Интеллектуальное волонтерство: как помощь другим сделает вас профессионалом в работе

Разбираемся, как профессиональные компетенции могут служить во благо человечеству и нам самим.

Сегодня речь пойдет о том, каким образом квалифицированный специалист может внести посильный вклад в благое дело, используя свои профессиональные умения. Часто НКО (некоммерческой организации) или социальным предпринимателям требуется помощь в решении узкопрофильных задач (например, сделать сайт или проект договора), а нужных компетенций для этого у них нет. 

Интеллектуальное волонтерство: что это?

За рубежом термином «интеллектуальное волонтерство» никого не удивишь: там это хорошо развито и пользуется спросом. Например, в США ассоциация юристов рекомендует практикующим специалистам не менее 50 часов в год оказывать бесплатные консультации. У нас это направление находится на начальном этапе развития, но уже становится трендом.

Интеллектуальное волонтерство можно определить, как безвозмездное оказание профессиональных услуг благотворительным или другим некоммерческим организациям. Что полезного может сделать специалист для НКО? Написание тестов, разработку сайта, создание логотипа, делопроизводство, проверку договоров и даже разработку маркетинговой стратегии.

Помощь бывает разной

У интеллектуального волонтерства есть несколько разновидностей. Первое — pro bono — оказание бесплатной помощи в рамках своей профессии. Допустим, филолог готовит для НКО перевод текста. Если профессионал делает ту же работу не бесплатно, а с большой скидкой, это уже будет называться low bono. Еще один вид — skill-based — подразумевает, что человек безвозмездно делится навыками, которые не входят в его ежедневные обязанности. Например, дизайнер интерьера хочет расширить свои компетенции и берет задание по разработке оформления логотипа организации.

Решение о том, чтобы заниматься pro bono волонтерством, может приниматься на уровне компании. Особенность корпоративного волонтерства в том, что сотрудники тратят на него не личное, а рабочее время. 90% опрошенных руководителей отметили, что интеллектуальное волонтерство повышает у сотрудников лидерские навыки, а 100% — убеждены, что pro bono позитивно влияет на бренд компании.

Что дает интеллектуальное волонтерство?

Сегодня мало что делается бесплатно: каждый ценит личное время и средства. Волонтерами становятся по разным причинам. Кто-то хочет «прокачать» профессиональные умения и навыки, которые он не способен реализовать на текущем месте работы. Обычно по завершении первого же задания становится понятно, стоит ли этим продолжать заниматься. Допустим, у человека появилось желание освоить разработку сайтов, но нет понимания, с чего начать и как выстроить процесс изучения. Можно помочь социально значимому проекту и заодно прокачать свои навыки в этой теме. Примеры проектов, которые делались таким образом — заруку.рф и ZenSay. 

Многим НКО, например, «Фонду помощи бездомным и беспородным животным», периодически нужны статьи-интервью для публикации в СМИ и соцсетях. Для волонтера участие в проекте станет отличным опытом, возможностью проявить способности интервьюера, а для организации — решением стратегической задачи по продвижению идеи.

Большинство добровольцев считают, что полученные в ходе выполнения проекта связи и опыт — гораздо важнее денег. Кроме того, участие в волонтерской деятельности способствует не только расширению кругозора, но и собственных представлений. К примеру, написание статей или волонтерство для проекта об искусстве для детей и молодых людей с особенностями ментального развития, помогает лучше понять проблемы социализации этих людей. 

Для выпускников учебных заведений интеллектуальное волонтерство — это возможность получить хорошие кейсы для портфолио. Работодатели, как известно, с осторожностью относятся к начинающим специалистам. Упоминание об участии в социальных проектах обращает на себя внимание и выделяет соискателя среди других потенциальных сотрудников. По результатам социологического опроса, 82% HR-менеджеров, практикующих корпоративное волонтерство, предпочтут кандидата, указавшего в резюме информацию об участии в skill-based или pro bono.

НКО и волонтеры: как найти друг друга?

Интеллектуальное волонтерство в России — направление, практически неизвестное широким массам. Люди плохо информированы о том, что есть такая возможность — реализовать профессиональные компетенции в благотворительных целях. Крупные компании не в курсе, как нематериально могут помочь некоммерческим организациям. А НКО и социальные предприниматели, в свою очередь, не знают, где быстро найти специалистов, которые справились бы с поставленной задачей.

С целью упростить коммуникацию между потенциальными волонтерами и НКО, а также повысить уровень их информированности, были созданы онлайн-платформы интеллектуального волонтерства

Онлайн-платформы для интеллектуального волонтерства

Todogood — платформа социальных изменений, позволяющая профессионалам из бизнес-сферы применить умения и навыки в решении стратегических задач НКО. Чтобы стать волонтером, нужно иметь как минимум двухлетний опыт работы по специальности и возможность уделять pro bono от пяти часов еженедельно. После регистрации, участники выбирают командный проект для реализации, ход которого обязательно курирует ментор — консультант Todogood. Компаниям ресурс предлагает программы и мероприятия под индивидуальные потребности.

Если Todogood больше ориентирован на командную работу, то платформа ProCharity привлекает специалистов для индивидуальной работы. Для начала волонтеру нужно зарегистрироваться на онлайн ресурсе, а затем — откликнуться на задание по профилю. После подтверждения заявки, можно приступать к выполнению проекта. За каждую решенную задачу участник получает баллы, которые впоследствии можно обменять на бонус. Например, билеты со скидкой 30% в сети кинотеатров «КАРО». Procharity можно использовать как инструмент для набора подрядчиков на некоммерческие проекты. 

«IT-волонтер» — платформа, на которой можно не только оказать помощь НКО, но и самому создать задачу и воспользоваться услугами специалистов. Бонусами для волонтеров за хорошую работу могут стать небольшой гонорар, упоминание на сайте или в социальных сетях, благодарственное письмо и даже вкусное лакомство.

Web-студии, агентства, IT-компании и независимые профессионалы также могут оказать посильную помощь НКО и поучаствовать в реализации социальных проектов, благодаря программе «Пасека». Взамен они получат рекомендации и положительные отзывы от заказчиков, а также рекламную поддержку. Хороший вариант для тех, кто хочет пополнить портфолио успешными кейсами.

Если у вас нет возможности помочь материально или вы не знаете, с чего начать путь добровольца, стоит присмотреться к новому направлению — интеллектуальному волонтерству. Быть может, именно в ваших навыках сейчас остро нуждается какой-то благотворительный фонд. Помните, что несколько часов вашей работы могут стать решением серьезной проблемы для другого человека.

Елена Журавлёва

Соосновательница и директор по маркетингу HFLabs, компании-производителя умных решений data quality и master data c миллиардным оборотом. Клиенты HFLabs — крупный ритейл, банки и страховые компании.

Фото: Getty Images