Елена Елисеева: «Одеть клиента в некоторые вещи можно только под наркозом»

[@Work] [Интервью][Истории успеха]
1137
Искусствовед, имидж-консультант Елена Елисеева – о том, можно ли воспринимать личность дизайнера отдельно от его творчества, одежде из 3-D принтера и эмоциональных покупках.

Елена Елисеева – настоящий эксперт в сфере fashion-индустрии: она читает лекции по истории моды, консультирует по вопросам имиджа, помогая клиентам понять, какой стиль соответствует их образу, а также работает в качестве искусствоведа при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ. Она одна из тех, чья профессия выходит за рамки рутинной работы: она так увлеченно рассказывает обо всем, что связано с модой, что не приходится сомневаться – это ее любовь и истинное призвание.

Marie Claire: Елена, вы достаточно давно начали изучать индустрию моды. Как вы поняли, что хотите этим заниматься в качестве основной профессии?

Елена Елисеева: На самом деле, по первому образованию я музыкант – несколько лет работала с детьми в музыкальной школе, и в душе я до сих пор остаюсь музыкантом. Затем я получила искусствоведческое образование в МГУ и преподавала историю искусства в МАРХИ, в институте Натальи Нестеровой, в духовной семинарии Сретенского монастыря. Именно преподавательская деятельность – моя главная страсть: всегда рада кого-нибудь чему-нибудь научить. Но преподавание в институте – это довольно строгая академическая дисциплина. И в какой-то момент мне опять захотелось работать непосредственно с людьми, как с детьми в музыкальной школе. Сначала я увлеклась стилем, ведь это то, что всегда присутствует в жизни девушек. Получила образование в Европейской Академии Имиджа, работала с клиентами, проводила мастер-классы по стилю и имиджу, а потом начала читать цикл «Мода как искусство» и лекции о дизайнерах, все-таки они – главный источник вдохновения. И в какой-то момент Британская школа Aspect в Санкт-Петербурге пригласила меня читать лекции подросткам о британской моде. И это оказалось очень интересно, потому что школьники реагируют очень живо и непосредственно.

В XX веке было очень много дизайнеров-бунтарей, которые изменили само понимание моды. Многим из них вы посвящали целые лекции. Интересно, для себя лично вы выделяете кого-то конкретного?

Вы знаете, у меня много любимых дизайнеров. Каждого я люблю по-своему. Например, Эльзу Скиапарелли – за невероятную смелость, яркость, за то, что она перевернула само отношение к одежде. Ив Сен Лоран с его сексуальностью вне гендерных различий вряд ли вообще кого-нибудь оставляет равнодушным. Обожаю Вивьен Вествуд. И думаю, что не одинока в страсти к МакКуину.

Да, они все были гениями. Но знаете, бывает так, что восхищаешься творчеством какого-нибудь человека, а когда узнаешь подробности его жизни – уже не можешь воспринимать то, что он создал, как раньше. Есть ли такие дизайнеры, которые у вас вызывают диссонанс?

Я из тех людей, для которых, если человек – гений, то все остальное не важно. Все они были очень непростыми людьми. Повторять их путь обычному человеку не нужно. Может, для некоторых лучше и не все про них знать.

Это касается, например, Ива Сен Лорана и Александра МакКуина. Конечно, когда я рассказываю об их творчестве подросткам в школе Aspect, то убираю все острые моменты. Но, что интересно, ребята, увлекаясь творчеством, сами задают вопросы. В конце лекции о МакКуине у меня спросили: «Сколько ему было лет, когда он умер?». И, когда я ответила – 40, то последовал логичный вопрос: «Как так получилось?». И тут уже никак не обойтись без объяснений.

Как бы вы описали современную моду? Что вдохновляет кутюрье сегодня?

Все дизайнеры очень разные, но сейчас, конечно, эпоха абсолютного микста – соединения высокого и низкого, искусства и всякой бытовухи. В коллекциях таких трендсеттеров как Gucci можно видеть отсылки к искусству Средневековья, Ренессанса, и при этом всегда присутствуют актуальные темы – искусственный интеллект, киборги, современные технологии. И это интересно.

Многие дизайнеры говорят, что черпают вдохновение из истории, ведь корни всегда важны. Вивьен Вествуд откровенно заявляла, что «нет будущего без прошлого». Если помните, даже стрелки часов на фасаде ее магазина двигались в обратную сторону – это был концептуальный жест на тему «назад в будущее».

