Англия или Швейцария: что нужно знать о частных школах этих стран

[Стиль жизни] [Дети][Гид по миру]
3261
Шеф-редактор сайта Marieclaire.ru отправилась в Великобританию и Швейцарию, чтобы попытаться лично разобраться, почему образование этих стран так популярно у русских родителей, и чем, кроме цены, английские и швейцарские частные школы отличаются друг от друга (а чем похожи).

Версуа, Швейцария, Collège du Léman.

Апрель в Швейцарии – это уже настоящая весна, с солнцем и цветущими садами. Мы путешествуем по территории колледжа и собираем конверты с подсказками. В каждом – зашифрован маршрут до следующего места, где нас ждут. Суть квеста – познакомиться с колледжем в неформальной обстановке. Мой напарник – Дима, ему 17, он учится здесь в 10-м, так что, все шарады разгадывает он, а я послушно иду за ним. Конечно, нам могли просто выдать маршрутный лист. Но так - интереснее. На интересе здесь строится львиная доля всех активностей, даже учеба.

Collège du Léman – финальная точка моего путешествия по бординговым школам Швейцарии. 

«Boarding» - слово, которое стоит первым запомнить, когда вы начнете искать колледж для своего ребенка за границей. Это наш аналог школы-пансиона. Но на этом аналогии и заканчиваются.

Самые популярные у русских родителей бординговые школы – в Великобритании и  Швейцарии. И тут, в общем, все логично: в обеих странах обучение идет на английском языке, а его обычно наши дети учат, в первую очередь. Разумеется, есть еще США. Но тут начинаются нюансы: просто представьте себе, что ваш 12-летний ребенок находится от вас в 10 часах лета. Как часто вы сможете его навещать? А если он заболел? Если у него возникли проблемы? Перелет в Лондон – 4 часа, в Женеву – 3,5. Можно летать на уикенды и длинные выходные. Без джетлага и больших временных потерь. И это аргумент.

Корпуса Collège du Léman

Научить учиться

Хольт, Великобритания, школа Gresham's.

Школа Гришемс – одна из старейших во всем Норфолке. А патронаж королевской принцессы Анны и вовсе делает ее желанным местом учебы для англичан. Собственно школьное обучение начинается здесь с 7 лет. Называется этот период Prep School, то есть «подготовительная школа». Аналогии проводить сложно. Ни программа, ни стиль обучения на наши совсем не похожи. Занятия имеют прикладной характер. Но главное – детей учат учиться. Никто не вкладывает в их светлые головы массивы знаний, которые сложно усвоить. До 12-13 лет они получают то, что способны запомнить, и навыки, где и как искать нужную информацию, как правильно взаимодействовать с преподавателями. А еще ребят мотивируют на успех и преодоление.

С позиции классического российского образования, учитель «тратит время», мог бы и сам дать правильный ответ.

Мы сидим на уроке физики. В классе – дети, которым по 8-9 лет. Тема урока – дисперсия света (то есть преломление и разложение светового луча на спектры с помощью призмы). И, если я правильно помню, оптическую физику мы учили лет в 15. Учитель сначала объясняет, показывает, затем начинает опрос.

- Кто скажет, что происходит с лучом, когда он проходит через призму?

Дети тянут руки, но первый отвечает не то. Я уже жду стандартное «нет», но вместо этого слышу: «Окей, кто предложит более точный ответ?». Безоценочное отношение к ошибке – это то, чего мне так не хватало в школе. Если ребенок ошибся – здесь на этом не делают акцент, он сам поймет, что не прав, но при этом не будет обескуражен и не перестанет тянуть руку для ответа на следующий вопрос.

Принцесса Анна, дочь королевы Елизаветы II, во время визита в Gresham's School

С позиции классического российского образования, учитель «тратит время», мог бы и сам дать правильный ответ. Но здесь считают так: то, что сказал другой – можно забыть, до чего дошел своим умом, сам нашел или догадался – запомнишь на волне позитива.

