10 винных глупостей, над которыми смеются профессионалы

Те, кто ничего не знает о вине, часто допускают в своих суждениях об этом напитке такие ошибки, которые приводят в ужас любого хоть сколько-нибудь компетентного человека.

Люди, хоть немного знакомые с вином, периодически сталкиваются с совершенно безумными утверждениями о вине от тех, кто в нем вообще ничего не понимает. Причем быстрота распространения этой глупости на порядки превышает скорость проникновения настоящих винных знаний в умы наших сограждан. О самых главных заблуждениях рассказывает Дмитрий Мережко, издатель серии книг Simple Wine News и сайта swn.ru, преподаватель курсов Wine and Spirits Education Trust в московской школе «Энотрия».

1. 90% вина сделано из порошка

Человек, делающий такое утверждение, представляет винное производство как ряд чанов, в которые засыпают порошки винного экстракта, краски, ароматизаторов, кислоты, сахара, растворяют все это в спирто-водяной смеси и разливают по бутылкам или тетрапакам, продавая за 50 рублей за литр. Возможно ли такое технологически? Да. Однако есть одно «но». Сделать это намного дороже, чем просто сбродить виноградный сок. Ведь нужно сначала получить спирт (путем ректификации из слабоалкогольного сырья), все остальные компоненты и, главное, винный экстракт! Один такой вышел на рынок в январе 2015 года. Себестоимость экстракта, нужного для 1 бутылки — 4 евро. Считайте, во сколько обойдется бутылка.

2. Если контрэтикетка выполнена в оригинальном дизайне на русском языке, то это контрафакт

Почему-то многие думают, что если контрэтикетка на бутылке выполнена в оригинальном дизайне на русском языке (без наклейки с переводом), то внутри обязательно должен быть контрафакт.

Наше законодательство требует представлять всю информацию на русском языке. Если не стали перекладывать это на импортера, а сами наладили производство русскоязычных этикеток, то это, скорее всего, крупный производитель, и наш рынок для него приоритетный. И качество продукции он будет стараться не ронять, а, наоборот, еще жестче контролировать.

3. Винт — явный признак дешевой подделки

Хотя корковая пробка остается в моде, индустрия синтетических и винтовых пробок не стоит на месте. Производители Австралии и Новой Зеландии перешли на «винт» почти поголовно. И даже премиальные вина производители Бордо, например, экспериментируют с новыми форматом. А производитель из Шабли Domaine Laroche так и вовсю использует.

4. Чилийское вино невозможно привезти в Россию, и эти вина делают в Химках

Смотри пункт 1. На самом деле морской транспорт очень недорог и доставить чилийские вина в Россию не составляет большого труда. Чем действительно стоит поинтересоваться — везли его в бутылках или в больших емкостях?

5. Все французское вино делают из чилийского

Несколько лет назад Франция впервые за несколько лет уступила Италии первое место по объему производства вина (разумеется, мы говорим про перспективу). Чили уверенно входит в первую десятку стран-производителей вина, но до старосветских грандов ей далековато. Еще кто кому экспортировать должен.

6. Настоящее кьянти с кривым горлышком и в соломе

Кьянти во фьяске с оплеткой — старинный образ этого вина, от которого современные производители стараются уйти как можно дальше. Зона Кьянти — это динамично развивающийся регион, активно использующий самые современные технологии виноделия, имеющий строгую иерархию категорий и зон производства и уж, конечно, бутилирующий вина так, как это принято сегодня в мире.

7. Вино трясут и смотрят на свет

Даже профессионалы не всегда могут сделать какие-то выводы из того, как выглядит вино. Да, в вине может быть осадок, но является ли он следствием дефекта, или это нечто присущее данной категории вин? Есть примеры, когда производители даже сознательно идут на то, чтобы в бутылке образовался осадок. Цвет? Через зелёное стекло его вряд ли можно адекватно оценить.

Другое дело, когда перед вами две бутылки белого стекла, в них одно и то же белое вино, а цветом жидкости отличаются. Скорее всего, в одной очевидный дефект, и нужно привлечь к этому внимание кависта, а самому взять другую бутылку. Но чтобы это заметить — трясти ничего не нужно.

8. Веселая этикетка — плохое вино

Как правило, виноделы, создающие реально интересные, креативные этикетки — сами по себе творческие и увлеченные люди. Поэтому, если этикетка сделана с душой — таким же окажется и вино. А с другой стороны, посмотрите на этикетки одного из самых дорогих хозяйств в мире — Chateau Mouton-Rothschild. Каждый год их украшает маленькое произведение искусства, созданное одним из лучших художников мира.

9. Пить все равно из чего, а бокалы — способ выманить деньги

Налейте любое, самое дорогое вино в пластиковый стаканчик, до краев — и вы не отличите его от тетрапака. Тонкие ароматы, которые мы ценим в вине, очень легко потерять из-за неправильной посуды, обстановки, собственного состояния или воздуха, насыщенного посторонними запахами. Правильный бокал выполняет роль линзы, он широк внизу и сужается кверху, концентрируя ароматы на высоте своего края. Чем тоньше, элегантнее вино, тем «мощнее» должна быть линза, и наоборот.

10. Чем вино старше — тем лучше

Это верно лишь для тех вин, которые созданы, чтобы зреть в бутылке. Огромное количество летних белых вин, недорогих игристых (асти, просекко), легких красных (божоле нуво) находятся в лучшей форме сразу после розлива в бутылки, и последующее взросление нисколько не делает их лучше. Даже из лучших регионов далеко не каждый год получаются долгоживущие вина. Поэтому если вам по какой-то причине нужно купить «старое» вино себе или в подарок — доверьте это профессионалу. Или читайте про вино — и не верьте глупостям.

Фото: Getty Images