От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю
Анна Сергеевна, «Бриллиантовая рука»; Людмила Прокофьевна Калугина, «Служебный роман»; Зиночка, «Иван Васильевич меняет профессию»

Мода и искусство кино тесно переплетаются между собой. Увлекательно, конечно, следить за захватывающим сюжетом, но когда он еще и подкреплен шикарными нарядами, впечатление о фильме становится еще более ярким. И кто бы что ни говорил про отсутствие моды в СССР, костюмы в фильмах всегда были на высшем уровне. Рассказываем про самые культовые платья советского кино, которые навсегда вошли в историю.

Наташа Ростова, «Война и мир» (1965-67)

От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю
От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю

Тот случай, когда наряд является немым продолжением героини. Наташа Ростова в исполнении Людмилы Савельевой покорила сердца зрителей не только своей невинностью и гениальной актерской игрой, но и платьем в стиле ампир, которое было на девушке в сцене на ее «первом большом балу». Оно представляло собой белый чехол, покрытый сверху невесомой прозрачной тканью. Несомненно, одно из самых запоминающихся платьев всего советского кинематографа. И даже тот факт, что в книге оно описано как розовое, а не белое, никак не сказался на производимом впечатлении.

Леночка Крылова, «Карнавальная ночь» (1956)

От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю

Героиня Людмилы Гурченко запомнилась нарядами невероятной красоты, созданными специально для фильма. Даже человек, ничего не смыслящий в моде, сразу поймет, что все они были выполнены в стиле New Look. Осиная талия Гурченко сделала платье из органзы и расшитое пайетками, еще более идеальным, прочно закрепив его в списке культовых платьев советского кино. Кстати именно после «Карнавальной ночи» подобные модели уверенно «вошли» в советскую моду.

Анна Сергеевна, «Бриллиантовая рука» (1968)

От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю

Знаменитое платье-халатик с перламутровыми пуговицами уже давно стало именем собственным. После романтичного наряда Наташи Ростовой и ультрамодного New Look Леночки Крыловой смелое мини на Анне Сергеевне из «Бриллиантовой руки» было чем-то из ряда вон выходящим для консервативного советского зрителя. Однако это только подогрело к нему интерес и сделало его одним из самых знаковых в отечественном кинематографе. За это стоит отдельно поблагодарить Светлану Светличную, которая сама подобрала халатик для своей героини, впрочем, как и пуговицы к нему.

Людмила Свиридова, «Москва слезам не верит» (1979)

От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю

Всеми любимая героиня Ирины Муравьевой была заядлой модницей. Можно сколь угодно гадать, на какие средства простая работница хлебозавода могла позволить себе такие наряды, но сегодня это и не важно. Главное, что они отлично отражали характер своей обладательницы. Особенно нам запомнился первый «выход» Людочки Свиридовой после смены на работе. Черно-белое платье в небольшую клетку с воротничком с первых минут фильма выделило ее среди остальных героинь, задав тон всему ее гардеробу.

Лариса Дмитриевна Огудалова, «Жестокий романс» (1984)

От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю

Костюмы фильма «Жестокий романс» были сшиты по всем канонам Чарльза Уорта, английского модельера XIX–XX веков, который стоял у истоков высокой моды. Именно он предложил уйти от пышных юбок и сделал женский силуэт более изящным. Нельзя не упомянуть, что все три главных платьев Ларисы Дмитриевны Огудаловой исполнены в голубом цвете, дабы подчеркнуть невинность и нежность девушки. Вот, например, наряд ко дню рождения героини — платье с множеством рюшей, тесьмой по линии груди и манжетам, отделкой из бабочек на груди и контрастным шлейфом. Сегодня оно в отреставрированном виде занимает свое почетное место в музее костюма «Мосфильма».

Золушка, «Золушка» (1947)

От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю

Платье Золушки на балу в одноименном советском фильме поражает нас не только своей красотой и «грандиозностью», но и тем фактом, что сшито оно было, что называется, из подручных материалов во времена послевоенного дефицита. Съемочная группа несла из дома все, что могло пригодиться. Можно сказать, что к созданию платья Золушки приложила руку сама Фаина Раневская — именно она отдала обрезки шифона, которые так тепло берегла. Из них-то и была сделана юбка наряда. Но, несмотря на все трудности, платье, и правда, получилось роскошным. Атласный лиф с вышивкой, пышные рукава-фонарики, высокие блестящие манжеты и пышная юбка — настоящая костюмированная сказка (во всех смыслах) из детства.

Людмила Прокофьевна Калугина, «Служебный роман» (1977)

От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю

Бело-синее платье с отложным воротничком, крупными пуговицами и акцентом на талии, в которое героиня Алисы Фрейндлих переоделась в конце всеми любимого ромкома «Служебный роман», было сшито специально для съемок фильма. Однако это нисколько не помешало советским женщинам сразу же после просмотра отправиться в ателье и заказать себе такое же (читайте также: Особо секретно: где одевалась элита СССР). Вот, что значит настоящее платье-легенда своего времени. Да и не только своего, что уж там говорить — аплодируем стоя художнику по костюмам Эдит Приеде. Ну что ж, эффект «Умереть — не встать!» был достигнут в полной мере.

Зиночка, «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю

Есть в этом поистине легендарном розовом платье что-то революционное в контексте советской моды. А точнее — все. От футуристических ноток до разницы длин в юбке и геометрии в деталях. Автором этого творения является Вячеслав Зайцев, на тот момент молодой дизайнер (читайте также: Советский стиль: как одевались первые леди СССР). Именно после этого наряда его и настигла заслуженная слава. Вдохновение он черпал в работах Пьера Кардена и Андре Куррежа.

Гуттиэре, «Человек-амфибия» (1961)

От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю

Знаменитое платье героини фильма «Человек-амфибия» с легкостью можно было бы представить в коллекциях на прошедшей Неделе Высокой моды в Париже. Пояс, расшитый пайетками, цветочная вышивка по всей юбке и кружевная вставка на груди — чем не модель для открытия показа Zuhair Murad, например? Хотя, пожалуй, лучше, чем Анастасия Вертинская его представить широкой публике уже никто не смог бы. Аксессуары в виде множества браслетов и серег-полумесяцев отлично поддержали образ темноволосой красавицы.

Надя Шевелева, «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

От «Бриллиантовой руки» до «Войны и мира»: культовые платья советского кино, которые вошли в историю

Ну и завершаем наш список одним из самых узнаваемых платьев советского кино, несмотря на всю его простоту и лаконичность. Более того, Барбара Брыльска, исполнительница роли Нади, не считала его привлекательным и даже отказывалась в нем сниматься. Можем представить, какого же было ее удивление, когда после выхода фильма многие советские женщины буквально помешались на идее заиметь подобное в своем гардеробе. Более того, мы и сегодня можем с легкостью представить его на улицах модных столиц мира.

Об эксперте:

Виктория Илюхина
Виктория Илюхина

Персональный стилист и автор статей о моде.

Фото: Legion Media, архив пресс-служб