Кстати, об искусственном интеллекте и техническом прогрессе. У вас была лекция, где вы рассказывали об обуви, созданной с помощью 3-D принтера. Как думаете, будет ли в будущем вся одежда создаваться таким способом?

Мне нравится ваш вопрос. Он потрясающий, потому что очень вписывается в концепт. Эксперименты экспериментами, а человеческий подход останется таким же незаменимым, каким был всегда. Одежда – это наша вторая кожа. Пойдем ли мы на то, чтобы носить на себе одежду, созданную 3-D принтером? Это вряд ли.

Если бы это было не так, то бренд Hermès, который недавно демонстрировал в Музее Москвы то, как он создает свои вещи вручную, не имел бы того успеха, который имеет.

Сумка Birkin от Hermès, за которой так охотятся, – это уже не сумка, а маркер статуса и материального благосостояния. Но кроме всего прочего, это вещь, сделанная вручную. И когда мы покупаем ее, мы привносим в свою жизнь ту любовь и внимание, которые стоят за ручным творчеством. И дело даже не в Birkin и не в Hermès, можно привести в пример любой другой бренд, который ставит во главу угла качество, ручную работу и индивидуальный подход. Мы по-прежнему ценим не механическое многотиражное производство, а то, что сделано для нас под заказ.

3-D принтер – это, конечно, хорошо и прогрессивно. Но мы вряд ли станем одеваться в его продукцию. Пока мы сами не стали машинами, разумеется. Если роботы придут на смену человечеству, то это вполне возможно. А пока – вряд ли.

Что вообще значит одежда для современного человека?

Одежда для современного человека, как и для человека древности, значит очень многое. И не стоит это недооценивать. У меня только что прошел курс лекций и семинаров «Одежда вне контекста моды» в Музее современного искусства «Гараж», где мы как раз говорили о том, чем для нас является одежда, и как это менялось со временем.

Еще совсем недавно, в начале XX века одежда была своеобразным «социальным паспортом», по ней легко можно было понять, какое место человек занимает в обществе, из какой он среды, каков уровень его доходов и многое в этом роде. Сейчас все не так. Теперь одежда играет другую роль, она в большей степени стала областью самовыражения и творчества. По тому, как одет человек, мы можем судить о его характере, темпераменте, увлечениях и склонностях. Ну, в определенных обстоятельствах, конечно, о среде, сфере жизни и работе.

Мы по-прежнему внимательны к тому, что на нас надето, особенно – когда идем на деловую встречу или романтическое свидание. При этом слова Шанель: «У вас есть только один шанс произвести первое впечатление», для нас не так важны, как раньше. В век развитого интернет-общения первое впечатление мы производим отнюдь не при визуальном контакте.

Почему женщины иногда покупают одежду, а потом она просто висит в гардеробе?

Человек – очень сложное существо, и то, как он покупает одежду, зависит от многих факторов. Для кого-то это эмоциональная история, для кого-то острая необходимость купить что-то на замену износившемуся, кто-то поддался соблазну на распродаже, кто-то просто не умеет мыслить комплектом и, купив вещь, не может вписать ее в свой гардероб. Но, в общем и целом, если вещь покупается и не носится, это значит, что она не соответствует тому, кто ее купил, она не отвечает его требованиям к одежде, не закрывает потребности быть такой, какой хочется. Купив эту вещь, человек не попал в свой образ, в свой характер. А это может значить, что он не очень хорошо знает себя и то, что ему нужно.

Елена Елисеева после мастер-класса в мастерской Tatiana Larina. Рядом с ней – Наталья Наджар, участница мастер-класса
Елена Елисеева

Вы сами уже, я думаю, много про себя понимаете, у вас сформированный стиль. Как вы выбираете одежду? Приходите в магазин уже с четким осознанием того, что хотите купить?

Да, я неплохо себя знаю. Но я тоже эмоциональный человек. Более того, я очень погружаюсь в истории дизайнеров, а это особая тема. И я не могу не покупать вещи любимых дизайнеров, потому что я хочу их иметь как вещь, как драгоценный предмет, как произведение искусства, которое я могу надеть на себя и таким образом приобщиться к тем, кого люблю, ценю и уважаю. 

Всегда ли нужно проявлять чувство меры к своему гардеробу?

