Уволить нельзя премировать: как строить отношения с подчиненными, чтобы мотивировать их, а не угнетать

Почему премии не гарантируют ответственное отношение к работе, и как настроить процессы, чтобы не доводить до увольнения, рассказала Катерина Рублева, бизнес-психолог, основатель 45 коммерческих проектов.

Находиться в зоне своей ответственности и компетенции

Если руководитель изначально перетягивает одеяло на себя и не дает подчиненным качественно выполнять свои обязанности, в конечном счете страдают все. Как правило, это характерно для типа личности «Человек-оркестр», когда основатель компании сам занимается маркетингом, заказывает упаковку и обеспечивает продажи. Невозможно качественно выполнять всю работу самостоятельно, даже если вы считаете, что знаете свой продукт лучше других. Рано или поздно можно столкнуться с выгоранием или упускать из вида важные нюансы, которые может заметить только узкопрофильный специалист.

Здесь очень важно доверять сотрудникам, и в случае, если они сделали ошибку — проконтролировать, чтобы она была ими же исправлена и больше никогда не повторялась.

Уволить нельзя премировать: как строить отношения с подчиненными, чтобы мотивировать их, а не угнетать

Автоматизировать рабочие процессы

Современные CRM-системы — это проверка на прочность менеджеров среднего звена. В то время, когда руководители подразделений рады автоматизировать аналитику и контроль, подчиненных вгоняет в тревожность планка, которую каждый месяц необходимо преодолевать. Как бы то ни было, вам необходимо донести, что все современные программы учета рабочего времени и результативности, созданы на благо каждому человеку. Менеджер растет и добивается больших результатов без кнута за спиной, клиент получает качественный сервис, руководитель имеет возможность масштабироваться и создавать больше рабочих мест.

Прислушивайтесь к потребностям подчиненных, чтобы дорабатывать рабочие процессы, учитывая ситуацию вокруг. Полагаться только на KPI не стоит.

Грамотно планировать и ставить цели

Современная практика показывает, что лучший способ коммуникации с подчиненными — совместное планирование. Формулируйте цель так, чтобы она приносила пользу не только вам, но и команде в целом и даже глобально — миру. Поэтому очень полезно два раза в год и чаще устраивать стратегические сессии и вместе со всеми отделами и каждым сотрудником решать, какие шаги вам предстоит сделать, чтобы достичь общих результатов.

Такие встречи, как правило проводятся вместе с коучем, чтобы никто в разговоре не уходил далеко от темы и каждый смог открыть в себе потенциал, глубинные ценности и экспертность.

Уволить нельзя премировать: как строить отношения с подчиненными, чтобы мотивировать их, а не угнетать

Обеспечить прозрачную систему мотивации

Каждый человек, работая у вас в компании, должен иметь возможность подсчитать свою премию и зарплату, которая будет начислена в текущем месяце. Не забывайте при этом про нематериальную мотивацию: сотрудникам важно быть частью команды.

Но не нужно путать открытую информацию про премирование и разговоры о зарплате между подчиненными. Все должно быть открыто и прозрачно, а вместо разговоров о деньгах — понятная для каждого система, чтобы направить энергию в работу.

Использовать идеи подчиненных

Если ваши сотрудники будут чувствовать себя бесполезными, ни о каких результатах и мотивации можно не говорить. Инициатива не должна быть наказуемой и в то же время, поощрять ее чрезмерно тоже не стоит. Здоровый коллектив — это желание создавать вместе. Все идеи должны быть услышаны если не лично вами, то вашим СЕО.

Если вам кажется, что идея безнадежна, как минимум, протестируйте ее. Помните, что сначала у вас появилась мысль, а уже потом вы воплотили ее в реальность.

Уволить нельзя премировать: как строить отношения с подчиненными, чтобы мотивировать их, а не угнетать

Выбирать ответственных исполнителей с сильной внутренней мотивацией

Идеально уже на этапе собеседования выделять людей, которым не нужна внешняя мотивация, потому что у них есть собственная «автономная» движущая сила. Ответственные специалисты не нуждаются в «кнутах» руководителя, они сами ставят цель и совершают целевые действия, чтобы ее достичь. Такие люди твердо знают цену своей работе и премия уже не будет являться для них показателем качества или одобрения. Как правило, такие кандидаты любят спорт, дисциплинированы и способны мыслить рационально, они проактивны и не будут срывать дедлайны, в первую очередь потому, что ценят свое и чужое время.

Тренд 2021 года в проактивности и мультипотенциале. Когда руководитель собирает команду людей, разделяющих его ценности. А команда, в свою очередь, стремится обучаться и выходить за рамки своих обязанностей, потому что работает не на зарплату, а на общий результат.

Катерина Рублева
Катерина Рублева

Бизнес-психолог, основатель 45 коммерческих проектов.

Фото: Getty Images