После блиц-опроса – практическое занятие. С помощью двух стеклянных призм и светового прибора дети пытаются «разобрать» белый луч на радугу и снова собрать в бесцветный пучок. Получается не у всех и не сразу. Учитель терпеливо обходит каждого, помогает, хвалит. Только хвалит.

Под занавес урока все вместе поют песню про радугу – с припевом что-то вроде нашего «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». А я сижу на последней парте и мне становится немного обидно за своего ребенка, я бы очень хотела, чтобы у нее на уроках горели глаза также как у этих ребят.

Урок в арт-классе, Gresham's School

Когда начинать

Еще один полезный термин, если вы нацелены на Англию – Prep in Year 7. Буквально – это 7-й класс «подготовительной» школы. В переводе на возраст, это дети 11-12 лет. Многие ребята поступают в частные английские школы или меняют их именно в этом возрасте, за 2 года до начала учебы в колледже.

С тех же 11 лет принимают детей и частные школы Швейцарии, в их системе координат это 6-й, а не 7-й класс. В некоторых колледжах даже нет «началки», как например в одном из самых дорогих – Beau Soleil. Но это совсем эксклюзив – колледж расположен в швейцарских Альпах и рассчитан всего на 250 учеников (там же они и живут, ибо каждый день в горы и обратно не наездишься).

Есть много аргументов в пользу того, что 11-12 лет – это самое благоприятное время для начала учебы в бординговой школе для иностранцев.

У ребенка есть 2 года, чтобы адаптироваться к системе, к языку (или языкам, т.к. в Швейцарии учить французский придется в любом случае), и стать более самостоятельным. Для русских детей это еще и время на то, чтобы перестроиться с пассивной формы обучения на активную. И тут надо бы рассказать немного подробнее.

Урок в арт-классе, Gresham's School

Мы привыкли к схеме уроков, на которых детям рассказывают новый материал, а потом идет закрепление и домашняя работа. Так вот, об этом можно забыть. И в английских, и в швейцарских школах существует система наставничества. Чем старше ученик, тем больше самостоятельных изысканий ему придется делать на пути к диплому о среднем образовании. Учителя дают задания, и если с их выполнением возникают трудности – ребенок в праве написать учителю e-mail и попросить о встрече. Раскрепощенные английские и швейцарские дети этим правом пользуются без проблем. Нашим же придется переступать через священный страх перед авторитетом учителя. Если трудностей в процессе выполнения задачи не возникло – встреча с учителем произойдет на уроке, где будет идти разбор заданий.  

Очередное слово для запоминания – тьютор. Это отдельная должность «наставника» при ученике. Тьютор – это тот человек, который, в отсутствие родителей рядом, следит за прогрессом ребенка – его успеваемостью, достижениями. Но этим его круг обязанностей не ограничивается. Он помогает ребенку организовать свободное время, к нему можно обратиться со своими проблемами, в том числе и в случае, если ребенку нездоровится. Тьютор – первое контактное лицо для родителей по большинству возникающих у них вопросов.

Дети из младшей школы с тьютером, колледж Champittet.

Ближе к началу учебы в колледже рядом с ребенком появляется еще один персонаж – адвайзер, он же «советчик». Его главная задача – помочь выбрать академическую программу для старшей школы (это от 3 до 6 вариантов диплома о среднем образовании, плюс специализации внутри них). Как говорят сами ребята, с которыми мне удалось пообщаться лично, адвайзер помогает определиться с тем, какие предметы ты «тянешь», а какие нет, к чему есть склонность, а на что даже не стоит тратить время и родительские деньги. Впрочем, если у родителей свои собственные ожидания на этот счет – подтянуть нужные предметы можно на индивидуальных занятиях. За отдельную плату, конечно.

