Этикет на корпоративной вечеринке: как веселиться без последствий для карьеры

[@Work] [Новый год и Рождество][Традиции и этикет]
13918
Правило первое и самое важное: помните, что вам с этими людьми еще работать.
Кадр из к/ф «Волк с Уолл-стрит»

Эпоха помпезных праздничных балов неумолимо уходит в прошлое, а великосветские приемы позволяют себе лишь единичные компании. Во всех же остальных случаях мелкие фирмы и крупные корпорации предпочитают веселиться в более или менее едином формате – на корпоративах, которые неизменно предполагают два будто бы взаимоисключающих условия: праздновать бурно и активно и в то же время всегда «сохранять лицо».

Времена меняются, многие старые правила этикета уходят в небытие, а вместе с тем зачастую стираются границы того, как же можно и как нельзя вести себя на подобных мероприятиях. Впрочем, универсальное решение, которого придерживаются многие эксперты по деловому этикету, все же есть: неважно, насколько неформальный праздник задумало ваше руководство, – вы все равно находитесь на работе. А это значит, что расслабляться тоже придется в меру.

Конечно же, корпоратив – это не вечерний прием у британской королевы, а потому он не подразумевает строжайших правил этикета в ущерб чьему-либо комфорту. И все же за десятилетия повсеместной деловой практики мир выработал несколько важных условий для проведения подобных мероприятий. Рассказываем о самых важных.

Приходить или нет?

Кадр из к/ф «Бриджит Джонс: Грани разумного»

Одно из самых больших заблуждений некоторых не слишком общительных сотрудников – святая вера в то, что на корпоративную вечеринку можно приходить «по желанию». Чтобы продемонстрировать, насколько такой подход неуважителен и груб пот отношению к руководству, достаточно представить, как вы пропускаете любую другую вечеринку, несмотря на то, что хозяева уже рассчитали на вас меню, алкоголь, места и так далее. Не слишком вежливо, не так ли?

Ощущение «маленькой шестеренки в большой корпоративной машине», безусловно, может преследовать вас на любом корпоративе, однако здесь ключевую роль играет именно ваше отношение к компании – уважительное и лояльное. «Как бы вам ни хотелось пропустить праздник, вы обязаны прийти, – рассказывает порталу CIO эксперт по этикету Шерон Швайцер. – Обязательно к исполнению. Если не придете, то этот ваш шаг будет транслировать негативное сообщение руководству. Будьте уверены, оно все заметит».

Если же вы не можете посетить вечеринку по вполне объективным обстоятельствам, то не поставить никого в известность – не менее грубое нарушение. Отправьте ответ с благодарностями и объяснением или хотя бы просто свяжитесь с менеджером, – главное, сделать это заранее, а не в самый последний момент. В противном случае это может вызвать подозрения, будто вы, словно маленький школьник, придумываете причину не пойти.

Пунктуальность и тайминг

Другое не менее распространенное заблуждение относительно офисных праздников гласит, что в такой большой компании или корпорации никто и не заметит, если вы придете позже или уйдете раньше (ведь главное «засветиться», не так ли?). И пусть у вас есть самая веская причина для опоздания – допустим, вы, в отличие от коллег, слишком серьезно относитесь к работе и желаете сделать в короткий день как можно больше. Вот только рассчитывать на то, что руководство оценит ваше трудолюбие, стоит с вероятностью «50 на 50». Чего же оно совершенно точно не оценит, так это вашего  халатного отношения к празднику, на который было затрачено немало сил и солидные бюджеты. В конце концов, неужели нельзя было оптимизироваться и закончить работу раньше?

Как правило, предусмотрительные организаторы закладывают небольшое количество времени под так называемый «сбор гостей» – обычно это около получаса. Прибыть на место необходимо именно в этот период, еще лучше – в течение первых 15-20 минут.

Кадр из клипа «Office Christmas Party (Amy Adams) - SNL»

Прийти вовремя очень важно, еще и потому, что именно в начале вечеринки руководство берет приветственное слово и поздравляет подчиненных. Пропустить эту часть мероприятия – значит, продемонстрировать начальству, что вы здесь только ради еды, алкоголя и развлечений.

Точно так же важно и вовремя уйти – не раньше и не позже. Следить за таймингом поможет смена блюд: допустим, если персонал ресторана или клуба уже подает десерт, то можно догадаться, что вечеринка скоро подойдет к концу. Если же официанты уже убирают посуду и начинают мыть полы, не сомневайтесь: вы очень сильно задержались. Вдвойне неприятно, если вы, расправляясь с очередным бокалом, пропустили момент, как вечеринку покидает руководство и организаторы: этикет обязывает прощаться с ними и благодарить их за вечер отдельно.

Дресс-код

Разумеется, многое зависит от самого дресс-кода компании, и именно на него стоит ориентироваться, выбирая наряд для корпоратива. Многие эксперты по этикету сходятся во мнении, что образ для вечеринки с коллегами должен быть немного наряднее вашего обычного делового костюма и уж точно исключать чрезмерную сексуальность (вроде глубоких декольте, коротких юбок и так далее). «Всю короткую, облегающую и откровенную одежду оставьте дома и сохраните для вечеринки, на которой не будет ваших коллег, – советует Шерон Швайцер. – Создавать профессиональный образ (особенно женщинам) и так тяжело. Так что не стоит портить все за одну ночь».

