Кейс: что может сделать бизнес, чтобы побороть сексизм

[@Work] [Карьера][Работа над собой]
392
Директор по коммерческим операциям Procter&Gamble в Восточной Европе и Центральной Азии Микаэла Демария на примере собственной компании рассказывает о важности гендерного равноправия и препятствиях на женском карьерном пути.

Я родилась в небольшой деревушке в Италии, где до сих пор очень силен традиционный уклад жизни. У нас мало кто получал высшее образование. Но я отучилась в нескольких европейских университетах и получила степень магистра менеджмента. Мои родственники и односельчане не могли понять, почему бы мне просто не выйти замуж, не завести детей и не прожить спокойно в нашей деревне всю жизнь. Но у меня были грандиозные планы! Я хотела доказать, в первую очередь самой себе, что могу добиться успеха.

До того, как я пришла работать в P&G, я сталкивалась с весьма банальными ситуациями: мужчины, которые проводили собеседования при приеме на работу, спрашивали, есть ли у меня кто-то, собираюсь ли я замуж, хочу ли я завести детей, звали поужинать вдвоем, «чтобы подготовиться к финальному интервью» (читайте также: «Как реагировать на неловкие вопросы на собеседовании (и получить желаемую работу)»).

Но, к счастью, новые тенденции диктуют новые правила. Все больше компаний стремятся зафиксировать в своей корпоративной культуре одну важную ценность – гендерное равноправие. В P&G, к примеру, женщины сегодня составляют 45% менеджерского состава, а 32% занимают высшие управленческие позиции. Это действительно очень важно – но мало просто слепо продвигать сотрудниц на топовые должности. Парадигму нужно менять изнутри: строить качественно новую культуру в организации, поощрять равноправие и уважение. Только тогда компания будет достаточно компетентной для того, чтобы транслировать свои ценности на все общество.

Как это сделать? Можно начать с этих шагов:

Поощрять индивидуальность

Не секрет, что многим женщинам, которые хотят добиться успеха, приходится копировать «мужской стиль» поведения – но это принципиально провальная позиция. Важно уважать и поощрять любой стиль работы, развивая таким образом инклюзию, а не сегрегацию. Почему? Все дело в том, что женщины на многие вещи смотрят по-другому, ко многим задачам подходят с иной стороны – и это следует ценить и уважать. Я хочу, чтобы все мои подчиненные чувствовали свою нужность, чтобы их мотивация была на высоте, чтобы они могли максимально раскрыть свой потенциал. Не нужно быть ничьей копией, не нужно становиться частью толпы – нужно уважать сотрудника, его навыки и собственный стиль работы. Мы верим, что команда, составленная из людей с мышлением разного типа, наиболее успешно решает бизнес-задачи.

Разговаривать с мужчинами

Мужчины часто не видят гендерного неравноправия – разумеется, не потому, что они плохие или глупые, а потому, что стереотипы внушаются всем нам с самого детства. Чтобы разорвать неверные шаблоны внутри компании, мы много работаем с некоммерческими организациями. Мне особенно нравится наше сотрудничество с Catalyst, занимающейся проблемами гендерных стереотипов и неравенства. Например, есть программа, которая называется MARC – Men Advocating Real Change: она помогает мужчинам понять их привилегии и подталкивает к тому, чтобы бороться за права женщин (читайте также: «Это сексизм: как современное общество унижает женщин»).

Конечно, и в нашей компании случаются сложности – но мы работаем с ними, разбираем и не замалчиваем. Важно также вводить специальные программы и для мужчин, и для женщин, которые будут призваны помочь им на разных этапах жизни – начиная от адаптации рабочего графика под собственные нужды и заканчивая декретным отпуском. Кстати, у нас многие мужчины уходят в декрет – даже мой собственный муж!

Всегда думать о разнообразии

У меня неоднозначное отношение к гендерным квотам. С одной стороны, без квот женщине часто сложно пробиться. С другой, сами по себе квоты ничего не дают, их смысл – стать сигналом к переменам. В P&G налажен рекрутинговый процесс, благодаря которому мы понимаем, как применить индивидуальные таланты человека.

Но все же здесь важно помнить: бизнес-нужды – всегда на первом месте.

Впрочем, если в мою команду будут пробоваться два одинаково способных человека, мужчина и женщина, а моя команда при этом состоит исключительно из мужчин – я выберу женщину из соображений разнообразия. Доказано, что чем разнообразнее команда, тем лучше ее показатели.

