От Шелкового пути до 5 o’clock tea: как чай стал одним из самых популярных напитков в мире

[Стиль жизни] [Традиции и этикет] [Гид по миру]
1451
В России 96% людей пьют чай. Согласно многочисленным опросам, это самый популярный напиток в нашей стране. Мы решили углубиться в историю и рассказать несколько занимательных фактов о чае, которые перевернут ваше представление об этом распространенном напитке.

Вполне вероятно, что многие открыли эту статью, заварив себе чашку черного или зеленого чая. Даже если у вас нет такой возможности в данный момент, то наверняка вы отлично помните вкус этого напитка. Мы пьем крепкий английский чай, чтобы проснуться утром, заказываем чайник улуна, когда вечером приходим с подругой в кафе. Словом, этот напиток стал для современного человека практически неотъемлемой частью жизни. Однако мало кто знает, что многовековая история чая была наполнена огромным количеством интересных, забавных и даже странных эпизодов. Рассказываем о китайской легенде, связанной с чаем и драконами, о том, почему русские бояре, впервые попробовав этот напиток, сочли его вкус «отвратительным», и почему британский король Карл II пытался остановить распространение чая в своей стране.

Божественный земледелец пробует чай

Родина чая — Китай. Согласно легенде, именно там этот напиток впервые попробовали, причем обнаружил его не кто-нибудь, а мифический правитель Шэнь Нун, живший в III веке до нашей эры. Это был не обычный человек: считается, что он был зачат после того, как его мать увидела дракона. Мальчик родился со змеиным телом, человеческим лицом и удивительным талантом к выращиванию растений, так что его прозвали Божественным земледельцем.

Сложно сказать, как именно Шэнь Нун обнаружил свойства чая: по одной легенде, он прогуливался по своему саду, и в его чашку с горячей водой случайно упал чайный листок. Другие говорят, что Шэнь Нун прилег отдохнуть под деревцем, в его рот скатилась нагретая солнцем капелька, и правитель почувствовал невиданный прилив сил. В любом случае чай божеству понравился.

А современные историки считают, что напиток еще более древний. В 1987 году археологи обнаружили в районе горы Тяньло в Восточном Китае кусочки сломанной керамики и окаменелые корни чайных кустов, почва вокруг которых сохранила следы обработки. После долгих исследований в 2015 году было опубликовано заключение, что найденным корням 6000 лет, а это позволяет предположить, что чай выращивали и пили еще во времена культуры Хэмуду, которая процветала в 4500 году до нашей эры.

Суп из чая с солью

Правила заваривания чая установились только ко второй половине первого тысячелетия нашей эры. А тот древний чай вы бы сегодня и не узнали: примерно до VIII века его готовили в виде брикетов, которые толкли в ступке и позже варили. Каждый пил чай так, как считал нужным: кто-то суп варил, кто-то соль добавлял, а многие готовили крепкие настои и употребляли их только в лечебных целях.

Примерно в X веке на смену брикетам и сомнительным варевам приходит чайный порошок: листья измельчают в пыль и взбивают в воде специальным венчиком, добиваясь густой и яркой пены. А вот заваривать листья придумали монгольские кочевники, пришедшие в Китай в XIII веке. Чай им понравился, но в дороге было не до церемоний, так что напиток стали готовить, просто кидая горсть листьев в кипяток. Такой чай оказался не менее вкусным, а времени на приготовления уходило меньше, так что от порошков и венчиков постепенно отказались. Именно такой способ заваривания пришел в Европу.

Япония: буддизм и матча

В районе IX века чай появился в Японии. Познакомил страну с этим напитком буддистский монах Сайте, который во время учебы в Китае открыл для себя чай и привез в родной монастырь семена чайного дерева. Первое время чай оставался напитком монахов, а позже — дворцовой знати. Популярность чая в Японии резко выросла в XIII веке, когда его начали пить самураи.

Знаменитая японская чайная церемония, которая до наших дней культивируется в стране, была выработана в XIV-XVI веках. Сегодня это действо, схожее с медитацией, а впервые ввел в обращение этот ритуал монах Мурата Дзюко. Он хотел не только выявить особые качества чая, но и добиться оптимальных условий воздействия напитка на организм человека. Сегодня в японской чайной церемонии используют чай маття (матча) — порошковый зеленый чай.

Стоит отметить, что современный японский зеленый чай отличается от китайского: листья ярко-зеленые, а сам напиток получается более насыщенного желтого или зеленоватого цвета. Правильно заваренный японский чай отличается сладковатым вкусом и ярким ароматом.

Чай на западе: напиток королей и царей

На запад чай попал в середине XVII века, когда португальцы, голландцы и англичане начали возить его из Китая в Европу. Сперва чай считали целебным напитком, но несколько десятилетий спустя его стали пить просто для удовольствия. Правда, из-за высокой цены долгое время чай пили только знатные и богатые люди.