Кадр из к/ф «Блондинка в законе»

Трудности начинаются, когда организаторы указывают особый дресс-код для вечеринки (узнать его можно, прочитав приглашение или связавшись с HR), и он очень далек от привычного вам делового шика. И если с требованиями вроде black tie или cocktail attire еще можно разобраться, то более креативные предложения, вроде «Старого Голливуда» или «90-х», могут заставить понервничать любого.

Соблюдать или не соблюдать? Ответ очевиден: конечно же, соблюдать, иначе могут обвинить в неуважении. А вот в какой мере придерживаться заданного дресс-кода, решать уже вам. Вы вполне можете как продумать свой наряд до мелочей, так и остановиться на общей цветовой гамме или аксессуарах.

Брать ли с собой супруга?

Кадр из к/ф «Как отделаться от парня за 10 дней»

Этот вопрос также можно уточнить у руководства, но, как правило, если в приглашении не указано обратного, то сотрудник приходит на праздник один. Вообще, подобные вечеринки во многом нужно рассматривать не просто как обязательный сюрприз от компании, но и как типичное корпоративное мероприятие, призванное укрепить связи между коллегами, повысить лояльность к организации и так далее. Если же сотрудник приводит с собой супруга, возлюбленного или просто друга – есть шанс, что весь оставшийся вечер он или она проведет исключительно в его компании.

Общение

Одни его всячески избегают, другие с нетерпеньем ждут, но, так или иначе, общаться вам придется в любом случае. Пренебрегать короткими беседами не стоит – в конце концов, это один из самых эффективных способов обзавестись полезными связями, поближе познакомиться с начальством, выбить для себя новый проект и так далее.

Важный момент: корпоративная вечеринка – тот редкий шанс, когда вы можете лично увидеть CEO компании или кого-то из топового руководства и поговорить с ними.

Кадр из к/ф "Из 13 в 30"

Один из самых беспроигрышных вариантов – подойти к начальству и организаторам и поблагодарить их за великолепную вечеринку, отметив декор, меню или программу. «Как правило, офисные вечеринки организовывают целые команды людей, не говоря уже о боссах, которые за все это платят, – рассказывает американскому Forbes Джастин Лавель, эксперт по персональному брендингу. – Поэтому потратьте пару минут, чтобы поблагодарить их. Казалось бы, это мелочь, но сама по себе организация подобных мероприятий для таких людей идет в ущерб их рабочему времени. Поэтому они будут рады, если кто-то оценит их усилия. Просто вопрос вежливости».

Эксперты по этикету отмечают еще одно расхожее правило: разговоров о работе стоит избегать, ведь после и так утомительного рабочего дня такие темы ничуть не благоволят веселью. Категорически не рекомендуется также жаловаться на что-либо – будь то безобидные пробки или ваше недовольство офисами компании. Табу на негатив также распространяется и на обсуждение резонансных новостей о политике, экономике, религии и, конечно же, на любые сплетни.

Самые выигрышные темы: путешествия, культура, традиции, досуг. Соблюдая дистанцию, поговорить допустимо и о семейном – например, если коллега хвалит успехи своего ребенка в школе, можно попробовать расспросить его об этом подробнее.

«Пусть ваша беседа будет позитивной и длится всего 5-10 минут, – советует Шерон Швайцер. – На вечеринке вы празднуете успешное окончание года, так что веселое настроение – это обязательно».

Алкоголь и тосты

Кадр из к/ф «Волк с Уолл-стрит»

Пить или не пить на корпоративной вечеринке решаете только вы, но тут важно одно: если уж решили пить – то не переборщите, а если нет – то воздержитесь от фраз «алкоголь – это зло», «я принципиально не пью» и им подобных, дабы не смущать остальных. Некоторые эксперты советуют на подобных праздниках все же взять один бокал шампанского для тостов, а на протяжении вечера, если не хочется выпивать, выбирать безалкогольные напитки.

Вообще, тема алкоголя требует максимальной тактичности как от тех, кто пьет, так и от тех, кто воздерживается. Фраза «а чего это ты не пьешь?» смущает не меньше, чем «я вообще-то не пью». И уж точно не стоит настойчиво предлагать коллеге выпивку, если он или она отказывается.

Отдельное поле для демонстрации хороших манер – тосты. Скорее всего, ваше начальство во время банкета захочет выделить нескольких сотрудников и выпить за их достижения отдельно. «Если чествуют вашего коллегу, поднимите бокал в конце тоста и только после того, кто этот тост произносит, – дает наставления Шерон Швайцер. – После этого сделайте паузу: возможно, ваш коллега захочет произнести ответный тост». Если же поздравления посвящают вам, то тут тоже действуют свои правила. Например, пить за себя в этом случае не стоит (как, впрочем, и хлопать в свою честь), а после нужно обязательно сказать пару ответных приятных слов в благодарность.

