Онлайн-этикет: как общаться в рабочих чатах, чтобы не испортить карьеру

Сегодня утро рядового сотрудника офиса начинается не с чашечки кофе, а с посещения мессенджера, где его ждут сообщения руководства и коллег, ведь мы с вами живем в эпоху гаджетов, социальных сетей и различных площадок для общения — WhatsApp, Viber, FB Messenger, Telegram. Если раньше пределом мечтаний любой компании была корпоративная почта, то сейчас уже придуманы и работают специально созданные для общения внутри компании корпоративные мессенджеры: оказалось, такой вариант донести информацию до всех и каждого гораздо эффективней.

Однако общий чат силами присутствующих в нем личностей часто превращается в «свалку», куда сбрасывается все, что нужно и не нужно. Вместе с экспертом Любавой Трофимовой попробуем разобраться, какие же правила общения в офисных чатах необходимо соблюдать сотрудникам.

Намеренно опустим пункт о грамотности и вежливости, потому что грамотность в рабочей переписке — вещь само собой разумеющаяся. Это в личном сообщении можно не расставлять запятых, писать слово «сейчас» как «щас», а «мозг» как «моск». В рабочем чате такие вольности не допустимы. Хотите поострить или поболтать не о работе, заведите личный чат с теми, кто вам симпатичен.

Онлайн-этикет: как общаться в рабочих чатах, чтобы не испортить карьеру

То же самое касается размещения веселых картинок, найденных вами на просторах интернета или присланных вашими знакомыми. Хотите поделиться — welcome в чат, несвязанный с работой. В рабочем чате необходимо соблюдать нормы деловой переписки, но здесь они присутствуют в облегченной форме.

Откажитесь от голосовых сообщений. Во-первых, не у всех сотрудников есть возможность прослушать ваш поток сознания. Во-вторых, текстовые сообщения можно найти в переписке, голосовые нужно прослушивать — на это уходит много времени. В-третьих, эффективность текстовых сообщений гораздо выше, их точно увидят и прочитают все.

Что же касается голосовых, их часто воспринимают как грубое вторжение в личное пространство, они раздражают собеседников, и допустимы в сообщениях личного характера, а не в рабочих чатах. Наконец, эмоциональное окрашенное сообщение может стать причиной начавшегося в чате холивара.

Аудиосообщения допустимы только от начальства, человека за рулем и человека, попавшего в сложные жизненные обстоятельства (лень подобным обстоятельством не считается!).

Онлайн-этикет: как общаться в рабочих чатах, чтобы не испортить карьеру

Излагайте свою мысль в одном сообщении. Ничто не раздражает собеседников больше, чем 25 сообщений по одному слову. Оформленная мысль гарантирует вам внимание и прочтение со стороны участников чата.

Откажитесь от сокращений, понятных только вам или определенной группе лиц. Естественно, все поймут, что вы имели в виду под общепринятыми аббревиатурами такими, как СССР, США, МГУ. Но сокращения слов в общем чате недопустимы. Хотите, чтобы вас поняли, выражайтесь яснее.

Отвечайте развернуто. Слово «нет» не ответ, если мы говорим о работе в рабочем чате. Аргументируйте свой ответ, чтобы не вызвать никому не нужные уточнения и неясности. Это правило также касается ссылок — не будьте голословными, подкрепляйте свои аргументы фактами, если это необходимо.

Онлайн-этикет: как общаться в рабочих чатах, чтобы не испортить карьеру

Хотите ответить или написать кому-то персонально, делайте это. Для этой цели в мессенджерах есть масса возможностей: совершенно необязательно писать оппоненту «в личку», чтобы потом к вам не было лишних претензий. Достаточно поставить перед именем собеседника «@» и ему придет оповещение, и все участника чата будут в курсе, что вы отреагировали, в курсе дел, работаете и прочее. Другой вариант — отвечать на конкретное сообщение человека, а не просто кидать мысли в пространство, точнее в общий чат. Для этого нажмите на нужное сообщение и выберете опцию «ответить».

Пишите по делу. Риторических вопросов из серии «как жить?», «что делать?» и тому подобных литературных изысканий в общий чат лучше не отправлять. Есть риск посеять там смуту и вызвать неудержимое желание у участников заняться поиском ответов на извечные вопросы русской интеллигенции вместо выполнения прямых рабочих обязанностей. По этой же причине не стоит в рабочих чатах обсуждать любимые сериалы, политику, религию и прочие спорные темы. На самом деле правильно делают те руководители, которые вводят для своих подчиненных «правила чата» — меньше недоразумений и проблем.

Онлайн-этикет: как общаться в рабочих чатах, чтобы не испортить карьеру

Используйте все возможности мессенджера. Не забывайте, что важные сообщения можно сохранять, чтобы потом не искать их по всему чату. А для усиления эффекта в своих сообщениях можно выделять слова и словосочетания курсивом или жирным шрифтом.

Мы живем в эпоху мессенджеров: плохо это или хорошо, покажет будущее. Но это действительно удобно, хотя местами сильно раздражает и отнимает немало времени. Современный человек состоит, как правило, ни в одном чате, а в нескольких: пара рабочих — один по делу, второй — просто для общения, третий — с единомышленниками, чтобы обсуждать тех, кто не нравится.

Однако иногда от всего этого нужно отдыхать. Поэтому последний совет будет касаться вашей зоны комфорта: не позволяйте чатам занимать все ваше время, в том числе и свободное. Периодически отключайтесь — ставьте «на паузу» общение. Сделать это просто — выключить звук рабочего чата, как только заканчивается рабочий день (читайте также: Как наладить отношения на работе, если вы интроверт). 

Любава Трофимова
Любава Трофимова

Поэтесса.

Фото: Getty Images