Согласна. Когда я в Нью-Йорке, то, если инвестирую немного времени в себя, даже когда просто иду по улице, провожают взглядом, а в баре смотрят как на богиню и знакомятся. В России сложнее. Я верю, что вторые половинки есть и они как дети, которые, по близкой мне теории, сами выбирают родителей. Дети рождаются тогда, когда звезды сошлись. Со второй половинкой, мне кажется, тоже должно так сложиться. Я окружена большим количеством неженатых мужчин и в Москве, и многие интересные, но половинки пока нет.

MC: Если сравнить работу в корпоративной структуре и свой бизнес – где уровень стресса выше?

А.Ш.: Это как сравнивать: где проще вести бизнес – в Америке или в России? И там и тут есть плюсы и минусы. Наверное, если бы я была менее ленива, осталась бы банкиром. Потому что стресс дает адреналин. А мне нужно определенное количество адреналина. Еще у тебя высокая зарплата и достаточно большой бонус, но есть босс-рутина-коллеги, и каждый из факторов может быть стрессом. А в своем бизнесе ты можешь выкладываться на все сто, но нет гарантии, что это выстрелит. У тебя постоянно большое количество проблем, которые надо решать. Все-таки большинство людей, особенно в России, не любят брать на себя инициативу и нести за нее ответственность. Короче, да, свой бизнес – это постоянный стресс.

MC: И как вы с ним справляетесь?

А.Ш.: Поплакать можно. Поплачешь – и отпустит. Можно йогой заняться, совершить пробежку, уехать куда-нибудь. Короче, выдыхаешь. Вдыхаешь. И идешь вперед.

9 ноу-хау успешного стартапа от Александры Шафорост

 1. Серьезно оцените возможности. Инвестор никогда в жизни не купит идею, а вы никогда на ней не заработаете. Денег стоит ваша способность идею реализовать.

2. Помните, что практика отличается от теории. Предполагаемую сумму вложений лучше сразу умножить на три, потому что, скорее всего, вы потратите в два раза больше, чем рассчитывали, а заработаете в три раза меньше – по крайней мере вначале.

3. Начинайте с малого и протестируйте идею или продукт на как можно большем количестве людей. Может, вам лично все нравится, но никому это не надо.

4. Не бросайте основную работу. Я всегда советую стартаперам до последнего держаться за фиксированную зарплату. И параллельно – пахать 24 часа в сутки.

5. Люди решают все. Ваша команда – это то, что либо потянет вас ко дну, либо позволит вырасти. 

6. Не изобретайте велосипед. Я скорее за историю про «давайте возьмем хороший велосипед, добавим красивую корзинку, раскрасим его, и он получится прекрасным и впишется в московские сугробы». 

7. Продумывайте каждую деталь и стремитесь к безупречному качеству.

8. Лучше хотя бы немного разбираться в праве и финансах, чтобы здраво оценивать риски.

9. Изучите рынок и выберите лучшего консультанта, который поможет построить эффективный механизм.

Фото: Василий Кудрявцев

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйДекабрь 2016
Dream