Продавцы дождя

Где-то между Савойскими Альпами и южным берегом Женевского озера расположено уютное живописное французское Лукоморье ─ курортный город Эвьян-ле-Бен. С ранней весны до поздней осени он утопает в зелени вековых деревьев ─ буков, грабов, дубов, лип, каштанов, встречая визитеров изящно подстриженными газонами и роскошными цветочными клумбами. С начала прошлого века здесь располагалась резиденция английского короля Эдуарда VII, поэтому на берегу много красивых старинных отелей и одно легендарное казино. Холодные слабоминерализованные известковые источники, бьющие на этой территории, пользуются большой славой во Франции и за ее пределами. Благодаря их целебной силе Эвьян-ле-Бен знаменит на весь мир как бальнеологический курорт. Именно здесь с конца XIX века бутилируют знаменитую воду Evian.

Продавцы дождя
Так выглядел первый завод Evian. 1900 год.

Солнечным утром (у подножия Савойских Альп солнце кажется особенно ярким) я пью горячий шоколад на открытой террасе старинного отеля «Эрмитаж» в самом сердце Эвьян-ле-Бен и размышляю над тем, с чего начать разговор, и как максимально эффективно использовать 20 минут, которые мне любезно согласилась выделить в своем плотном расписании президент EVW (поставщик премиальной минеральной воды Evian, Volvic и Badoit в Danone) Вероник Пенчьенати.

Продавцы дождя
Курортный город Эвьян-ле-Бен расположен между Савойскими Альпами и южным берегом Женевского озера.

До встречи два часа. Поскольку времени достаточно, любезный официант лет сорока по имени Мишель развлекает меня любопытным аттракционом. На барной стойке стоят три одинаковых стакана с водой. В одном из них ─ Evian. Мишель закрывает глаза и предлагает мне расставить стаканы в любой последовательности, после чего делает несколько глотков из каждого стакана и безошибочно определяет, в каком из них Evian. На пятой попытке «вывести на чистую воду» моего нового знакомого-фокусника, рожденного в городе Эвьян-ле-Бен, где любят шутить о том, что вода Evian здесь течет буквально из крана, я сдаюсь и признаю, что проиграла. У меня нет объяснений этому трюку. «Особый состав и нейтральный рН делают воду Evian особенной. Именно поэтому она так популярна», ─ объясняет Мишель. Я послушно киваю. Сложно не согласиться. В XXI веке невозможно найти человека старше 16 лет, который не знал бы о существовании Evian, мирового лидера среди брендов натуральной минеральной воды с большой, в том числе голливудской армией поклонников и широтой «географического» охвата ─ сто сорок стран по всему миру.

Продавцы дождя
Вероник Пенчьенати.

«Однако, если посмотреть на вопрос в целом, не вдаваясь в детали, вода ─ это ведь просто вода, бинарное неорганическое соединение с химической формулой Н2O, прозрачная жидкость, без вкуса, без цвета, без запаха. Два атома водорода, один атом кислорода, соединенные ковалентной связью. В чем же заключается «фокус»?» ─ интересуюсь я во время интервью у Вероник Пенчьенати. Вероник работает в Danone больше восемнадцати лет, восемь из которых ─ в бизнесе, отвечающем за поставку природной минеральной воды Evian, Volvic и Badoit. Она явно, знает ответ. Мне очень интересно ее объяснение.

Продавцы дождя

«Позвольте мне рассказать, в чем состоит чудо, ─ улыбается Вероник. ─ В премиальных бутылках нашей воды продается не что иное, как дождь… Снег и капли дождя, падая на склоны Альп, в течение пятнадцати лет очищаются горной породой. Уникальный «минеральный» процесс. Невероятно, но вкус воды дает сама природа. Сравните Evian и Volvic ─ они совершенно разные. При этом и та, и другая вода созданы природой. Как я уже сказала, Evian проходит специальную очистку горной породой, что придает ей особенный легкий и чистый вкус. Вода Volvic фильтруется вулканическими породами. Это наделяет ее несколько иными вкусовыми качествами. Вы спрашиваете, в чем секрет? Я думаю, когда вырастаешь на одном бренде, ты привыкаешь к его вкусу. Магия заключается в том, что в каком бы месте вы ни находились, вкус Evian всегда будет одинаковым, вы узнаете его из тысячи других. Процесс очистки и состав нашей воды были такими сто лет назад, и останутся точно таким же через двести лет».

Продавцы дождя
Местные жители и туристы пьют воду Эвиан прямо из источника.
Продавцы дождя
Источник Эвиан.

