Наталья Григорьева: «Трудно представить фотографа более преданного Москве...»

[Стиль жизни] [От первого лица]
427
О «Городе Солнца» Наума Грановского специально для Marie Claire рассказывает главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская
Наум Грановский, "Улица Горького. Солнечный переход". 1950-е годы

Я поздно возвращаюсь с работы – через Арбат на Кутузовский. Всегда люблю смотреть на свой город. У меня нет раздражения от его новизны, он меняется и отражает ту реальность, в которой мы находимся. Для моих детей это и есть та Москва, которую они будут вспоминать через 20 лет. Но одновременно я испытываю невероятную ностальгию по Москве Грановского. Его улица Горького вызывает у меня чувства, которых не пробудить нынешней Тверской. «Детский мир» на Соколе, где моя бабушка работала много лет и я проводила в ее кабинете все возможное время под предлогом, что буду делать уроки, а сама сбегала в отдел игрушек. Книжный на Кузнецком Мосту, кинотеатр «Россия» на Пушкинской и, конечно, Смоленская набережная, которую каждый вечер мы видели на заставке программы «Время» – знаменитая фотография Наума Грановского.

Он посвятил жизнь съемке городов, показывая в них эстетику и мощь архитектуры, того самого великого стиля, которым мы сегодня восхищаемся. Для нас эти фотографии были как призыв все бросить и уехать, например, в Тбилиси или Ригу – так он умел подчеркнуть красоту и уникальность каждого места. Но трудно представить фотографа более преданного Москве, который так же неутомимо ждал бы ясного неба, снимал с одних и тех же точек, возвращаясь в них и наблюдая, как город меняется с годами.

«Существует принципиальная разница между понятиями «права на творчество автора» и «обладание фотографическими отпечатками»

Наталья Григорьева-Литвинская, директор Центра фотографии им. братьев Люмьер

Одну из первых выставок Наума Самойловича мы назвали «Город Солнца». Я бы оставила это название и для будущих проектов – настолько оно подходит его Москве. К сожалению, не была знакома с самим автором, но у меня сложились теплые отношения с его семьей – сыном Григорием Грановским и его женой Татьяной. Они задали вектор наших совместных проектов, которому мы следуем вот уже 14-й год. Недавнее приобретение фонда (сейчас это около 400 отпечатков) и авторских прав на творчество этого великого художника – знаковое событие для нас, но и большая ответственность. Существует принципиальная разница между понятиями «права на творчество автора» и «обладание фотографическими отпечатками». Купив на аукционе фотографию, вы не можете получить от ее использования никакой коммерческой выгоды. Чтобы опубликовать в книге или отдать эту работу на выставку, вам необходимо получить право на демонстрацию. 

На плечи Центра ложится выдача права частичного использования и полный контроль за «жизнью» фотографий во внешнем мире. Вместе с тем – это и серьезная работа по сканированию, реставрированию и атрибутированию фонда, которая займет не менее трех лет. Тогда мы сможем показать полную ретроспективу автора, в которую также войдет уникальная съемка сталинского ампира в столицах бывшего СССР. А в новой книге о Грановском, которую сейчас готовим, мы собрали «московские» фотографии – хотим показать их «молодой Москве».

Фото: архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйСентябрь 2018
IQ