Старшеклассники колледжа Beau Soliel ежегодно покоряют вершину горы Килиманджаро.
Близость к Женевскому озеру позволяет ученикам колледжа Champittet заниматься не только скалолазанием, но и морским видами спорта (и развлечений).
Collège Beau Soliel, один из школьных спортивных залов

Вообще, нужно быть готовым к тому, что, несмотря на «все включено», за многое придется платить дополнительно. Детям редко бывает достаточно «базовой комплектации» обучающей программы. А количество интересных дополнительных клубов, секций, кружков таково, что устоять невозможно.

Дом вдали от дома

Корпуса старшей школы, Gresham's School

Версуа, Швейцария, Collège du Léman.

- По дому скучаешь?

- Да нет. Брат тут, с родителями на связи.

Дима учится вдали от дома уже 5 лет, а с этого года сюда же приехал его младший брат. Но живут они в разных пансионах – таковы правила во всех бординговых школах и в Швейцарии, и в Англии. Дети разного возраста не могут жить вместе, даже если они – родственники. Но и в том случае, если ваши дети погодки или близнецы – их поселят в разных комнатах. А в комнате с вашим ребенком будет кто-то, кто вообще не говорит по-русски. Так детей погружают в интернациональную языковую среду и заставляют общаться на английском или французском.

- А выбрать себе напарника можно?

- Нет, только национальность. Например, можно попросить, чтобы тебя поселили с китайцем, потому что ты хочешь практиковаться в китайском. Но тут можно не угадать (смеется). Я попросил в прошлом году, чтобы мне дали в пару испанца. А мой сосед оказался испанцем только по национальности, но говорит по-французски. Ну, хотя бы ему со мной повезло. Учил русский.

Вид из одной из комнат для девочек, Collège Beau Soliel

Соседей по комнате меняют каждый год. Делается это специально, чтобы дети учились общаться и договариваться со всеми. Конечно, если очень хочется, можно добиться, чтобы поселили тем же составом, что и год назад. Но это не приветствуется. В самом деле, в обычной жизни вы не живете с друзьями вместе. Так и здесь.

В швейцарских бординговых школах дети, как правило, селятся в комнатах по 2-3 человека. И в этом принципиальное отличие от школ Великобритании. Вторые намного аскетичнее. В бординговой школе Gresham’s, к примеру, в комнатах от 4 до 7 кроватей. Причем, чем младше дети, тем «кучнее» они живут. Для младших организована своя жилая среда, и у них свои кураторы, которые следят за детьми и делают их жизнь более комфортной вдали от мам и пап.

Хольт, Великобритания, школа Gresham's.

На пороге почти кукольного домика для девочек нас встречает «Мэри Поппинс». Это первая, приходящая на ум ассоциация. Кэти Филдз живет здесь вместе со своим мужем Кевином, и это, в общем, их дом. Они – не учителя, а Houseparents. Весь учебный год оба – единственные «мама» и «папа» для детей от 7 до 13 лет, живущих в пансионе. В решении бытовых вопросов на помощь «родителям» и детям приходят две матроны (у нас бы их назвали нянями, но знаний и функций у британских больше).

Кэти Филдз, houseparent, со своими подопечными. Gresham's School

- Дети быстро привыкают к жизни вдали от дома? Не бывает капризов «хочу домой, к маме»?

- В прошлом году к нам прилетела девочка из Китая. Ей было 11, и она впервые в жизни уехала от мамы. Плакала первые 6 недель почти каждый день. Но это, скорее, исключение. Обычно дети у нас адаптируются за 2-3 недели. Им некогда скучать.

В доме все организовано так, чтобы ученицы принимали в его жизни деятельное участие и не были оторваны от реальной жизни. Уборка за собой, мытье посуды… Но больше всего девочки любят помогать миссис Филдз готовить, особенно печенья. А еще они все вместе рукодельничают.

В домике всего два этажа, кухня, комнаты отдыха, спальни. Спальни производят на меня большое впечатление количеством кроватей. В одной их 7, в другой 5. Правда, они не выглядят какой-то казармой. Скорее, как если бы это была многодетная семья. Все очень мило – постельное белье, занавески, рисунки на стенах, - почти как у принцесс, если, конечно, предположить, что принцессы живут в общежитиях.

Одна из спален для девочек, Gresham's School

В комнате отдыха есть телевизор. Но смотреть можно только фильмы из школьной видеотеки. Спрашиваю: как дети договариваются между собой?

- Телевизоров несколько, так что, есть возможность разойтись мирно. Плюс, не всем интересно смотреть кино. Многие приходят ко мне, и мы вышиваем, или вяжем, или просто болтаем.

В университете Кента, где мы побывали буквально за день до поездки в Норфолк, я познакомилась с Алиной, москвичкой, которая уже 7 лет живет и учится в Англии. Сначала бординговая школа, колледж и, наконец, один из лучших местных университетов – Кентский (одно то, что он находится в границах Кентербери, резиденции верховного Епископа англиканской Церкви, уже о многом говорит). У Алины в Москве есть младшая сестра, ей скоро 15, и она через год поедет учиться в английский колледж «делать IB» (все, русские ребята, с кем мы встречались во время путешествия, формулируют именно так – «делать»). Спрашиваю: «Почему так поздно, ты же здесь с 12 лет?» Алина улыбается: «Жить в общежитии с пятью соседками? Знаете, это не каждый сможет». Я не рискую спрашивать дальше, но выводы делаю.

Одна из спален для мальчиков, Gresham's School

Пища наша

Мы сидим за длинным столом в школьной столовой. Это преподавательский «угол», но я обращаю внимание на то, что ассортимент у учителей и школьников одинаковый. В меню указано, что сегодня «мексиканский день». Это значит, что на обед – блюда национальной кухни Мексики. Беру паэлью с упитанными креветками. И уточняю у Димы: «Это для нас постарались?» Ответ отрицательный. Креветки «кинг-сайз» тут норма, никто не возбуждается от их вида. Я пытаюсь попробовать все блюда, названия которых не могу запомнить. В швейцарских колледжах такие вот дни национальных кухонь» - обычная история. Это еще один способ познакомить учеников с миром во всем его многообразии.

К моему удивлению, питание оказалось едва ли не самым ощутимым различием между британскими и швейцарскими школами. И тут Англия проигрывает с разгромным счетом. Швейцарцы помешаны на вкусной и полезной еде. Запрет на всевозможный «джанк фуд» тут прописан прямо в правилах поведения школьника. Энергетики, любые, - запрещены категорически. За обедом слушаю рассказ Димы про то, как он попытался перевестись из своей швейцарской школы в английскую ради кузины (она училась в Англии), однако выдержал там всего три месяца и попросился обратно. Причина – еда. Жуя креветку, я вспоминаю наши обеды в британских колледжах и соглашаюсь. Такого количества сэндвичей, как за 5 дней путешествия по английским школам, я никогда не ела. А там это – стандартная еда, помимо овсянки. Правда, вегетарианское и постное меню есть и в английских, и в швейцарских школах. Так что, за ребенка с особенными требованиями в еде можно быть спокойным.

Ученики колледжа Champittet с тьютером

Кстати, о спокойствии: в стоимость обучения обязательно входит медицинская страховка, а на территории колледжа есть медпункт. Правда, если родители по какой-то причине не довольны врачом, обслуживающим колледж, у них есть право заключить контракт с независимым специалистом, главное, чтобы он был на разумном расстоянии от школы и мог доехать по вызову, если понадобится. Родители Димы воспользовались этой опцией после того, как местный врач выписал ему лекарство из списка противопоказанных парню (о чем стояла отметка в его медкарте). Так что, человеческий фактор есть везде.

Колледж Champittet. Недалеко от школы находится штаб-квартира Международного олимпийского комитета

Свобода как необходимость

Колледж Champittet, Лозанна, Швейцария.