Позже технологи расскажут мне об этом процессе более детально. Вода Evian, которую мы пьем сегодня, 15 лет назад, действительно, была обычным дождем. Сначала драгоценные капли проникли в водосборное плато Гавот, затем прошли очистку горной породой ─ альпийские пески, обеспечивающие естественный фильтр, «отпустили» воду в источник Evian с исключительно низким содержанием минералов и сбалансированным составом минеральных солей. Мы делаем небольшую паузу в интервью, и у меня появляется возможность изучить любопытные цифры, которые опубликованы в релизе, лежащем на столе у Вероник. В среднем вода составляет 60% от массы тела взрослого человека и 75% от массы тела младенца. Каждый день мы теряем почти 2,5 литра воды ─ через пот, дыхание и прочие процессы. Потери должны восполняться ─ и очень хорошо, если мы выпиваем в день порядка 1,5-2 литров воды (у беременных, кормящих женщин и спортсменов эта норма на порядок выше).

Продавцы дождя
Evian Disney bottles ─ для детей.

«Я выпиваю в среднем 1,5 литра воды ─ это правило, ─ улыбается Вероник. ─ Хорошая гидратация важна для нашего физического и умственного благополучия. Какими пятью словами я могла бы охарактеризовать воду Evian? Скажу, что это культовый бренд для многих поколений, это чистота, инновации, молодость, вода, созданная природой и сохраненная человеком. Разумеется, производственные процессы отлажены и доведены до совершенства. Мы разливаем воду, не прикасаясь к ней. Но наша роль в Evian заключается еще и в том, чтобы охранять от загрязнений территории, где вода проникает вглубь горной породы. Одна из наших основных задач ─ сохранить уникальную чистоту воды. Evian создана природой, но сохраняет ее человек. Например, на протяжении нескольких лет мы выступаем партнером местных муниципалитетов и ферм ─ одним из наших проектов является участие в организации предприятия, которое занимается переработкой отходов, органических веществ в энергию и органические удобрения. Мы стали одними из первых, кто начал использовать перерабатываемые материалы при производстве бутылок. Мы стали первым брендом, не использующим полиэтилен при упаковке нескольких бутылок, проще говоря, мы начали выпускать упаковку из шести бутылок без упаковочного полиэтилена. Нам важно сократить воздействие человека на окружающую среду. Это не пустые слова. Мы стараемся сделать все процессы производства воды экологичными. Так, например, мы стремимся все чаще использовать более экологичные виды доставки продукции, в частности, железнодорожные перевозки вместо автомобильных (соотношение по углеродному следу составляет 1/10). Сегодня 60% продукции Evian отправляются c железнодорожной станции, расположенной у завода, ─ одной из крупнейших частных железнодорожных станций во Франции. Планируется, что в ближайшие годы этот показатель будет расти. К 2020 году Evian обязуется еще больше сократить выбросы СО2 и стать первым полностью экологичным брендом компании Danone».

Продавцы дождя
Так выглядит завод в 2017 году.

Мы встречаемся с Вероник на родине Evian неслучайно ─ бренд анонсировал открытие передовой производственной площадки по розливу бутилированной воды после шести лет реконструкции и трансформации. Проект реновации стал колоссальным по масштабу: теперь здесь используются расширенные производственные мощности, инновационные технологии и процессы, соблюдаются строгие экологические стандарты (они соблюдались здесь всегда, но, оказывается, можно быть еще «строже» и еще «экологичнее»), которые помогут бренду выполнить обязательство по достижении нулевого углеродного баланса к 2020 году. Изменения были задуманы, в том числе, для того, чтобы обеспечить безопасность труда сотрудников завода. Инвестиции на модернизацию до 2020 года составят 280 млн. евро.

Продавцы дождя
Торжественное открытие площадки после реновации.

На официальном открытии площадки президент компании Danone Эммануэль Фабер много говорил о том, что современный бизнес сегодня мыслит иначе, выходя за рамки исключительно «прибылей и потерь». Компании всерьез задумываются о том, насколько они ответственны перед обществом и перед окружающей средой, следуя тренду экологичности и социальной ответственности. В этом смысле Danone в целом и Evian в частности ─ в списке мировых трендсеттеров. «В Danone мы полностью посвятили себя этой революции, осознавая, что в некоторых случаях наши решения будут опережать события. Именно поэтому в 2015 году мы объявили, что бренд Evian станет первым международным брендом Danone, который к 2020 году достигнет цели по нулевому углеродному следу», ─ пообещал Эммануэль Фабер.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб