Страсть к объекту: история Chanel №5
Коко Шанель в городе Биарриц (1928)

С конца XX века Chanel №5 – самый продаваемый аромат в мире. А начиналось все в далеком 1921 году, когда Габриэль Шанель уже стала «королевой моды». Созданный ею стиль – это простота, свобода и комфорт. Настоящая революция в рамках женского гардероба. Но мадемуазель не собиралась останавливаться на достигнутом. Во время отдыха в Монте-Карло из дружеских бесед с художником Хосе Марией Сертом и его женой Мисей родилась идея создать собственные духи. И это стало поворотным моментом, поскольку до сих пор парфюмерия и кутюр шли параллельными дорогами и никогда не пересекались.

В истории Chanel N5 много ... русского. Во-первых, амбициозная цель наметилась в самый разгар романа Коко и великого князя Дмитрия (племянника царя Николая II),  а Мадемуазель всю жизнь училась у своих мужчин и брала все самое лучшее из того, что они знали и умели. Во-вторых, именно князь Дмитрий познакомил  её с парфюмером Эрнестом Бо, сыном бывших парфюмеров русского царского двора, который в результате и создал легендарную композицию.

Страсть к объекту: история Chanel №5
Габриэль Шанель и Великий князь Дмитрий Павлович на вилле Ama Ttikia, Биарриц (лето 1924)

Свои пожелания Габриэль высказала совершенно четко. Ей нужен был парфюм, который не был бы похож ни на один другой. Он должен был обладать многогранностью и противоречивостью, порывистостью и недосказанностью. Она ждала «аромат женщины, который пахнёт женщиной».

В чем же собственно состояло новаторство? В том, что в разработанной Эрнестом Бо «архитектуре» аромата нет главенствующих нот. Здесь нельзя говорить отдельно о розе или жасмине. Значение имеют только различные сочетания цветочных мотивов. Парфюмер использовал более 80 ингредиентов, усилив их для воспринятая нашего обоняния нотами альдегидов (высоко-летучих синтетических соединений, благодаря которым цветочные ноты становятся воздушными) в неслыханных до тех пор пропорциях.

Страсть к объекту: история Chanel №5
Страсть к объекту: история Chanel №5

Тем не менее, композиция №5 основана на цветах, собранных в разных уголках света. Здесь есть чувственный иланг-иланг с Коморских островов, волнующая и женственная майская роза  и славный носитель вековых парфюмерных традиций жасмин из Грасса (который, кстати, в формулу добавила сама Коко Шанель), ваниль с острова Реюньон. Секретная формула до сих пор хранится в сейфе, шифр которого известен только бывшему парфюмеру дома Chanel Жаку Польжу.

Название новых духов стало настоящим скандалом и нанесло сокрушительный удар по романтически-лирической моде того времени. Простое число пять несёт в себе несколько смыслов. С одной стороны, это просто порядковый номер образца, который одобрила и выбрала сама Мадемуазель. С другой стороны, Габриеэль Шанель родилась под астрологическим знаком Льва, который стоит пятым в круге зодиака, а она всегда следовала знакам судьбы, отмечая ими свой творческий и жизненный путь. Ну и наконец, уникальное название легко запоминается и воспринимается во всем мире без перевода.

Страсть к объекту: история Chanel №5
Коко Шанель (1933)
Страсть к объекту: история Chanel №5
Легендарный флакон Сhanel №5

Дизайн флакона разработан лично Мадемуазель Шанель. Строгими линиями и закруглёнными углами он напоминает лабораторную колбу. Это настоящий образец чистоты и простоты стиля. Дорогая строгость и не показная (а значит, настоящая) роскошь вне времени и вне моды. До сих пор тончайшая пленочная мембрана наносится на горлышко флакона вручную и в ручную же заматывается двумя рядами хлопковой чёрной нити. Эти сложности нужны для того, чтобы защитить аромат от проникновения воздуха. Восковая печать с символом дома Chanel – гарантирует герметичность флакона.

Прежде, чем покорить мир, композиция №5 завоевала США, а потом Японию. Во время освобождения Парижа от захватчиков толпы солдат союзников часами простаивали у бутика на улице Камбон, чтобы заполучить драгоценный флакон. С 1959 года аромат присоединяется к постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке, а художник Энди Уорхол посвящает ему целую серию полотен.

Аромат №5 – это история с продолжением. В 1986 году Жак Польж создал парфюмированную воду, в которой аутентичная композиция получила современное прочтение: верхние ноты были оживлены облаком цитрусовых, а шлейф усилен звучанием ванили. И наконец, этой осенью   будет написана новая глава прославленной саги. Парфюмер дома Chanel Оливье Польж (сын Жака Польжа) приготовил сюрприз для поклонников легенды №5. Ждем с нетерпением!

Страсть к объекту: история Chanel №5
Коко Шанель в первой рекламе Сhanel №5 (1937)
Страсть к объекту: история Chanel №5
Мэрилин Монро готовится к премьере спектакля по пьесе Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» в театре Morosco на Бродвее, Нью-Йорк (24 марта 1955)
Страсть к объекту: история Chanel №5
Сьюзи Паркер в объективе Ричарда Аведона в рекламной кампании Сhanel №5 (1957)
Страсть к объекту: история Chanel №5
Лорен Хаттон в объективе Ричарда Аведона в рекламной кампании Сhanel №5 (1958)
Страсть к объекту: история Chanel №5
Джин Шримптон в объективе Хельмута Ньютона в рекламной кампании Сhanel №5 (1971)
Страсть к объекту: история Chanel №5
Катрин Денев в объективе Ричарда Аведона в рекламной кампании Сhanel №5 (1973)

Фото: архив Chanel