Чувство меры у каждого свое, как и зона психологического комфорта в одежде. Кому-то важно быть ярким и привлекать к себе внимание – для него граница допустимого будет пролегать намного дальше, чем у того, кому важно соответствовать правилам и вписываться в определенную среду. Если человек творческий, то для него, как правило, немыслима какая-либо сдержанность. Если человек работает в бизнесе или банковской сфере, где действует более строгий дресс-код, то для него, конечно, совершенно другие границы в том, что можно, а что нет.

Все мы разные. Единственный универсальный совет – это понять, кто ты, и чего ты хочешь. А дальше можно ни в чем себе не отказывать.

Хорошо, а если человек уже нашел свой стиль, насколько важно иногда все же выйти за рамки и пробовать что-то новое?

Пробовать и экспериментировать нужно всегда. Все мы меняемся с возрастом: раскрываем в себе новые таланты и грани характера. Вместе с этим изменяется и то, как мы выглядим и как хотим выглядеть. Единственный советчик, которого нужно слушать при этом, это ты сам.

Как понять, что нужно меняться? Допустим, ты уже привык к определенному стилю, он тебе подходит, но в нем уже немного некомфортно.

Вот «некомфортно» – это ключевое слово. Если стало некомфортно, значит, надо подумать над тем, как привести себя к комфорту. Для кого-то комфорт – это быть красивой. Для кого-то комфорт – удобство и качество на всех уровнях. Каждому свое, но главное, чтобы было хорошо внутри. Женщины к этому очень чувствительны.

Как вы уже говорили, одежда является нашим самовыражением сегодня. Поэтому надо понимать человека, чтобы одеть его. Значит, в теории близким должно быть легче давать рекомендации по стилю?

С ними как раз сложно, потому что близкие совершенно не воспринимают тебя как авторитетное лицо. Им можно советовать что угодно, но они все равно сделают по-своему. Такая же ситуация с подругами. Чем больше дистанция с человеком, тем легче работать. Потому что для клиента я просто профессионал.

Как тогда вы подбираете образ клиенту? Всегда ли клиент, которого вы видите в первый раз в жизни, прислушивается к рекомендациям?

Знаете, даже если я сама вижу в человеке многое, но он сам этого не видит и не готов меняться, то его невозможно переодеть. Механически мы переодеваем девушек-моделей под задачу во время фотосессий. Но с клиентом так поступить нельзя. Некоторые вещи на человека можно надеть только под наркозом (шутка).

Самое важное в работе – дать человеку увидеть и почувствовать себя. В этом смысле сейчас очень помогает система архетипов – она дает ключ к образу, позволяет увидеть, какие характеристики внешности в человеке ведущие. Как только у клиента отозвалось то, что ты пытаешься до него донести, его уже невозможно сбить с пути. 

В наше время появилось очень много fashion-блогеров. Чаще всего это молодые люди, которые не всегда разбираются в истории моды, а просто на своем опыте что-то советуют. Но к ним многие прислушиваются. Как вы относитесь к этому явлению?

Хорошо. Если это кому-то помогает – прекрасно. Многим людям достаточно, когда им говорят: «Наденьте к этой блузке вот эти башмачки». Жизнь сразу упрощается. Это же отлично.

Нужно ли всем знать историю моды? Не обязательно. Многие и без этого хорошо справляются. Можно же работать с той частью, которая абсолютно современна. У молодых блогеров, как правило, молодая аудитория. На мои лекции приходят люди немного другой возрастной группы. И все клиенты у меня старше 30. Клиентки в основном.

А клиенты-мужчины бывают?

У меня – нет. Слушатели-мужчины приходят только на лекции и участвуют в дискуссиях на семинарах. У меня есть подозрение, что мужчинам все-таки чуть проще с одеждой, чем женщинам. Для мужчины одежда – это в каком-то смысле униформа, броня: оделся и пошел. Хотя, конечно, мужчины тоже бывают разные. У женщин всё сложнее, у нас много психологических штук. Вообще, работа с клиентами – это маленькое чудо, каждый раз я поражаюсь тому, как преображается человек и как всё вокруг него начинает меняться. А ведь, казалось бы, речь идет лишь об одежде.

Елена Елисеева – искусствовед, историк моды, имидж-консультант, приглашенный лектор Музея декоративно-прикладного искусства, вела цикл лекций и семинаров «Одежда вне контекста моды» в Музее современного искусства «Гараж», автор статей и книг по искусству, стилист в Мастерской TatianaLarina.

Фото: из личных архивов

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2018
Street de luxe