«Ла-Ла Ленд» без «хэппи энда», или Почему мы навсегда запомним «Оскар»-2017

[Стиль жизни] [Оскар 2017 и его герои][Легенды кино]
1627
Граничащее с жестокой шуткой поражение «Ла-Ла Ленда» в битве за звание «лучшего фильма года», бородач Кейси Аффлек с золотой статуэткой, удачное возвращение Мэла Гибсона и еще один гимн тотальной толерантности в виде «Лунного света» ─ подводим итоги 89-й церемонии вручения наград Американской Киноакадемии.

Шоу Джимми Киммела

Джимми Киммел и его шоу для американцев ─ примерно такая же фигура, как для нас Иван Ургант со своими вечерними эфирами. В телепередаче у Киммела вот уже более 10 лет стабильно отмечаются все голливудские звезды. «Оскар» ─ вторая церемония, где он выступил ведущим (первой когда-то была «Эмми»). 

По его собственному признанию, разница между ними огромная: если вручение телевизионных наград быстро забывается, поощрение деятелей кинематографа наградами Американской Киноакадемии остается в памяти надолго. Забегая вперед, скажем, что 89-ю церемонию «Оскара» вряд ли скоро удастся забыть.   

Комик из Киммела неважный, а вот провокатор хоть куда. «Оскар-2017», как и ожидалось, вышел суперполитизитрованным. Трамп-расизм, расизм-Трамп ─ вот и все темы, ставшие предметом шуток и острот, звучавших со сцены. Оно и понятно: заранее было известно, что один из претендетов на награду иранский режиссер Асгар Фархади на церемонии присутствовать не будет. Точнее, сначала было непонятно, как ему удастся обойти новый закон об ограничении въезда в США граждан Востока. Затем вопрос отпал сам собой: иранец заявил, что не поедет в Лос-Анджелес из солидарности с гражданами своей страны. Поэтому когда его «Коммивояжер» ожидаемо стал лучшим фильмом на иностранном языке, награду за него получили Фируза Надери, бывший директора НАСА, и Ануше Ансари, первая космическая туристка.

Люди в черном

Оправдываясь за прошлогодний «Оскар», получивший множество негативных откликов за преобладание белокожих номинантов и победителей и проштампованный в социальных сетях хэштегом #OscarSoWhite, нынешняя церемония взяла реванш. На 89-м вручении наград Киноакадемии в актерских категориях на награду претендовали сразу 6 афроамериканских актеров и актрис – рекордный показатель за всю историю премии. А Джой МакМиллон, монтажер фильма «Лунный свет», стала первой женщиной-афроамериканкой, представленной в номинации «лучший монтаж».

«Три в одном»: все лица одного персонажа «Лунного света»: Треванте Родес, Алекс Р. Хибберт и Эштон Сандерс.
Красавицу Жанель Моне, «одну треть» «Скрытых фигур», на этот раз было трудно не заметить.

Заветные статуэтки унесли Махершала Али («Лунный свет») и Вайола Дэвис («Ограды») за лучшие мужскую и женскую роли второго плана соответственно. 

Награду Али вручает триумфатор прошлого года в аналогичной «женской» категории, актриса Алисия Викандер.
Вайола Дэвис уже два раза номинировалась на «Оскар», поэтому когда его, наконец, получила, искренне поплакала.

Поколение next

Несмотря на то что один недочет исправили, сразу был найден другой. «Оскар-2017» обвинили в «эйджизме» – предвзятом отношении к пожилым актерам. Тенденция преобладания молодого поколения налицо: очень мало номинантов старше 60 лет. Так что теперь «Оскар» уже не #SoWhite, а #SoYoung.

8-летний индиец Санни Павар («Лев») счастлив уже просто стоять на красной дорожке.
20-летний Лукас Хеджес («Манчестер у моря») получил номинацию за лучшую роль второго плана, но не награду.

Бегуны по дорожке

Традиционно, более двух часов заняло дефиле приглашенных на 89-ю церемонию вручения наград киноакадемии. Джимми Киммел только готовился к своему бенефису, а на подходе к залу «Долби» уже было весело.  

Назад в будущее: хип-хоп в исполнении нестареющего Марти МакФлая (Майкл Джей Фокс).
Безопасность под контролем: Капитан Америка (Крис Эванс) и Соколиный Глаз (Джереми Ренер) отвечают.

