Андрей Андреев: «Решают женщины ─ мужчины уже приняли это»

[@Work] [Интервью]
531
Незадолго до продажи самого популярного в мире приложения для знакомств Badoo, мы встретились с его создателем Андреем Андреевым и поговорили об индустрии dating-приложений, в которой его компания стала пионером.

«Теперь в нашей in-house-столовой 10 видов каш. Был опрос сотрудников: «Чего вам не хватает в офисе?» Все задумались: вроде и свой бьюти-корнер есть, и массаж прямо на рабочем месте делают, и в уборных стоят бесчисленные банки для ухода за волосами, лицом... Кто-то упомянул, что нет разнообразия в кашах. Разумеется, мы оперативно закрыли этот вопрос». Экскурсия по офису Badoo в лондонском Сохо начинается с кухни (в реальности их три на двухэтажный офис, а еще есть огромная терраса для ланчей и вечеринок). Выбор – как в супермаркете, вкусно – как в ресторане. Кстати, когда засиживаешься в офисе вечерами, привозят еду из классных соседних ресторанов, в разные дни недели из разных, за счет компании. Сказать, что этот офис комфортный, – не сказать ничего. Я такую повсеместную заботу о сотрудниках, если честно, наблюдаю впервые. И я пойму, если люди, развивающие Badoo и еще три платформы знакомств, которыми владеет 45-летний российский «форбс» Андрей Андреев, отказываются уходить домой. Я бы здесь жила (и ночевала бы на идеальных диванах в одной из микропереговорных).

На ресепшен висит огромная интерактивная карта мира знакомств. На ней в режиме реального времени загораются точки – новые совпадения. Надолго залипаю и, глядя на карту, представляю, как люди находят друзей, классное общение, может, даже любовь. Вот только что Бразилия мигнула. А через секунду в Испании у кого-то сложилось. А теперь уже в России.

И вот рядом стоит он, виновник всех этих совпадений. Скромный (хотя в его честь названы как минимум один коктейль и суп), простой и как будто из другого мира (даже не британского – вообще другого), в котором ничего не известно о Тиме Белорусских и о том, что тот воспел Badoo. В котором у главы компании нет даже личного кабинета.

– Я – единственный сотрудник компании, у которого нет рабочего места, – рассказывает Андрей Андреев. – Когда мы строили помещение, предусмотрели кабинет руководителя, но я там выдержал всего неделю. Стало скучно одному сидеть, и я отправился скитаться по open-space. На этой неделе с биллингом посижу, на следующей – с продактами, дальше – с дизайнерами­. Это гораздо интереснее, чем находиться в закрытом аквариуме, в изоляции от людей, с которыми работаешь. И у них создается о тебе неправильное представление. Я хочу оставаться доступным руководителем.

Marie Claire: А людям комфортно, когда вы к ним перемещаетесь?

Андрей Андреев: Да. Пару лет назад ко мне приходил один очень известный бизнесмен.

Я провел его по всем этажам, и он сказал: «Очень круто, что люди тебя не боятся. Они спокойны, сфокусированы, не дергаются, когда ты подходишь». Я спросил, чем это круто, а он мне в ответ: «Говорит о том, что люди заняты делом».

Я прежде не видела офиса, где для сотрудников были бы созданы такие роскошные условия. Зачем вы это делаете?

Человек, который работает полный день, проводит в офисе больше времени, чем дома. Я хочу, чтобы мои сотрудники ни в чем не нуждались, чтобы все было под рукой, чтобы они чувствовали себя здесь счастливыми. Видели нашу парикмахерскую? По пятницам, когда мы по английской традиции закрываем неделю напитками и живой музыкой или еще каким-то мероприятием, девочки используют это помещение как импровизированный салон красоты. У нас пять или восемь массажистов ходят по этажам, предлагают помассировать того, кто устал или загрустил. Обеды шикарные, каждый день из разных хороших лондонских ресторанов привозят ужины для тех, кто задержался до восьми вечера.

Сотрудников все это не расхолаживает?

Хороший вопрос. Надо подумать, присмотреться к тем, кто часто делает массаж или подолгу зависает на кухне.

Судя по всему, вы – хороший психолог. Всегда были таким, или повлияла работа, тесно связанная с человеческими отношениями, общением, любовью?

