Как помочь ребенку усвоить информацию: 6 советов от педагогов

Для каждой возрастной группы детей характерны свои особенности памяти. Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:

  • Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению  с наглядно-образным);

  • Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы, у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание — не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. Вместе с педагогом начальных классов Wunderpark International School Калачевой Ларисой Евгеньевной разбираемся в вопросе.

Как помочь ребенку усвоить информацию: 6 советов от педагогов

К моменту перехода в среднюю школу у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что эта информация понадобится в скором времени, она запоминается быстрее, помнится дольше и воспроизводится точнее.

Для того, чтобы ребенок мог грамотно распоряжаться полученной информацией, у него должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению материала. Для этого необходимо обращать внимание на следующие моменты, которые можно обобщить последовательной схемой:

Как помочь ребенку усвоить информацию: 6 советов от педагогов
  • Осознание, зачем следует запоминать материал;
  • Анализ материала, выявление связи между понятиями и явлениями;
  • Выделение главного, сути в материале, который надо запомнить;
  • Обобщение содержания;
  • Запоминание обобщения.

Кроме того, существует несколько простых техник запоминания. Наиболее известные приемы запоминания можно сформулировать следующим образом:

Ребенок обязательно должен подумать о том, что произойдет, если он не запомнит нужного. Можно прогнозировать и приятные последствия, если только они достаточно важны для него.

Как помочь ребенку усвоить информацию: 6 советов от педагогов

Целесообразно переводить скучную, не всегда изложенную доступным языком информацию на приемлемый для него язык. Здесь окажут помощь эмоции — яркое первое впечатление от предлагаемой информации является гарантией успеха.

Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Большие объемы материала будут сложнее восприниматься ребенком.

Общеизвестно, что повторение – мать учения. Но даже в том случае,  если повторять текст 20 раз подряд, наутро можно убедиться в некачественном запоминании. Психологи установили, что через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день – 34%, а через месяц – 21%. С учетом этого и надо повторять усвоенное — первый раз сразу после прочтения, второй раз – через 30 минут, третий раз – через день, а четвертый  раз – через 2-3 недели.

Как помочь ребенку усвоить информацию: 6 советов от педагогов

Тренировка памяти – самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов. Прежде чем приступать к тренировке памяти, необходимо провести диагностику, то есть знать ее особенности.

Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти. Для хорошего запоминания необходимо хорошее здоровье. Существует большое множество методик, практических упражнений, игр для развития и тренировки памяти (читайте также: Слышать, а не слушать: как научить детей воспринимать ваши слова).

Главное — и родители, и педагоги должны помнить о том, что интеллектуальные способности – это тот багаж, с которым школьник выйдет во взрослую жизнь, с помощью которого выберет и освоит профессию. И помочь ему в этом, конечно же, должны взрослые.

Лариса Калачева
Лариса Калачева

Лариса Евгеньевна Калачева - педагог Wunderpark International School.

Фото: Getty Images