Как нажить врагов и испортить репутацию: 6 грубейших ошибок рабочего этикета

О том, как уследить за всеми тенденциями делового этикета и не дать своим ошибкам повлиять на репутацию, рассказывает Мэри Гукасян, генеральный директор Kraft Heinz в России.

Ошибка 1. Забывать про ценности компании

Ценности — ключевой элемент культуры компании. Со стороны это может казаться незаметным, но именно они определяют то, как будут строиться отношения внутри команды, общение с клиентами и партнерами. Каждый удачно завершенный проект и новая покоренная вершина являются отражением какой-либо ценности.

Очень важно, чтобы сотрудник не просто воспринимал ценности как вдохновляющие девизы, а искренне проникся ими и транслировал их в ежедневной работе. То есть буквально жил ими. Существует даже такой принцип — Living our Values.

Ошибка 2. Приберегать «спасибо» для особых случаев

Мы часто сталкиваемся с заблуждением, что необязательно благодарить людей за ежедневные рабочие достижения. Такой подход можно встретить не только в деловой сфере. На самом деле сказать «спасибо» можно в любой момент, не дожидаясь грандиозных побед. Попробуйте благодарить коллег даже за обычные рабочие моменты: вовремя сданный отчет или удачно проведенный звонок. И вы заметите, как улучшатся отношения с командой.

Recognition (принцип признания) должен быть заложен в ДНК компании и существовать на всех уровнях: от руководителя к команде, от команд к руководителям, при общении с партнерами и клиентами (читайте также: «Уволить нельзя премировать: как строить отношения с подчиненными, чтобы мотивировать их, а не угнетать»).

Ошибка 3. Не прорабатывать ошибки

Как нажить врагов и испортить репутацию: 6 грубейших ошибок рабочего этикета

Ошибки, совершаемые во время работы, могут стать лакмусовой бумажкой для коллектива. «Проявляется» то, как команда относится к недочетам друг друга, и насколько вы готовы брать на себя ответственность не только за достижения, но и за ошибки. Постарайтесь понять, что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию, и обсудите все варианты с командой.

Кроме того, время в бизнесе — один из самых дорогих ресурсов, поэтому его лучше потратить на обсуждение хода проекта и поиск эффективных инструментов для минимизации риска повторной ошибки в будущем.

Ошибка 4. Относиться к digital-этикету как к проходящей новомодной тенденции

Может показаться, что сейчас становится сложнее уследить за всеми тенденциями этикета.  Еще несколько лет назад мы не сталкивались с таким обилием правил. Например, теперь нас может возмутить аудиосообщение от человека, с которым мы едва знакомы.

На самом деле все намного проще, чем кажется. Цифровой этикет основан на базовых принципах уважительного отношения друг к другу и к чужим границам. Поэтому, чтобы быть вежливым в digital-среде, старайтесь во всем проявлять заботу к собеседнику. Если вы хотите связаться с партнером или новым знакомым — спросите, в каком мессенджере ему удобнее общаться. Когда вы пишете сообщение — постарайтесь вместить всю информацию в одно SMS. Если сообщение отправили вам, но нет времени ответить — можно написать, что вы отреагируете на него чуть позже.

Особое внимание стоит уделить voice-этикету. Главное правило здесь — предоставить собеседнику выбор. Поэтому всегда лучше уточнить: не против ли ваш коллега или партнер, если вы отправите ему голосовое сообщение.

Совет «звоните коллегам в рабочее время и не звоните в нерабочее» в реальной жизни прозвучит неубедительно. Ведь иногда бизнес-вопросы не ждут, когда у нас начнется рабочий день или закончится обед. Если звонок нельзя перенести и нужно связаться с коллегой после 19:00 — предупредите собеседника в сообщении и извинитесь за то, что решаете вопрос в нерабочее время. Можно написать, к примеру, такое сообщение: «Я понимаю, что звонить в нерабочее время не принято, но важность вопроса заставляет нас уделить ему внимание именно сейчас» (читайте также: «Онлайн-этикет: как общаться в рабочих чатах, чтобы не испортить карьеру»).

Ошибка 5. Не уделять внимания подготовке к онлайн-встречам

Как нажить врагов и испортить репутацию: 6 грубейших ошибок рабочего этикета

Для удаленной и гибридной работы также появились негласные правила, и значительная часть этих «законов» относится к онлайн-звонкам. Основной принцип уважительного отношения к вашим собеседникам: включенная камера. Видеотрансляция показывает участникам собрания, что вы вовлечены в коммуникацию и не отвлекаетесь на другие дела.

Технические особенности онлайн-звонков предполагают задержку передачи связи, поэтому встреча пройдет максимально эффективно, если один из собеседников возьмет на себя ведение и модерацию встречи. Со стороны это выглядит как работа ведущего: передача слова конкретному коллеге, наводящие вопросы и устное суммирование договоренностей.

Ошибка 6. Забывать про базовые правила хорошего тона 

На работе мы не только профессионалы, но и личности со своими интересами, взглядами на жизнь и переживаниями. Поэтому наше общение не должно ограничиваться решением рабочих задач. Вспомните, как меняется отношение к коллегам, когда мы узнаем об их любимых фильмах, книгах или хобби, о которых мы и не догадывались. Зная больше о жизни друг друга, мы начинаем ценить общение еще сильнее. И конечно, очень важно бережно и терпимо относиться к личным интересам и взглядам коллег.

Заключение

Чтобы избежать этих ошибок, не бойтесь большого количества правил и норм, за которыми вы можете не успевать. Главное — будьте открыты к новому, не бойтесь совершать и обсуждать ошибки, а также старайтесь всегда проявлять уважение к коллегам и партнерам.

Мэри Гукасян
Мэри Гукасян

Генеральный директор компании Kraft Heinz в России.

Фото: Getty Images