В российской истории чай впервые упоминается в 1638 году, когда один из российских послов привез чай в подарок от монгольского Алтын-хана. Царь Михаил Федорович Романов приказал боярам попробовать неведомую траву, но те так и не поняли, что с ней делать. Доложили царю: как ни пробовали готовить, вкус у чая отвратительный. Царь обратился за разъяснением к послу, и оказалось, что заварить-то чай бояре и не догадались. Напиток царю понравился, но долгое время чай оставался дорогим удовольствием, доступным лишь при дворе и в очень богатых домах.

Почему британцы предпочитают черный чай

В Великобританию обычай пить чай привезла португальская принцесса Екатерина, на которой в 1662 году женился британский король Карл II. Она очень любила этот напиток и ввела чаепитие в обычай при дворе. Сам Карл не разделял пристрастия жены и даже пытался остановить распространение чая в стране. Для начала он ввел дополнительный налог, благодаря которому цены так взлетели, что чай в Британии стал стоить в разы дороже, чем на континенте. А в 1684 году Карл II издал закон, запрещавший распространение чайных (а заодно и кофеен), которые казались ему рассадником вредных политических идей. Но любители чая так энергично запротестовали, что королю пришлось пойти на попятную, и через несколько недель закон был отменен — случай, уникальный в британской истории.

Тем не менее, высокие цены на чай остались и способствовали процветанию подделок и контрабанды. Говорят, поэтому англичане предпочитают черный: во-первых, он стоил дешевле, а во-вторых, подделать правильный цвет и вкус гораздо труднее.

5 o’clock tea как способ дожить до ужина

Знаменитое на весь мир пятичасовое чаепитие с легкими закусками появилось в 1840 году. Его придумала и ввела в моду Анна Рассел, герцогиня Бедфорд и придворная дама королевы. Дело в том, что традиционно между обедом и ужином у англичан проходит довольно много времени. Анна ощущала голод задолго до ужина, так что однажды она попросила дворецкого принести в пять часов чай, хлеб и масло. Позже Анна начала приглашать друзей на 5 o’clock tea, и идею подхватили другие аристократы. А когда чай стал дешевле и доступнее, средний класс начал копировать привычки знати. Пятичасовой легкий перекус с чаем оказался отличным способом собрать друзей, потратив при этом минимум средств.

Америка делает чай удобным

Американцы часто докручивают хорошие идеи, вот и с чаем они дважды помогли всему миру жить проще. Так, в 1904 году американский чаеторговец Томас Салливан решил, что выгоднее фасовать чай не в большие жестяные банки, а в шелковые мешочки. Его клиенты, нью-йоркские рестораторы, обнаружили, что в такой упаковке чай можно сразу заваривать. Довольно быстро вместо дорогостоящего шелка стали использовать дешевую марлю, а в один пакетик помещать около грамма чая.

Холодный чай, или айс ти, тоже пришел в мир из Америки. Сперва в южных штатах появилась идея добавлять в чай лед, иначе пить горячий напиток в жарком влажном климате было непросто. А в 1947 году был получен первый патент на коммерческий холодный чай, и айс ти начал завоевывать рынок. Вначале промышленный холодный чай делали из порошка, который разводили в воде, но технология эволюционировала, и сегодня можно говорить о новой ступени в чаепитии: современный бутилированный чай содержит все витамины и микроэлементы чайного листа, но при этом людям не нужно тратить время на заваривание. Монгольским кочевникам такое и не снилось.

Интересно, что заварить такой же холодный чай в домашних условиях не получится: на заводах для производства концентрата используют особую технологию. Листья завяливают, промывают водой, измельчают, ферментируют — и на этом этапе процесс схож с обычной заваркой. А вот дальше подключают условия, которых дома добиться невозможно: чай заваривают при температуре 40 градусов под очень высоким давлением, благодаря чему напиток сохраняет все витамины, микроэлементы и полезные вещества. При этом никаких консервантов и искусственных добавок в бутилированные чаи уже давно не добавляют.

«За свою многолетнюю историю чай претерпел огромное количество изменений, и постепенно мы пришли от древнекитайского порошка до современного напитка, разлитого в бутылки и сразу же готового к употреблению, – рассказывает Дмитрий Лутов, коммерческий директор компании «Липецкая Росинка», производителя и дистрибьютора холодного чая NESTEA в России. – Сейчас это велнесс-напиток высочайшего качества, который несет в себе натуральную пользу и для здоровья и долголетия. Чай утоляет жажду, бодрит, помогает ясно мыслить и подпитывает организм. Теин, содержащийся в чае, действует гораздо мягче, чем кофеин в кофе, потому что связан с рядом других веществ. Так что, если вам нужно проснуться или сконцентрироваться на работе, рекомендую выпить чашку горячего свежезаваренного напитка или бутылочку холодного чая».

Эксперт:

Дмитрий Лутов – инженер, технолог, квалифицированный топ-менеджер в области производства, бизнеса и управления. Кандидат экономических наук, магистр делового администрирования (MBA) Российской Академии Народного Хозяйства и Госслужбы. С 2007 года – коммерческий директор компании «Липецкая Росинка» (ОАО «Компания Росинка»), эксклюзивного производителя и дистрибьютора премиального холодного чая NESTEA в России.

Фото: Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйСентябрь 2019
Moneymaker