Комната отдыха для мальчиков на втором этаже. Диваны, настольный хоккей, полки с книгами и отдельный стеллаж с ячейками и именами на каждой. Планшеты, смартфоны, все электронные девайсы ребят должны лежать тут за 30 минут до отбоя. Без вариантов.

─ Многие родители жалуются, что не могут отвлечь детей от гаджетов, - рассказывает позже директор Филиппе де Короди. - А рецепт прост. Не надо запрещать, надо устанавливать правила. И просто им следовать. Ребенку так легче жить.

Нарушители закона о вечернем диджитал-детоксе, конечно, есть. Причем, благодаря родителям. У некоторых детей с собой два смартфона. Один официальный, второй «нелегальный». Но если поймают – можно получить серьезное дисциплинарное наказание. Например, лишиться выходов в город на неделю. Рискуют единицы.

Полчаса перед сном здесь называют «временем для рефлексии». Детей учат анализировать прошедший день, выделять из него главное и второстепенное, формулировать, какие новые уроки жизни усвоены за день, какие цели достигнуты, а какие нет и почему.

Центральный вход и главная скульптура, символизирующая философию колледжа: "Вместе мы - сила", Collège du Léman

У английских школьников тоже есть своем место для рефлексии. На территории школы Гришемс стоит красивая часовня (англиканская, конечно же), ей больше 100 лет. Дети бывают тут несколько раз в неделю, вне зависимости от вероисповедания. Рассаживаются вдоль прохода на длинные старинные скамейки, слушают местного священника, ведут дебаты или даже поют. Часовня многофункциональна. Здесь могут проводить уроки риторики, истории или же хоровые занятия. По субботам в часовне проходит настоящая служба для детей, живущих в пансионате. А после нее – обязательное чаепитие в одном из бординговых домов.

Часовня на территории Gresham's School, в которой проводятся и службы, и занятия с учениками, и дебаты.

Поначалу создается впечатление, что дети в швейцарских частных школах, в отличие от британских, имеют неограниченную свободу. К примеру, в Швейцарии 11-летние школьники могут провести свободное время вне территории колледжа без сопровождения взрослых. Гулять, впрочем, разрешено не по всему городу, а только по разрешенным местам – они отмечены на карте, которую можно попросить у тьютора или другого ответственного за детей, и в строго указанный период времени. В Англии детей всегда сопровождает взрослый.

«Если все время оберегать ребенка, у него не будет возможности повзрослеть и набраться житейской мудрости»...

Разумеется, у родителей есть право согласиться или запретить детям покидать территорию колледжа без взрослого. В Англии с вами согласятся без возражений (помните, сцену из «Гарри Поттера», где его не пускают в деревню со всеми остальными, потому что его дядя-опекун не подписал разрешение, даже при том, что все вокруг понимают абсурдность запрета?). В Швейцарии попытаются убедить, что вы лишаете ребенка возможностей.

Учащиеся колледжа Champittet

В Collège du Léman, где учится почти 2 тысячи детей (бординговая школа тут совмещена с дневной для местных детей и с детским садом), нам рассказали историю про 12-летнюю девочку-иностранку, которой папа категорически запрещал выходить за территорию колледжа. Но когда она захотела пойти с одноклассницами в городской театр, и опять получила отказ, в ситуацию вмешался директор, Томас Шолдер. Не известно, о чем и как именно он беседовал с отцом школьницы, но разрешение было получено.

«Если все время оберегать ребенка, у него не будет возможности повзрослеть и набраться житейской мудрости», ─ эти слова мистера Шолдера могли бы сказать и в других колледжах Швейцарии. К школьникам тут относятся как к маленьким взрослым. Очень многое в их ежедневной жизни и учебе завязано на свободе, которая есть осознанная необходимость.

