Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» пройдет в 18-й раз
Gala

В этом году в программу фестиваля вошли:

Gala

Единственный показ спектакля француза Жерома Беля будет представлен на большой сцене Театра Наций. Постановка с участием людей с особенностями развития - это прекрасный пример успешной работы выдающегося хореографа с профессиональными и непрофессиональными московскими танцовщиками. В первой части спектакля перформеры по очереди представляют свою интерпретацию одного из танцевальных стилей, иллюстрируя тезис Жерома Беля о феномене социальной памяти. Во второй - исполняют сольные танцы, которые знают из своей повседневной жизни, тогда как остальные участники Gala воспроизводят их движения. В итоге, по замыслу автора, перформанс превращается в настоящий гедонистический манифест танца без ограничений и комплексов.

«Праздники будущего»

Премия Ибсена, которую иногда называют «театральной Нобелевской премией», в этом году досталась ветеранам разговорного театра, английской группе Forced Entertainment. 

«В будущем не будет никаких народов и стран...». Два актера, мужчина и женщина, час с лишним стоя лицом к зрителю и почти не глядя друг на друга, фантазируют на тему будущего всего человечества. Может быть, в будущем на каждом континенте останется по одному человеку; или несколько человек будут пользоваться одним и тем же телом; или каждая раса будет занимать свой собственный континент, или рас не будет вовсе.

Динамичный и остроумный спектакль Forced Entertainment, конечно же, не о будущем, а о настоящем — о надеждах и фобиях сегодняшнего человека и о непреодолимом страхе перед грядущим. Неслучайно диалог героев заканчивается предположением о том, что когда-то человеческая жизнь будет длиться всего один час.

Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» пройдет в 18-й раз
Vangelo

Vangelo

Одним из основных и самых мощных спектаклей программы предстоящего фестиваля станет Vangelo, поставленный всемирно известным итальянским режиссером Пипо Дельбоно. В спектаклях итальянца нет ни четко закрепленных персонажей, ни драматургической канвы, ни даже мизансцен в традиционном понимании слова. Но есть горячечный монолог самого режиссера, и есть артисты его эксцентричной труппы: старенький аутичный Бобо, которого Пипо вызволил из психлечебницы и даун-трансвестит Джанлука. С их помощью Дельбоно пытается убрать из искусства искусственность. Превратить сценическую игру в сценическую исповедь.

Спектакль Vangelo (ит. «Евангелие») создан в память о матери художника, которая, будучи истинной католичкой, перед смертью спросила сына, почему он никогда не обращается к религиозным сюжетам. Впрочем, не следует ожидать знакомых историй или канонического воплощения. В Италии после Маркса и Пазолини библейская иконография неизменно комментирует современные истории страдающих и отверженных.

Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» пройдет в 18-й раз
«Карина и Дрон»

«Карина и Дрон»

Это постановка-мессенджер о жизни современных подростков Дмитрия Волкострелова, основателя петербургского Театра Post и обладателя Национальной театральной премии «Золотая маска». Текст похож на случайно смонтированные сцены, в которых зафиксирована речь современных подростков.

Волкострелов занял в спектакле вчерашних школьников - по сути, носителей этого языка. Лиц почти не видно, слова часто не различить, а само общение персонажей напоминает о чатах в социальных сетях, где и орфография, и пунктуация, и синтаксис неустойчивы и находятся в стадии новой формализации. Именно так складываются новые коды общения и формируется человек будущего.

«Разговоры беженцев»

Променад-спектакль по пьесе Бертольта Брехта создан петербургским фестивалем «Точка доступа». Место действия — Центральный вокзал Хельсинки. Вооружившись аппаратурой для слежки, зритель получает возможность наблюдать за приватным разговором неких Циффеля и Калле. Стратегию слежки каждый вправе определить сам: можно перемещаться вслед за артистами или раствориться в толпе и построить собственный визуальный ряд, спонтанно наложенный  на звуковой канал. Герои спектакля, чьи голоса сопровождают зрителя, — два немецких беженца времен Второй мировой, обсуждающих как глобальные общечеловеческие вопросы, так и мелкие бытовые невзгоды.

Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» пройдет в 18-й раз
Climax

Climax

Одним из ключевых лиц феномена израильского современного танца является родившаяся в Иерусалиме и выросшая в Нью-Йорке Ясмин Годдер.

Одна из последних ее работ заказана музеем изобразительного искусства Петах-Тиква и изначально создана для выставочного пространства. Девушке удалось создать резко политическое произведение, резонирующее с хрупким чувством общности, стремлением к безопасности внутри коммьюнити, присущим с одной стороны современному художнику, а с другой – любому израильтянину, и в то же время, омраченному ощущением опасности, угрожающей извне.

Формируя круг, глядя друг другу прямо в глаза, шесть танцовщиков, сначала находящиеся среди зрителей, постепенно исключают последних из своих рядов, передавая друг другу сигналы с помощью движения, пантомимы, крика, пения и тишины, иногда расслабляющей, иногда напряженной. 

Во время фестиваля пройдут и яркие премьеры московских театров:

«Дыхание»

Пьеса «Дыхание» британского драматурга Дункана Макмиллана - это рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребёнка. Если ты водишь машину, используешь полиэтиленовые пакеты, то есть всячески загрязняешь планету, разве ты можешь иметь детей? Кто быстрее погибнет - планета или отношения между мужчиной и женщиной? Одну из самых интересных пьес последних лет в Театре Наций поставит молодой, но уже опытный режиссер Марат Гацалов.

Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» пройдет в 18-й раз
«Тибетская книга мертвых»

«Тибетская книга мертвых»

Как рассказывает Василий Березин, режиссер спектакля, этот перформанс - инструкция к применению, что нас ждет после смерти. Действие происходит в заброшенном депо Курского вокзала. Весь смрад тянется к железной дороге, к заброшенному зданию с надписью Кирилла Кто – «все держится на перекрытиях». Помимо актеров на площадке существуют бездомные, оставившие здесь свои тела на сон или еду. Благодаря местным жителям понимаешь, что это комедия. Они не отчаиваются, а каждый удар судьбы переносят с юмором. Спектакль не о смерти, а о жизни. В течении нашего времени еще нужно очень много чего успеть.

«Золотой осёл. Разомкнутое пространство работы»

Проект творческой группы Бориса Юхананова, посвященного работе над текстом Апулея, реализован в принципиально новом для отечественной театральной практики жанре разомкнутого пространства работы.

Акция представляет собой серию показов с комментариями и разборами и является реальным продолжением работы, но в присутствии наблюдателей. Аттракцион заключается в том, что публика становится свидетелем живого диалога и участвует в опыте познания. Карнавальная природа текста Апулея в данном случае – идеальное пространство превращения театра в перформативную практику.

Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» пройдет в 18-й раз
«Золотой осёл. Разомкнутое пространство работы»

В рамках фестиваля состоятся два специальных проекта. Группа Anonymous представит мультимедийный перформанс «10 10 10» - это 10 видео, 10 минут, 10 историй.

В отеле человек часто оказывается наедине с собой и своими мыслями, нейтральная обстановка провоцирует на неожиданные решения и поступки, происходит обнуление всей жизни. Десять видео-историй были вдохновлены атмосферой произведений великих писателей. 

Также пройдет выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением».

Кристоф Шлингензиф - один из самых оригинальных и значимых для немецкой культуры художников, успевший за 49 лет своей жизни создать большое количество знаковых работ в постдраматическом театре, кино, опере и в искусстве акционизма.

Междисциплинарность Шлингензифа в купе с методом провокации способствовала развитию уникального художественного языка, позволяющего точно и емко говорить о самых неприятных проявлениях человеческой натуры в условиях современного мира. Отрывки видео из фильмов и театральных постановок, фото перформансов, цитаты и отрывки интервью самого Шлингензифа, из которых состоит «живая стена» экспозиции, лишь обозначают пласты «реальности» художника. А то, каким он может предстать для каждого посетителя, зависит от индивидуальной интерпретации увиденного.

18-й Международный фестиваль  «Новый Европейский Театр»  пройдет при поддержке Французского института в Москве, Гёте-Института в Москве и Британского Совета в России.

Фото: архивы пресс-служб