Мне довелось нанимать огромное количество разных сотрудников на разные позиции, практики общения с людьми достаточно много, чтобы научиться определять талант. Я за минуту вижу, можно ли конкретного человека запускать в наш динамичный коллектив. С этой точки зрения меня уместно назвать неплохим психологом. Сейчас под моим началом работает слаженная команда из 650 человек – не так много в принципе, но достаточно, чтобы собой гордиться. Я говорю про людей, которые каждый день ходят на работу в наши офисы в Остине, Лондоне и Москве. Если считать с теми, кто помогает удаленно, вообще получится 5000 человек. Их нужно было собрать, зажечь, инвестировать в них время и знания, дать направление и видение. Это – моя задача. В общем, я вижу свою заслугу в том, что в компании все понимают друг друга с полуслова, у ребят быстрые головы и высокая мотивация.

Поделитесь ноу-хау в области приложений для знакомств: что надо делать, как себя позиционировать?

Объясняя, чем я занимаюсь, я всегда провожу аналогию с ночным клубом. Вы можете только смешать ингредиенты хорошего ночного клуба: хорошую музыку, вкусные напитки, интересное освещение. А дальше запускаете на танцпол 500–1000 человек, которые сами ищут способ общения, темы для разговоров. Badoo, Bumble, любые наши приложения – это в первую очередь платформы для общения по интересам. В самом широком смысле слова.

Хорошо, но вы – тот самый человек, благодаря которому знакомства оказались в мобильном телефоне.

Да, я начал думать про расширение возможностей мобильной связи еще в 2005–2006 годах, когда не было ни андроида, ни айфона, ни смартфонов. Мы экспериментировали с той же Nokia, учились на ошибках, но когда Стив Джобс показал iPhone, у нашей команды случился «ага-момент». Всё, человеку больше не надо идти домой, чтобы зайти в Интернет и проверить сообщения! Неважно, где он находится – в метро, в офисе, – у него в кармане эта штука пикает, и он тут же начинает общаться­. У него есть возможность переписываться, смотреть фотографии, а что еще нужно для знакомства? Мы стали пионерами mobile dating, создали индустрию, и нам стали подражать.

У вас помимо Badoo есть классное приложение Bumble, где первый шаг делает женщина, именно она решает, общаться или нет. Вообще, что сейчас собой представляет mobile dating и в чем его преимущества перед олдскульными знакомствами?

Это мощный тренд в Америке и Европе, который скоро поднимется и в России.

Исчезла окружавшая сайты знакомств стигма, невыигрышные ассоциации, которые были 10–15 лет назад. Сейчас это модно. В мобильном телефоне вы можете посмотреть, кто рядом, полистать профайлы, составить пул людей, с которыми хотите общаться – текстом или в видеочате. Это безопасно, потому что вам не нужно давать этим людям номер телефона или скайпа. Вы имеете возможность увидеть человека в видеочате, сравнить его с двадцатью фотографиями, которые он выложил. Если олдскульный вариант требовал пойти в кафе и потерять пару часов, чтобы понять, нравится вам человек или нет, то сейчас это решается за минуты. И вы экономите огромное количество времени. Аня, вот вы как знакомитесь?

В общих компаниях, в основном. Я никогда не использовала dating app.

Но ведь опций в телефоне в тысячи раз больше! Если вы открыты новому общению и постоянно смотрите вокруг, зачем ограничивать себя традиционными вещами – «о нет, я знакомлюсь только через друзей»?

Но разве общение онлайн перед встречей в реале не занимает время? На живом свидании по крайней мере сразу видно, то или не то.

Зато видеочат избавляет вас от необходимости каждый раз наводить красоту. Это ведь серьезная инвестиция времени ради неопределенного результата: накраситься­, причесаться, выбрать наряд. Еще два часа к тем двум, которые вы рискуете убить, чтобы просто взглянуть на человека. Badoo или Bumble дают возможность заранее понять, хотите ли вы встречи в реале.

ОК, Андрей, я зарегистрировалась на Bumble и пробовала изучить «контент» в России. Поняла, что в нашу сторону он пока не развивается. Почему?

Физически он в России присутствует. Немногочисленные русские, которые сегодня есть в Bumble, – это люди, которые читают иностранную прессу и скачивают приложение из любопытства, как вы. Активного запуска в России еще не было, руки не дошли. Мы едим наш пирог по чуть-чуть.

По-вашему, русские мужчины готовы ждать, пока женщины их выберут? Мне кажется, они не согласны на такую расстановку сил.