Короткие и длинные

Традиционно самый большой фокус внимания до начала церемонии и объявления лауреатов был сосредоточен на гостях. Досталось Райану Гослингу, предсказуемо посетившему церемонию без Евы Мендес и его затейливой рубашке, Кейси Аффлеку с его бармалейской бородой (он оправдался тем, что работает над новой ролью, и обещал скоро побриться) и соревнующимся с ним по количеству растительности на лице другим голливудским красавцам, симпатяге Эндрю Гарфилду, которому так идет ярлык пацифиста... 

Райан Гослинг
Кейси Аффлек
Крис Эванс
Джейми Дорнан
Сет Роген
Эндрю Гарфилд с получившим накануне «почетного Оскара» Джеки Чаном
Не осталась незамеченной новая прическа Холли Берри: фанаты уже пророчат ей роль Анджелы Дэвис.
Симпатичный хохолок Шарлиз Терон как ностальгия по временам «Безумного Макса».
Свежий эксперимент Скарлетт Йоххансон ─ доказательство того, что нет ничего невозможного.
«Миллионер из трущоб» Дев Патель («Лев») с матерью Анитой Патель ─ хорошая картинка, еще раз напоминающая, что «дети не должны быть потеряны».

Перфоманс Тимберлейка

Открывал 89-ю церемонию вручения наград киноакадемии Джастин Тимберлейк, причем принялся делать это задолго до того, как вышел на сцену с Сan't stop the feeling, представленной в категории лучших песен. 

Милейшие GIF-ки с Тимберлейком и Джессикой Бил наводнили соцсети, благодаря в том числе и тому, что транслировались в официальном Twitter киноакадемии. 

А вот музыкальному номеру в его исполнении не повезло: проиграл он, конечно же, композиции из «Ла-Ла Ленда».

«Прогул» Натали Портман

Одна из реальных претенденток на главный «женский» «Оскар» на церемонии не присутствовала ─ новая «Джеки» ждет второго ребенка, причем должно произойти это событие со дня на день. Едва ли это определило то, что золотую статуэтку получила Эмма Стоун ─ это было предсказуемо настолько, насколько ясно то, что Райану Гослингу за тот же «Ла-Ла Ленд» она не достанется. Вручал награду лучшей актрисе, кстати, Леонардо Ди Каприо ─ ну не мечта ли? Неудивительно, что Стоун едва не извинялась перед соперницами ─ Изабель Юппер, Рут Негга, Мэрил Стрип и все той же Портман ─ за свой успех.

Сюрпризы из «Манчестера»

Их было всего два, но значительных. Статуэтку за лучший оригинальный сценарий унес Кеннет Лонерган (довольно неожиданно с учетом того, что уверенную победу прочили «Ла-Ла Ленду»). Со сцены американец поблагодарил кого только смог: и Мэтта Дэймона, и Кимберли Стюард, и Криса Мура, и Лорен Бек, и Кевина Дж. Уолша, и конечно, Кейси... Главное потрясение вечера (пока не прогремел гром над «Ла-Ла Лендом») ─ «Оскар» за главную мужскую роль у Кейси Аффлека. Казалось, поверить в это не могли ни его соперники по номинации, ни он сам.

Младший Аффлек на сцене с трудом подбирал благодарственные слова, а лица «кэпа Фантастик» Виго Мортинсена и букмекерского фаворита в свете пресловутого #OscarSoWhite Дэнзела Вашингтона при этом выражали такое сильное разочарование, что его можно даже назвать «некомильфо». Заслуженная награда.

Реабилитация Мэла Гибсона

Скандалист, расист и гомофоб (именно такими характеристиками он мог похвастаться лет 10-15 назад), отлученный от Голливуда за бесшабашные выходки и провокационные высказывания, Мэл Гибсон вернулся. Биографическая драма «По соображениям совести» мелькала в 6 номинациях, но, конечно, свой рекорд не установила. Борьбу за режиссерскую статуэтку Гибсон ожидаемо проиграл Шазеллу, и мы очень рады, что фильм не остался вообще без наград: картина очень достойная.

