Буддизм и бизнес в XXl веке: неочевидные точки пересечения

Социальные исследования последних лет говорят о том, что миллениалы совершенно иначе относятся к работе, чем старшее поколение. Они хотят принадлежать к тем организациям, где есть более высокая цель, чем просто получение прибыли. Поэтому, если вы занимаетесь бизнесом и хотите, чтобы он шел в ногу с развитием общества, обратите внимание на буддизм.

Не медитацией единой

Йогу практикуют более 1,4 млн россиян старше 16 лет. Около 50% от этого числа кроме физической практики медитируют. Буддизм часто ассоциируется с медитацией. А медитацией в бизнесе можно считать умение наблюдать за всеми процессами со стороны. Ведь, созерцая происходящее в компании из точки покоя, не принимая импульсивных резких решений, не совершая лишних действий, вы добьетесь желаемого результата без разрушений, а значит — намного естественнее и быстрее.

Буддизм и бизнес в XXl веке: неочевидные точки пересечения

Руководитель компании, по сути — Гуру, должен видеть Путь и принимать решения в соответствии с ним. При этом, буддизм учит брать на себя большую личную ответственность за свои действия, иметь здоровое тело и трезвый взгляд на реальность, где нет места поспешным оценкам и выводам.

Высшие корпоративные идеалы

Буддийские духовные принципы, такие как высшее знание, понимание (себя и окружающей среды) и связность (принадлежность к сообществу), несомненно актуальны в бизнесе, особенно если корпорации заявляют о неких высших целях. 

В США уже много лет предприятия занимаются программами корпоративной социальной ответственности, корпоративным волонтерством и целями устойчивого развития (читайте также: «Ольга Слуцкер: "Добившись успеха, необходимо продолжать ставить себе цели и развиваться"»). Несколько крупных компаний, таких как Google или ретейлер Target, уже не первый год применяют духовно обоснованные методы, чтобы мотивировать своих сотрудников на содействие идеалам корпорации и личностный рост. 

Буддизм и бизнес в XXl веке: неочевидные точки пересечения

Такие методы управления, как измерение производительности и прочие KPI, уже не удовлетворяют более глубокому желанию работников компаний измерять свою пользу не только бездушными цифрами. Люди стараются найти больше смысла и усилить содержание и ценность своей работы. Привычные должности и функции переосмысливаются и заново формулируют качественный набор навыков нового поколения.

Нет исключительной материальности

Буддизм подчеркивает важность осознанности и ценит духовно-минималистское мировоззрение, избегая зависимости от чего бы то ни было и привязанности к «мирскому». Многие новоиспеченные сверхкомпании пропагандируют исключительный минимализм и стремление к высшему Идеалу — Apple и Стив Джобс, Ebay и Пьер Омидьяр, Alibaba и Джек Ма — все они последователи буддийских учений.

Буддизм и бизнес в XXl веке: неочевидные точки пересечения

Помимо отсутствия привязанностей, буддизм призывает к уважению непостоянства, а значит — способности быстро адаптироваться к меняющемуся миру. Буддизм учит: все постоянно меняется —  мы сами, окружающая среда и все люди вокруг нас. Очень легко потерять все, продолжая жить и работать с идеей, которая когда-то приносила прибыль и кажется очевидной и успешной, но в быстро меняющейся реальности потеряла свою актуальность. Буддизм не поощряет ограниченное мышление, упрямство и негибкость.

Например, Netflix поняли, что Интернет изменил модели потребления медиа. У старой школы было только одно решение для потребления видеоконтента: взять напрокат DVD. Но Netflix осознал, что есть более простой способ сделать это —  потоковое видео. Вся индустрия потребления медиа не осознавала непостоянство рынка и привычек пользователей. Но Netflix понял это первым и навсегда изменил всю отрасль.

Буддизм и бизнес в XXl веке: неочевидные точки пересечения

Понять и простить

Сострадание — один из важнейших буддийских принципов. Какое это имеет отношение к бизнесу? Бизнес должен обеспечивать решение проблемы клиента. И если кто-то нашел решение лучше, чем другие существующие решения, то он и выигрывает соревнование. Таким образом, понимание проблемы, с которой могут столкнуться ваши потенциальные клиенты, и инновационное отношение к ней имеют решающее значение. Ярким примером является сверхтехнологичная продукция Tesla: электрокары, GoPro, DJI, дроны, солнечные батареи от SunPower, список можно продолжать бесконечно.

Сострадание — это основа ориентированного на клиента или ориентированного на пользователя подхода к бизнесу. Также важно проявлять сострадание и к сотрудникам. В этом случае подразумевается не проявление жалости, а отношение к своим служащим в качестве друга, старшего товарища.

Буддизм и бизнес в XXl веке: неочевидные точки пересечения

Уважение всему голова

Буддийская этика основана на принципе ненасилия. Мы понимаем, что все хотят быть счастливыми и не хотят страдать. Если мы основываем свои действия на этом понимании и стараемся не причинять вреда другим, мы завоевываем их уважение и доверие.

Если мы уважаем наших коллег, это приносит доверие и понимание в команду. Мы стараемся не говорить что-то гадкое за спиной и стараемся быть прозрачными. Кроме того, чем больше мы уважаем наших клиентов, тем больше доверия и лояльности мы получаем. Многие компании, такие как Amazon, Starbucks, Adidas, основывали свою бизнес-модель на уважении потребностей клиентов, равноправии и прозрачности среди работников (читайте также: «Ролевые офисные игры: кто вы для своих коллег (и как вы выглядите на самом деле)»), что и помогло им достичь сегодняшних высот.

Буддизм и бизнес в XXl веке: неочевидные точки пересечения

И вот какие принципы должны лечь в основу вашей бизнес-модели, чтобы она была успешной, полезной как для вас, так и для ваших работников:

  • Поставьте цель и определите Путь вашей компании;
  • Положитесь на высшие идеалы и соотнесите причины своей деятельности с ними;
  • Будьте внимательны к непостоянству и будьте гибкими и инновационными;
  • Развивайте сочувствие и сострадание к клиентам и сотрудникам;
  • Следуйте этическим принципам, уважайте коллег и покупателей.
Об авторе:
Юлия Пескова
Юлия Пескова

 креативный директор и совладелец компаний Kawaii Factory и Monoroom.

Личный сайт

Фото: Getty Images