К примеру, необходимо несколько раз в день отмечаться у тьютора, чтобы он знал, где ребенок, что он делал и куда отправился. За опоздания на «чек-ин» начисляются штрафные очки, которые превращаются в реальные санкции. Например, могут запретить выходить в город на определенный срок. Или же после уроков поручат отдирать жвачку от парт и стульев (да, представьте себе).

Автомобиль, собранный учениками Gresham's School на уроках технологии из деталей, присланных с автомобильного завода. Не первый и не последний.

Понять, почему такая система свободы на доверии возможна в Швейцарии и невозможна в Великобритании, очень просто. Швейцария при всей своей космополитичности не принимает беженцев (в отличие от остальной Европы), здесь крайне мало «нежелательного» контингента. В Великобритании проблема переселенцев, приехавших в страну «со своим уставом» уже сказалась на безопасности. Поэтому руководство школ предпочитает перестраховаться и детей одних никуда не пускает.

В отличие от Великобритании, в швейцарских частных школах любят выводить детей из зоны комфорта. Поэтому в их жизни много не только спорта и развлечений, но и, например, работы с благотворительными организациями под эгидой ЮНЭСКО. Во время нашей встречи ученики из колледжа Champittet рассказывали о своем восхождении на гору вместе с парнем-инвалидом, для которого это было несбыточной мечтой. Они несли его посменно в специальных спасательных носилках. И чувствовалось, что гордости «мы это сделали» у них было не меньше, чем эмоций у парня, которому помогли осуществить мечту. По мнению директора одного из самых дорогих колледжей Швейцарии, Бо-Солей, нельзя вырастить успешного лидера в тепличных условиях, наследники отцовских капиталов должны видеть настоящую жизнь, а не только банковскую карточку отца и пятизвездочный сервис. Словом, установка такая: дети должны знать жизнь во всем ее многообразии и ценить те возможности, которые у них есть, уважая тех, у кого их нет.

Collège Beau Soliel, жилая комната с видом на Альпы

Кодекс поведения

Поступая в колледж, ребенок подписывается под своеобразным кодексом поведения. Читать его – одно удовольствие для родителей. В нем прописано все – от дресс-кода и запрета на мобильные телефоны в учебных корпусах до булинга и воровства. Особо прописаны «академическая честность» (дети везде одинаковы и попытки облегчить себе жизнь с помощью шпаргалок и иных хитростей предпринимают не только русские) и правила поведения в учебных корпусах. Меня особо впечатлило, что отдельной строкой указывалось, что во время коротких 5-минутных перерывов запрещено посещать кафе на территории колледжа, а во время длинных перерывов нельзя находиться в классах и даже в коридорах – все должны выходить на свежий воздух исключение – дождь).

Самое страшное табу – употребление алкоголя, наркотиков любой «тяжести» и секс. За это отчисляют сразу. В этом случае остаться в школе не помогут никакие деньги. В этом британские и швейцарские частные школы едины: они очень пекутся о своей репутации респектабельных заведений, которым состоятельные люди могут доверить детей.

Еще один аргумент для отчисления – плохая успеваемость. Если ребенок не проявляет должного рвения в учебе, колледж от него избавится. И тут все более чем понятно: такие дети не только понапрасну тратят деньги родителей, но и портят статистику колледжу. Впрочем, отсеивать таких детей стараются на этапе приема в школу (колледж). И чем дороже и престижнее место учебы, тем строже отбор. В Beau Soleil помимо стандартных процедур тестирования знаний вашему ребенку придется пройти очное собеседование, где его обязательно спросят о том, каковы его цели и ожидания от учебы в этом колледже. В Gresham’s для поступления в старшие классы потребуется «мотивационное письмо» в любом формате (вспомним фильм «Блондинка в законе» с Риз Уизерспун, где она представила мотивационное письмо в форме видео).