Звукорежиссер Кевин О'Коннелл получили награду за лучшее сведение звука (история очень интересная: его номинировали на «Оскар» уже 21 раз, и в этот он оказался явно не готов превратиться из вечного номинанта в победителя, а потому слегка растерялся и произнес эмоциональный, но немного скомканный спич). Еще одна заслуженная награда у картины в категории лучший монтаж ─ победу празднует Джон Гилберт.

Самый зрелищный выход за всю церемонию: Сет Роген и Мартин Джей Фокс прибыли объявлять победителя в лучшем монтаже на том самом DeLorean DMC-12, на котором любимец всех девушек 80-х Марти МакФлай путешествовал в будущее. Символично: монтажер ─ фантастическая профессия.

Жестокие игры, или Как пошутили над «Ла-Ла Лендом»

Мюзикл режиссера Дэмьена Шазелла был представлен в 13 категориях, из которых победу одержал лишь в шести. Главная интрига вечера под названием «сколько статуэток соберет «Ла-Ла Ленд» протекала довольно вяло: к середине церемонии в его активе была всего одна награда ─ за работу художника Дэвида Уоско (первый «Оскар» создателям «Ла-Ла Ленду» вручили «лица» «50 оттенков серого» ─ Джейми Дорнан и Дакота Джонсон, что тут же породило в соцсетях массу тривиальных шуток). Позже мюзикл реабилитировался, получив статуэтки за операторскую работу (Линус Сандгрен), оригинальный саудтрек (Джастин Гурвиц), лучшую песню (City of Stars) и главную женскую роль (Эмма Стоун). Дальше началось все самое интересное. Лучшим режиссером, по мнению критиков киноакадемии, естественно, стал Шазелл, который вместе с остальными создателями фильма и произнес эмоциональную победную речь после объявления «Ла-Ла Ленда» лучшим фильмом. Как оказалось ─ зря.

Американский актер, режиссер и продюсер Уоррен Битти, дико извиняясь, сообщил, что он ошибся, впопыхах прочитав предыдущее объявление о победе «Ла-Ла Ленда» в актерской номинации в лице Эммы Стоун. Зал гудел и даже свистел (мы узнали, что это отлично умеет делать Мэтт Дэймон), но это не помешало драме про взрослеющего в тяжелых условиях негритянского гетто чернокожего паренька-гомосексуалиста «Лунный свет» стать триумфатором 89-й церемонии «Оскар» и лучшим фильмом года.

Победители 89-й церемонии вручения премии «Оскар»

Лучший фильм: «Лунный свет»

Лучший режиссер: Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд») 

Лучший актер: Кейси Аффлек («Манчестер у моря») 
 
Лучшая актриса: Эмма Стоун («Ла-Ла Ленд»)
 
Лучший актер второго плана: Махершала Али («Лунный свет»)
 
Лучшая актриса второго плана: Вайола Дэвис («Ограды») 
 
Лучший оригинальный сценарий: Кеннет Лонерган («Манчестер у моря»)
 
Лучший адаптированный сценарий: Барри Дженкинс («Лунный свет»)
 
Лучшая операторская работа: Линус Сандрегн («Ла-Ла Ленд») 
 
Лучший монтаж: Джон Гилберт («По соображениям совести»)
 
Лучший дизайн костюмов: Коллин Этвуд («Фантастические твари и где они обитают»)
 
Лучший грим и прически: Алессандро Бертолацци, Джорджо Григориани, Кристофер Нельсон («Отряд самоубийц»)
 
Лучший саундтрек: Джастин Гурвиц («Ла-Ла Ленд») 
 
Лучшая песня: City of Stars («Ла-Ла Ленд»)
 
Лучшая работа художника-постановщика: Дэвид Уоско, Сэнди Рейнольдс-Уоско («Ла-Ла Ленд»)
 
Лучший звук: Кевин О'Коннелл, Энди Райт, Роберт Маккензи, Питер Грейс («По соображениям совести»)
 
Лучший звуковой монтаж: Сильвен Бельмар («Прибытие»)
 
Лучшие визуальные эффекты: Роберт Легато, Адам Валдез, Эндрю Р. Джонс, Дэн Леммон («Книга джунглей»)
 
Лучший анимационный полнометражный фильм: «Зверополис»

Фото: Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2017
2.0 лет в России