Как развить интеллект аутичного ребенка: советы и техники

В чем особенность обучения детей с аутизмом

Аутизм — это нарушение нейроразвития, которое проявляется в виде поведенческих дисфункций. Это расстройство всегда подразумевает сложности в коммуникации: таким детям трудно понять, зачем вообще нужно общаться с людьми и как это правильно делать. Они испытывают проблемы с социальными контактами, боятся и избегают новых опытов общения, часто имеют стереотипное поведение. Аутизм — это спектр, поэтому разные аутичные черты проявляются в разной степени. Обычные дети самостоятельно пытаются входить в социальные отношения, а детей с аутизмом этому необходимо обучать (читайте также: Срочно к врачу: 9 нетипичных признаков, которые выдадут ребенка с аутизмом).

Из-за своих особенностей они не желают учиться, но именно общеобразовательная школа и типичная социальная среда полезны для компенсации у них социального дефицита. Раньше дети с аутизмом попадали в обычные общеобразовательные школы, если они демонстрировали нормальный или выше среднего интеллект, но преподаватели с ними все равно не справлялись. Аутизм при любом уровне интеллекта выступает барьером для стандартизированного обучения.

Как обучать аутичных детей

Всего существует около 30 доказательных методов обучения аутичных людей, большая часть которых основана на Прикладном анализе поведения. Это такая область науки, основанная на систематическом подходе к изучению поведения людей. ПАП применяется в области управления персоналом или для построения эффективной команды. Для детей с аутизмом наибольшим эффектом обладают методы именно этой дисциплины. Приведем несколько примеров:

Как развить интеллект аутичного ребенка: советы и техники
  1. Метод функциональной оценки поведения. Данный метод показывает, что стоит за тем или иным поведением, какая у него функция. Отталкиваясь от этих данных, у ребенка выстраиваются некая система коммуникации, и он впоследствии выбирает эффективную для себя модель поведения.

  2. Метод подкреплений. Ученик поощряется за поведение, которое дает положительный результат: при выполнении задания, за правильный ответ, при отработке нового навыка, при работе с нежелательным поведением, за коммуникацию с другими людьми и т.д. Таким образом, модель поведения закрепляется, затем снижается количество поощрений до полного отказа от них. Далее поведение поддерживается естественными реакциями обычной среды.

  3. Метод подсказок. Этот метод используется для освоения нового навыка или формы поведения. Подсказками могут быть слова, жесты или физическая помощь. Например, педагог может взять за руку ученика и указать на правильный ответ.

  4. Метод видеомоделирования. Этот подход интересен тем, что желаемое и социально одобряемое поведение или навык показываются ученику на видео, и затем наставник просит воспроизвести увиденное. Около 30% детей с аутизмом невербальны или маловербальны, но это не является преградой для обучения. В качестве альтернативного способа коммуникации специалисты используют систему общения с помощью обмена изображениями — этот вид обучения более понятен аутичным детям с речевыми проблемами.

Психолог и педагог Лев Семенович Выготский четко сформулировал: «Развитие следует за обучением». Невозможно развивать аутичного ребенка как личность, если у него не выработаны базовые навыки, позволяющие справляться с окружающей средой. При помощи этих методов преподаватель формирует у ребенка базовые навыки, которые станут фундаментом для развития его личностных качеств.

Варежки Keddo
Купить
Реклама. www.lamoda.ru

Структурированное обучение в школе

В школе все ПАП-методы воспроизводятся в рамках структурированного обучения, на котором построена работа ресурсного класса (читайте также: Как помочь ребенку усвоить информацию: 6 советов от педагогов).

Ресурсный класс — это не отдельный класс как коллектив или аудитория. Это пространство поддержки учеников с аутизмом, «транзит» между типичной школьной средой и аутичным учеником. Здесь не учат математике или русскому языку. Здесь учат понимать инструкции учителя, общаться с другими одноклассниками, справляться с внешней средой, особенно с сенсорными триггерами.

Из самого названия «структурированное обучение» вытекают его принципы:

  1. Структурирование пространства. За каждым учеником закрепляется конкретное рабочее место. Отдельное пространство можно выделить кругом, а для групповой работы и отдыха проводят зонирование пространства. Это позволяет аутичным детям решить, куда идти, в зависимости от своего состояния и настроения.

  2. Визуализация. Для аутичного человека ориентирование и нахождение в знакомой среде крайне важны. Для пояснения можно привести в пример международный аэропорт. Даже не зная иностранного языка, благодаря изображениям мы быстро ориентируемся в огромном пространстве. В инклюзивных школах везде есть указатели, при помощи которых ребенок с расстройством аутистического спектра учится распознавать объекты через визуальную коммуникацию (читайте также: Визуализация желаний: как заставить мечты сбываться).

  3. Структурирование времени, деятельности и задач. Аутичный ребенок должен знать, что и когда его ждет, понимать последовательность действий, поэтому необходимо четко прописывать расписание и список дел на день, давать подробные инструкции и визуализировать все этапы выполнения задания.

Как развить интеллект аутичного ребенка: советы и техники

После такой подготовки ученик может включаться в уроки с нейротипичными (без расстройства аутистического спектра) одноклассниками. Происходить это должно постепенно: для начала по 15 минут один-два раза в неделю и только на предметах, которые выберет сам ребенок. Постепенно время увеличивается, как и количество активностей. Привычные нам учебники могут быть слишком сложны для восприятия детьми с аутизмом, поэтому все материалы необходимо адаптировать. Главные принципы: подсказать, структурировать, дополнить.

Ключевая роль в образовании отведена тьюторам, которые помогают детям во время уроков. Тьюторы — это своего рода наставники, оказывающие помощь и поддержку в освоении навыков, в понимании инструкций учителя, в выборе способов коммуникации и т.д. Однако тьютор не должен замыкать ребенка на себе, основная задача — сделать так, чтобы в какой-то момент его помощь стала не нужна, а ученик мог находиться в классе самостоятельно.

Как развить интеллект аутичного ребенка: советы и техники

Тьютор может просто взять руку ученика и писать ею прописи, либо вместо ученика отвечать на заданные вопросы. Он демонстрирует гиперопеку, пытаясь заменить собой основного учителя на уроке. Если ребенок не может в течение 5 минут сосредоточиться на задаче или выходит из себя от звонка на урок, то тьюторы уделяют слишком много внимания нежелательному поведению, а потом объясняют ребенку, почему он повел себя тем или иным образом, и дают инструменты работы с такими яркими реакциями (читайте также: Игнорирование или уговоры: как правильно реагировать на детские истерики).

Тьюторами и наставниками могут быть и дети — одноклассники или более старшие ученики с аутизмом. Такой метод называется «сверстниковое тьюторство». Они могут объяснить какой-то материал, дать инструкцию. Все задания строятся таким образом, чтобы каждый отработал свои навыки. Занятия могут быть и групповыми, и не только академическими, но и игровыми.

Фото: Shutterstock