До появления Bumble в Америке была очень похожая ситуация. Но за пять лет мужчины приняли, что женщины решают. Думаю, то же самое можно повторить в любой стране. Сейчас у нас огромный рынок в США, в Великобритании. Badoo – прекрасный флагман для российского рынка, в России у нас все здорово: большие цифры, потрясающий хайп, народная любовь.

Можете вспомнить реальную историю знакомства, которая вас зацепила?

Однажды итальянец узнал меня на улице в Лондоне. Подбежал, сказал, что из-за моего приложения у него свадьба в Неаполе через две недели и я должен там быть.

Я не мог тогда, у меня были планы. В службу поддержки приходят тысячи писем с приглашениями на свадьбы, благодарностями за детей. Скоро внуки пойдут.

Вы ведете статистику?

Мы не знаем, что происходит после того, как люди находят партнеров. Нашли друг друга и ушли с сервиса, аккаунты их притихли. Мы проводили опросы, изучали разные рынки, ведь у нас в каждой стране разная аудитория. В России это достаточно молодые люди с широким кругом интересов, часто речь идет о поиске серьезных отношений на долгую перспективу. Мужчин больше – 55 % на 45 % женщин.

Как вы считаете, ваше приложение 50+ в России будет востребовано? Это ведь очень консервативная аудитория.

Главное, чтобы у них были телефоны. Если у них будут телефоны, мы обязательно туда придем.

Откройте секрет идеального профиля. Что нужно делать, что не нужно?

По собственному опыту могу сказать, что профиль должен быть максимально честным. Есть небольшой процент странных стеснительных людей, которые пытаются­ залить одну невнятную фотографию. Шансы, что им напишут, очень низки. Выкладывайте больше снимков – вы веселый, вы нарядный, вы с друзьями на Миконосе. Покажите себя как следует. Самая высокая вероятность успеха у наполненных профилей, а уж выбор – дело вкуса. Если вы ищете библиотекаря, тракторист вам не подойдет, даже если у него все очень красиво.

О себе нужно писать своими словами?

Нет, там достаточно емкие вопросники. Если вы отвечаете, профиль наполняется. Можно не писать ничего, кроме «Да, меня зовут Андрей». И две фотографии.

Очень хорошо, что мы коснулись вопросников. Давайте покажем пример честных ответов. Как вы заполняете личное время?

Я большой фанат путешествий. Люблю ездить в компании моих близких друзей, потому что в таком случае не важно, куда конкретно ты едешь, тебе всегда интересно.

Есть места, в которых вы еще не были, но мечтаете?

Таких мест очень много, вот, например, Папуа – Новая Гвинея. Но к такому путешествию нужно подготовиться, выделить как минимум недели две, потому что туда лететь около 28 часов. Это не поездка выходного дня, а на большее у меня пока нет времени. Поэтому пока это просто мечта.

Вы рассказывали, что увлекались кулинарией...

Это был период в жизни. Я готовить умею, люблю, но делать это для себя нет времени. Встаю к плите, когда­ приходят друзья-товарищи. Готовка приносит мне удовольствие, это же тоже мини-творчество, создание чего-то нового. Вы, скорее всего, читали про именной луковый суп, который я придумал на кухне ресторана «Робишон». Это был приятный experience. Ресторан, к сожалению, закрыли, но приятные воспоминания остались.

Можете рассказать про вашу философию денег? Вы считаете себя богатым?

У каждого человека свой порог. Для школьника десятилетнего сто долларов – состояние. А люди из списка Forbes, имея очень большие деньги, не чувствуют себя богатыми. Мне было бы странно услышать от кого-то «я всего достиг», потому что для человека естественно стремиться к чему-то большему. Сделав один бизнес, хочется сделать бизнес в десять раз больше.

Сейчас вы к чему стремитесь?

Я уже научился делать онлайн-сервисы для сотен миллионов людей, на очереди – сервисы для миллиардов.

А лично для себя? Или в социальной плоскости – например, спасти планету от мусора?

Привести сотни миллионов людей на платформу, дать им продукт, которым приятно и интересно пользоваться, стать человеком, объединившим десятки миллионов пар для рождения миллионов детей, – это уже огромная социальная ответственность. Мое любимое дело дает мне шанс помогать планете вот таким образом, мне не нужен футбольный клуб или полеты на Марс. Хочу сделать еще больше потрясающих вещей на своем поле, и пока у меня получается.

Фото: Ольга Тупоногова-Волкова

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйДекабрь 2019
Ecosexual