Прожить 40 лет в одном доме
Многие итальянские компании – семейные, и даже к сотрудникам относятся как к членам семьи. креативный директор sportmax грация малаголи – о том, почему она с 1979 года работает на Maxmara Group
У меня на работе все построено на балансе – им нужен мой опыт, а я им доверяю. Они предоставляли мне возможности, причем, чем дольше я работала с ними, чем сильнее становилась, тем интереснее были эти возможности. Мне нравится место, я привязалась к людям – и, что для меня лично очень важно, к пейзажу за окном. Но дело не в том, что я человек привычки, – если бы что-то меня начало сильно раздражать, я бы ушла. Хотя, если честно, я никогда не пробовала – я никогда не переходила из одной компании в другую. Я знаю, некоторые люди, устраиваясь на работу, сразу решают для себя, сколько они тут проведут, но я на эту тему вообще никогда не думала – ни в начале, ни сейчас.
Чтобы понять, как у нас тут все устроено, нужно помнить, что мы итальянцы. Поставить себе жесткий план – например, для своей личной карьеры – это не совсем про нас. Но MaxMara Group – очень большая компания, и нам приходится мыслить стратегически, планировать по крайней мере бизнес. Это очень важно для людей, которые со мной работают, – я должна объявить им цель, точно сказать, что нужно делать и к какому сроку от них ждут результатов. Эту информацию должны получить все – и в заданном направлении мы тогда пойдем все вместе. И с вопросом организации времени тогда меньше проблем. Если знаешь, куда идешь, придешь туда быстрее. Но все равно отделу розницы, к примеру, с этим проще – они говорят, что хотят, допустим, открыть в таком-то году столько-то новых магазинов – а у людей творческих все гораздо подвижнее. Мы любим, когда нам дают свободу.
И да, мне нравится место, куда я приезжаю на работу. Нравится техническое оснащение. Нравятся ткани – я люблю работать с цветом, кроем, а для этого нужно иметь возможность заказать именно те ткани, которые ты себе вообразила, когда делала эскизы. В Sportmax я могу себе это позволить. И еда в буфете мне нравится – очень простая, здоровая, я могу собрать из нее тот салат, который мне нравится. И я люблю гараж в подвале, всегда ставлю свой белый BMW X3 в один и тот же угол и на лифте поднимаюсь сразу в свой офис. В том, как сочетается цвет стен и автомобиля, есть своя эстетика. Впрочем, эту машину я купила не только за красоту – когда у тебя семья, SUV – это очень удобно.
Я обожаю сад около MaxMara Campus, где я работаю, – он огромный. Деревья, по обе стороны дороги. Зайцы. Когда я вечером выхожу, их сбегается огромное количество. И мост через автостраду, который построил Калатрава – у меня в Blackberry десятки фотографий этих мостов при разном освещении, в разное время года. Реджо-Эмилия – маленький традиционный город, но каждый раз, как я смотрю на этот мост, я чувствую себя в Нью-Йорке.
В комнате, где стоит мой письменный стол, нет живописи – мне достаточно того, что окна выходят на закат. На стену я повесила только старый кусочек ткани в раме – мне его очень давно подарил муж. Он занимается компьютерами, его мир совершенно не похож на мой, но тем ценнее подарок.
В саду около моего офиса огромное количество зайцев. когда я вечером выхожу с работы, они сбегаются на свет
Сейчас в Италии очень конкурентный рынок. Чтобы преуспеть, нужно обладать хорошими способностями к самопиару, дружить с нужными людьми – но кроме этого ты должна постоянно расти. В области самопиара я абсолютный ноль, но счастливо избежала этой части работы – компания в этом деле практически все делает за меня. Мне гораздо проще и интереснее заниматься работой – я понимаю, что это свойство моей натуры, и вряд ли это можно как-то сломать и изменить.
С теми, кто со мной работает, я очень мила. Отовсюду привожу им шоколадки. Они меня постоянно ругают, говорят, что я веду себя как мама – если что-то не так, я сразу включаю эту нашу знаменитую мамочкину интонацию: «Ты могла бы стараться чуть больше». Но, с другой стороны, я их защищаю – как мама. И я постоянно жалуюсь на что-то, как делают итальянские мамы – моей дочери уже 15 лет, а я все никак не могу остановиться.