Я полагаю, что «женский» и «мужской» стиль работы относятся в большей степени к стереотипам, чем к реальности, но из своего опыта могу сказать, что у представителей разного пола есть определенные наклонности. Женщины обычно более спокойны и решают вопросы через сотрудничество вместо того, чтобы ударить кулаком по столу. Тем не менее, ни одна мерка не подходит ко всем людям, поэтому подчеркну, что такие выводы больше относятся к области допущений.

Выходить «в мир»

Завод компании P&G в Санкт-Петербурге

Реклама способна влиять на взгляды общества: если она закрепляет стереотипы, их становится еще сложнее разрушить. Многим стереотипам сотни лет, и именно они диктуют людям, кто они такие и что должны делать. Мы много работали, чтобы добиться равноправия мужчин и женщин в компании – а потому закономерно решили, что можем повлиять и на общество в целом с помощью своей рекламы.

От женщин ожидают, что они будут всегда и во всем идеальны. Но действительно ли так должно быть? Если в вашей компании эти устаревшие стереотипы уже не работают, и вы действительно верите, что в обществе должны воцариться совсем иные идеалы, то ваша миссия – рассказать об этом, сделав вашу работу не просто бизнесом, а социально ответственным бизнесом. У нас, как у корпорации, огромные возможности и ресурсы – так почему бы не направить их на действительно важные дела?

Так, к примеру, у нас родилась рекламная кампания для бренда Pantene – «Не дай стереотипам помешать тебе». В коротком видеоролике сначала мужчина, а потом женщина ведут себя одинаково, используют одни и те же жесты, но о нем уважительно говорят «начальник» («boss»), а о ней презрительно – «командирша» («bossy»).

Мне также очень дорога кампания Like a Girl, «Как девчонка», придуманная для бренда Always – мне близки героини этих рекламных роликов, потому что у меня самой есть дочь-тинэйджер, и я хорошо помню, как это непросто, быть подростком и взрослеть. Когда кто-то говорит тебе, что ты делаешь что-то или ведешь себя, «как девчонка», всегда звучит оттенок неодобрения. Наша реклама показала впечатляющие результаты – если до просмотра роликов фраза «как девчонка» вызывала положительные ассоциации только у 17% опрошенных, то после – уже у 76%!

Наши опросы показывают, что у половины молодых девушек падает уровень уверенности в себе во время взросления, и у многих он так и не восстанавливается. Одна из причин – физические и физиологические изменения, а ведь есть еще психологическое давление со стороны сверстников и общества. Это некие ожидания в отношении того, как девушка должна выглядеть, что должна делать.

Нам есть чем помочь: P&G поддерживает множество образовательных программ, особенно в школах. Эти программы охватывают более 17 миллионов девушек по всему миру, из них около миллиона – в России. Наши эксперты говорят с ними об этапах взросления, о физических изменениях. Кроме того, у нас есть веб-платформа DevChat.ru, где девушки могут поговорить между собой и с экспертами, задать волнующие вопросы и почитать статьи. Для работы над сайтом мы привлекаем психологов, врачей, стилистов и других специалистов, создавая для девушек комфортную среду.

Еще один важный для меня проект – прошлогодняя кампания с Ariel «Share the Load» («Раздели ношу») в Индии. В ней мы говорим о том, что мужчины могут и должны делать работу по дому вместе с женщинами. У мужчин такие же руки, ноги и голова – так почему нет? Наши ролики уже набрали 50 миллионов просмотров и помогли начать обсуждение этой проблемы в Индии на уровне всей страны.

Я твердо убеждена, что равноправие мужчин и женщин – это задача не только женщин, это общая задача, и каждый должен внести свой вклад в ее решение. Более того, у бизнеса, особенно у крупных международных компаний, есть своя особая и важная роль в том, чтобы предметно решать все еще существующие проблемы неравенства мужчин и женщин.

Об авторе:

Микаэла Демария ─ директор по коммерческим операциям Procter & Gamble в Восточной Европе и Центральной Азии.

Выпускница Туринского университета с дипломом в области экономики, Микаэла присоединилась к Procter & Gamble в 1998 году. У нее за спиной 20 лет опыта работы в P&G в шести странах по таким ключевым направлениям бизнеса, как уход за детьми, средства для всей семьи, средства для стирки, продовольственные товары и напитки. Сегодня Микаэла Демария возглавляет международную команду из 55 специалистов. Опытный лидер и менеджер, Микаэла стремится создать такую рабочую среду, в которой каждый человек может развивать свои профессиональные навыки и умения. Интересы Микаэлы затрагивают такие сферы, как организация и ведение комплексных проектов, коучинг и менторство, а также гендерное равенство и инклюзивность.

Микаэла родом из Италии. Она говорит на шести языках: итальянском, английском, испанском, французском, немецком и русском.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйЯнварь 2019
Art of Start