Еда

Кадр из сериала "Черное зеркало"

Ваша компания устраивала вечеринку не только для того, чтобы вас накормить, поэтому не стоит, едва войдя в банкетный зал, набрасываться на еду, ни с кем не поздоровавшись. Самое лучшее решение, которое сотрудник может принять в день корпоратива, – поесть что-то высокоэнергетическое заранее, чтобы на самой вечеринке можно было спокойно поесть в хорошей компании, а не судорожно утолять голод, нагулянный в течение рабочего дня. По этим же причинам неприличным считается, если гости забирают еду и алкоголь «с собой».

Помимо этого, Шерон Швайцер советует также не забывать о базовых правилах этикета на приемах: не разговаривать, пока не прожевали пищу, не есть с мармита, пользоваться салфетками и всегда (!) следить за чистотой рук – на случай предвиденных и непредвиденных рукопожатий.

Фото и соцсети

Запечатлеть себя на корпоративной вечеринке не просто не возбраняется, но даже приветствуется. Никто не запрещает вам делать фотографии на свой фотоаппарат или смартфон, даже если компания уже наняла для этих целей профессионала. Правда, определенных правил все же придется придерживаться.

Кадр из к/ф "Убить за лайк"

Далеко не каждый ваш коллега любит фотографироваться, а потому разрешения стоит спрашивать каждый раз (!), когда вы желаете поймать кого-то в объектив. То же касается и селфи: не стоит просто так подходить к человеку и сразу же делать кадр, ведь ваш напарник вполне может даже не успеть сориентироваться.

Отдельный момент касается соцсетей, особенно популярных в последнее время прямых трансляций и сториз. Снимать на видео и фотографировать коллег без их разрешения на танцполе, за столом, за барной стойкой и так далее – верх неуважения. В конце концов, нелестную публикацию с собой в главной роли они могут заметить лишь на утро – когда ее уже увидит добрая половина вашего коллектива. Чего доброго, возможно, для вас это было всего лишь развлечением, а человек может лишиться работы (примеры есть: «Как испортить карьеру одним постом в соцсети: 17 реальных историй»). То же касается и фотографий с вечеринки в «ленте»: согласовывайте публикацию со всеми, кто присутствует на снимке, и с пониманием относитесь к возможному отказу.

На следующий день

Кадр из к/ф "Дьявол носит Prada"

Вам очень повезет, если руководство задумает организовать корпоративную вечеринку в пятницу: будет время выспаться и прийти в себя за выходные. Но если вы гуляли всем офисом в один из будних дней, то утро после праздника может максимально не располагать к работе. Как правило, в этом случае у многих возникает соблазн позвонить шефу и взять больничный. Впрочем, действительно ли стоит это делать – еще большой вопрос, ведь с огромной долей вероятности ваш начальник все равно поймет истинную причину вашего «больничного». И не обрадуется этому, ведь так вы наносите ущерб рабочему процессу.

Более того, если корпоратив прошел по всем правилам и без чрезвычайных ситуаций, то на следующий день сотрудники должны испытывать не стыд и не смущение, а чувство сплоченности и товарищества. Непосредственно после вечеринки эти эмоции будут на пике, а потому быть в этот момент вместе с коллективом, а не в постели, – такой же жест учтивости и благодарности, как и прочие правила этикета.

И еще пять важных правил, которые стоит соблюдать на корпоративах и после них:

Небольшой лайфхак от Школы этикета в Нью-Йорке: войдя в помещение, не пытайтесь сразу юркнуть вглубь. Для начала отойдите немного вправо и задержитесь на месте. Это позволит вам отыскать глазами ключевых персон, с которыми стоит поговорить, а также даст остальным гостям возможность заметить вас.
Прогуливаясь по залу, держите бокал в левой руке. Тогда ваша правая рука будет свободна для рукопожатий, а также не будет неприятно холодной и мокрой.
Корпоратив – это, в том числе, танцы и конкурсы. Отказаться от них, конечно же, всегда можно, но не всегда вежливо. Вспомните, что поступаться принципами и перебарывать стеснение иногда приходится даже политикам и аристократам.
Кадр из к/ф «Волк с Уолл-стрит»
Флирт с коллегой, с которым вас не связывают романтические отношения, категорически не приемлем в любом виде. В наши дни, когда к понятию харассмента привлечено столько общественного внимания, такое поведение может стоить должности (читайте также: «Что такое харассмент по-русски и как с этим можно (и нужно) бороться»).
Даже если в конце вечеринки вы потратили добрые полчаса на то, чтобы поблагодарить все ваше руководство, не смущайтесь отправить ему и коллегам письмо с благодарностью и на следующий день. Помимо этого, какую-то часть рабочего времени стоит посвятить общению с теми, с кем вы познакомились накануне, отправив им электронное письмо с дополнительной информацией о себе.

Фото: кадры из фильмов

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйИюнь 2019
Coming Out