Не сидеть на одном месте
Есть и другая концепция – чем меньше человек привыкает к своему столу, тем меньше вероятность, что он соскучится и уйдет искать другой жизни. в офисе Philips поэтому вообще отменили рабочие места – их HR Инна Майорова объясняет, как это организовано
Workplace innovation – это глобальная концепция, которую несколько лет назад разработали в штаб-квартире Philips в Амстердаме. Ее основная цель – создать комфортные условия для сотрудников компании. Впервые эту концепцию внедрили в офисе в Индии в 2009 году, сегодня уже более 12 000 человек в 30 городах по всему миру работают в новых условиях. В наш московский офис мы переехали в 2011 году. Самым большим нововведением для всех стало отсутствие закрепленных рабочих мест. Даже у руководителей компании нет своего кабинета. Это позволяет снять барьеры в общении и наладить коммуникацию между разными отделами и подразделениями. Письменных столов у нас примерно на 10–15% меньше, чем людей, но при этом недостатка не чувствуется. По статистике, каждый день в офисе присутствует около 70% сотрудников – остальные на встречах с клиентами, в командировках, на больничных или в отпусках. Переход на концепцию WPI позволяет компании во всем мире экономить до 28 млн евро ежегодно.
У нас действует политика чистого стола. Каждый вечер, закончив работу, сотрудники должны убрать все свои вещи, включая ноутбук, в личный шкафчик. Для хранения общих документов предусмотрены отдельные стеллажи. Специально для российского офиса сделали комнату для обуви – у сотрудниц теперь есть возможность, не ограничивая себя в выборе туфель, сохранять порядок в офисном пространстве.
В Philips действует гибкий график, один день в неделю (но это надо согласовывать с руководителем) можно работать из дома. Компания предоставляет сотрудникам свободу, чтобы каждый мог организовать свой день удобным ему образом, сохранив баланс между работой и личной жизнью. Отсутствие личных проблем делает человека более эффективным – следовательно, компании от него больше пользы. Если он хочет профессионально развиваться, то это легко устроить: у всего штата Philips есть доступ к онлайн-тренингам и бизнес-литературе. Каждый квартал мы устраиваем дни знаний, когда наши же сотрудники делятся секретами мастерства с коллегами.
Новые «мебельные» правила дают свои результаты – люди стали больше общаться между собой, интересоваться деятельностью других бизнес-секторов и делиться опытом. Те, кто приходят к нам в гости, говорят, что атмосфера тут дружелюбная и творческая.
Спустя год после переезда мы проводили опрос. По полученным данным, вовлеченность сотрудников в общее дело увеличилась на 15%, общая удовлетворенность офисным пространством возросла с 47 до 60%. В Москве высоко ценится гибкий рабочий график, который позволяет приезжать на работу, минуя пробки, а также возможность один день в неделю работать из дома, если есть такая необходимость.
В России в концепцию добавили офисную комнату для обуви – чтобы сотрудницы не ограничивали себя в выборе туфель, но и не хранили их под столами
Мой опыт показывает, что на погружение в бизнес-среду, адаптацию и овладение новыми навыками уходит около года. Эффективная работа в новой роли, так называемый возврат инвестиций, длится следующие год-полтора. По истечении двух лет сотрудники, особенно молодые специалисты, начинают интересоваться дальнейшими перспективами профессионального и карьерного развития. Чтобы давать им пространство для роста, в Philips существует программа стратегического развития персонала. В зависимости от планов развития бизнеса компании, мы определяем необходимые нам компетенции и даем сотрудникам возможность проходить обучение, тренинги, определять следующие шаги для развития своей карьеры. Кроме того, мы даем сотрудникам возможность переезжать, жить и работать в разных городах. Это довольно частая практика в Philips, поэтому многие сотрудники очень лояльны к компании и работают здесь более 5, 10 и 15 лет. Приведу пример – человек начал свою карьеру в Philips в отделе продаж, потом перешел в трейд-маркетинг, а сейчас возглавляет офис в Казахстане. Или другой опыт – сотрудник работал в представительстве Philips в Сибири, потом его перевели в московский офис, где он продемонстрировал отличные результаты, после чего на несколько лет уехал в Великобританию, позже в Голландию и сейчас вернулся в Москву на руководящую позицию.