Диляра Макарова: «Быть эко-friendly — только звучит дорого»

Как помочь бизнесу не остаться за бортом экологической повестки — рассказывает директор Novikov Group Диляра Макарова.

Как-то раз я сидела с друзьями на ужине, и речь зашла об экологии. Слово за слово за столом разгорелся спор на тему того, стоит ли сортировать мусор, ведь каждый хоть раз становился свидетелем того, как разобранное вторсырье безжалостно сваливалось в мусоровоз с общим мусором.

Я была категорична: стоит. По-другому быть уже не может. Для меня маркер — соцсети, где лидеры мнений постоянно поднимают тему осознанности потребления и экологии. Потребитель активно следит, наливают ли в «его» кофейне капучино в принесенную гостем термокружку и какой пластик используют в упаковке. «Быть эко-friendly» — только звучит дорого, хотя, признаться честно, биоразлагаемые трубочки для коктейлей действительно удовольствие не из дешевых.

В остальном недорогих способов помочь планете от лица бизнеса существует предостаточно. Например, можно наладить безотходное производство. Если говорить о ресторанах, то многие повара уже придумали, как использовать на своей кухне стебли от зелени или очистки от корнеплодов.

У нас в Avocado Queen косточки и кожуру авокадо собирают и раз в неделю отвозят молодому дизайнеру, которая использует их для окрашивания ткани.

Или, например, в сети кофеен Prime Star с 2015 года совместно с благотворительной организацией «Справедливая помощь Доктора Лизы» существует фудшеринг, направленный на борьбу с неоправданной утилизацией продуктов. Из 10 кафе сети в благотворительные организации ежедневно поступает более 120 кг продуктов питания и напитков. А 59 кофеен сети передают использованную экопосуду и отходы на переработку.

Можно проявлять лояльность к клиентам бизнеса, которые выбрали для себя эко-осознанность. К примеру, нашим гостям в ресторане BRO & N кофе с собой наливают со скидкой 50 %, если человек пришел с собственной кружкой. Сотрудники ресторана отказались от пакетов на доставку и стали перевязывать коробки с пиццей бечевкой — это даже выглядит более стильно. А к Новому году постоянных гостей ждут поздравительные открытки из переработанного картона с семенами внутри. Такую открытку можно посадить и вырастить небольшое растение.

Все эти шаги помогают завоевать лояльность разборчивого клиента и играют на руку бизнесу со стороны пиара. Но никакой пиар не спасет, если правила не соблюдаются внутри компании. У нас в офисе, например, экономят бумагу посредством двухсторонней печати и организован пункт сбора «Добрых крышечек». Сотрудники даже стали приносить пластмассовые крышки из дома, и, таким образом, за три года мы сдали на переработку уже несколько тысяч единиц пластика.

Простые лайфхаки, которые помогут бизнесу стать чуть более eco-friendly:

Сортируйте мусор. Для тех, кому мало сложить все вторсырье в один синий контейнер, в Москве уже есть немало пунктов приема вторсырья (начиная с «Собиратора») с четким делением по типам мусора и прозрачной логистикой переработки.

Предоставьте клиентам альтернативу. Именно так поступили многие продуктовые магазины, в дополнение к пакетам разместив на продажу многоразовые сумки-авоськи.

Экономьте воду, электричество, бумагу. Сложно советовать отдавать предпочтение естественному освещению в декабре, но используйте хотя бы эти несколько светлых часов. Не закупайте одноразовые стаканчики для воды и, как я уже писала, печатайте на бумаге с двух сторон (и чаще думайте, стоит ли вообще нажимать на кнопку print).

Фото: Instagram