Одна из комнат отдыха для мальчиков-старшеклассников, колледж Champittet

Волки, овцы и дельфины

Директор колледжа Beau Soliel Кэвин Фойл – стопроцентный англичанин, в его послужном списке – 12 лет работы в частных школах Великобритании (потом был Шанхай и уже после – Швейцария). Не упускаю возможности узнать из первых уст: есть ли различия, с его точки зрения, и в чем?

─ В плане академических знаний британская и швейцарская частные школы очень похожи. В последние годы в Великобритании многие колледжи ввели программу IB, что существенно расширило возможности студентов при поступлении в вузы. Но в плане построения учебного процесса разница существенна. Английские школы – это все-таки, в первую очередь школы, рассчитанные на своих детей. Несмотря на заявленный международный статус, иностранные дети вынуждены встраиваться в английскую систему. Швейцарские школы космополитичны в своей основе. Только вдумайтесь: у нас в колледже на 250 детей – 50 национальностей. У нас в базовой программе – 12 иностранных языков, включая русский и мандаринский. Дети могут продолжать учить свой родной язык, будучи здесь. А, заканчивая швейцарский колледж, ваш ребенок будет в совершенстве знать, минимум, два языка, помимо родного.

У главного здания колледжа Beau Soliel

Это, действительно, так. В Великобритании преподавание даже в международных школах идет на английском языке. Второй учат как иностранный, но это не еще один язык общения, и уж тем более ребенку не дадут сдавать на нем экзамены. Все колледжи Швейцарии – «билингвы». Обучение идет на английском и французском языках (если речь идет о французской части Швейцарии, конечно). На французском даже делаются объявления по школе. Так что, к концу первого года обучения ребенок уже неплохо ориентируется в языке, даже если он его не знал при поступлении. А при переходе в старшую школу ребенок уже владеет двумя иностранными и имеет возможность выбора не из двух-трех, а из пяти академических программ для получения диплома (в т.ч. французского и швейцарского).

─ Если вы хотите, чтобы ваш ребенок строил свою жизнь в Великобритании, если вам нужно, чтобы он был настоящим английским джентльменом или леди, то английская частная школа – лучший выбор, - делится своим опытом работы с британской системой Филиппе де Короди, директор колледжа Champittet. ─ Однажды меня спросили, кого мы воспитываем в нашем колледже: волков, или овец. Кем будут наши выпускники по жизни, будут ли у них «зубы». Я тогда вспомнил герб нашего колледжа и вдруг осознал: мы воспитываем дельфинов. Вы же знаете, дельфин – не просто самое разумное животное, он – животное в выраженной социальной ответственностью и с отличными навыками жизни в социуме. Наши ученики – такие вот дельфины. 

Мы готовим их к большому заплыву по жизни, где самое главное – это уметь общаться, слушать, слышать, принимать самостоятельные решения и быть ответственным за них.

Занятие в арт-классе, Beau Soliel

Цена вопроса

Единственный пункт, по которому Швейцарские школы всухую проигрывают британским – стоимость обучения с проживанием. Швейцарское космополитичное образование в разы дороже (примерно 30-35 тысяч евро в Великобритании и от 80 тысяч в Швейцарии). И при этом – никаких скидок и стипендий. В Великобритании стоимость зависит от гражданства (дешевле всех учиться англичанам, затем гражданам Евросоюза. Самый дорогой прайс – для детей из третьих стран. При этом, если у вашего ребенка – двойное гражданство, но он не жил последние 5 лет в Евросоюзе, поступать в школу или колледж он будет как гражданин «третьей страны». В Швейцарии перед прайсом все равны. Причем, самое дорогое здесь – это именно проживание, оно может составлять до двух третий всей суммы, которую вы заплатите за год учебы. В стоимость войдут базовый набор принадлежностей. Школьная форма обязательна, но на нее придется потратиться отдельно. И, конечно, у вас не получится оставить ребенка без еженедельных карманных денег (в Англии с этим несколько проще).

Выпускники колледжа Du Leman

Фото: архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2018
Street de luxe