В чем заключаются основные задачи мерчендайзера, и почему эта профессия стала так востребованной на рынке в России? На это есть веские причины, о которых рассказывает и делится опытом Екатерина Цуркова, руководитель отдела мерчандайзинга ADAMAS, лектор курса «Профессия: мерчандайзер-витринист» в Fashion Factory School.
Кажется, что специалисты по мерчандайзингу незаслуженно находится в тени. Приоткроем завесу тайны: кто такой мерчандайзер, чем он занимается?
Мерчандайзер — невидимка в мире ритейла, продавец без продавца. Специалист отвечает за имиджевый вид магазина, при этом качественно зависит от коммерческих показателей продаж.
Работа варьируется от специализации: «полевые» и «региональные» мерчандайзеры переодевают и стилизуют манекены, собирают и переставляют торговое оборудование, настраивают свет, развешивают одежду. «Офисные» занимаются зонированием торгового пространства, разработкой и реализацией дизайна витрин, отрисовкой планограмм.
На рынке дефицит мерчандайзеров, а некоторые компании даже переманивают сотрудников к себе. Почему так происходит?
Большинство мерчандайзеров из международных брендов не готовы перестраивать свою работу под российскую схему бизнеса. В зарубежных марках ты — винтик в огромной корпоративной машине, в российских — самостоятельный сотрудник. Никто не говорит, что делать — стратегию, фокусы, просчет рисков нужно выстроить самостоятельно.
Какие перспективы развития есть у профессии мерчандайзера?
Рынок активно растет, занимая освободившиеся ниши, а российские компании с каждым месяцем становятся сильнее и интереснее. При этом бренды постоянно оптимизируют штат и сокращают издержки. Профессия многоканальная и дает возможность как горизонтального, так и вертикального роста.
Как устроен ваш рабочий день?
Сейчас я ответственна за сеть из 200+ магазинов: открытия, планограммы, запуск оформления сезонных и маркетинговых акций. Чаще всего мой день — это работа в офисе:
планирование подготовки магазинов к открытиям согласно графику (или онлайн-открытие с проверкой фотоотчетов в режиме реального времени),
отрисовка зонирования и планограмм,
подготовка инструкций и отрисовка выкладки коллекций,
проведение обучения для ритейл команды.
В командировках на открытии магазина мой день безлимитный: прямо из аэропорта еду в магазин, знакомлюсь с командой и начинаю ее обучение.
Расскажите о разработке витрины: от идеи до момента, когда ее видят покупатели. Сколько времени занимает этот цикл?
Первый этап — получение вводных от отдела дизайна. Параллельно с этим продумывание бюджета на коммерцию и изготовление витрины для каждого кластера магазина.
Когда первоначальные расчеты сделаны, движемся к брейншторму и обсуждению идей. На этом этапе собираем дизайны в виде 3d моделей и проходим несколько раундов согласования, производим и примеряем тестовую витрину.
Далее – финальный просчет бюджета и сроков с подрядчиком, запуск производства. Весь процесс от идеи до реализации занимает от 3 до 6 месяцев. При этом важно не закладывать на разработку, производство и установку меньший срок. Форс мажоры никто не отменял.
Кому подойдет профессия мерчандайзера? Какие скиллы нужны для работы?
Успешные мерчандайзеры адаптивны и постоянно в движении – как умственном, так и физическом. Для этого нужно быть мобильным, любознательным и коммуникабельным, понимать основы колористики, композиции и стайлинга, уметь работать в графических программах, Excel, Powerpoint и Google docs.
Можно ли научиться мерчандайзингу?
До недавнего времени не было комплексного и прикладного образования, которое могло стать началом в профессии. На курсе «Мерчандайзер-витринист» в Fashion Factory School», где я преподаю, мы решили вопрос быстрого старта — все лекторы узкоспециализированные практики с внушительным опытом.
На своих лекциях я рассказываю о выборе манекенов, коммерческим и стилистическим подходам к стайлингу «тел», даю инсайты по поставщикам, рассказываю о фишках профессии. Важно, чтобы после каждой лекции студенты приобретали новый, прикладной скилл и совершенно по-новому смотрели на визуал магазинов.
3 секрета, о которых знает только мерчандайзер.
Если не знаете, какой лук выбрать, берите тот, что на манекене. На них всегда размещается самая новая и актуальная коллекция.
Когда нравится только одна вещь из всего рейла и нет понимания, с чем ее носить, обратите внимание на соседнюю развеску. Мерчандайзеры создают готовые решения и располагают возможные комбинации рядом.
Хотите купить что-то по сниженной цене вне сезона скидок – ищите в конце зала. Там находятся прошлые коллекции или вещи остаточных размеров.
Расскажите о проектах, которыми вы гордитесь.
Презентация категории Adidas by StellaMcCartney в универмаге Цветной. Основная задача — показать уникальность и мультифункциональность спортивного продукта. Проект был очень интересный, так как любой элемент одежды легко интегрировался в ежедневный casual образ. Креативный стайлинг манекенов и качественная презентация позволили повысить продажи бренда и поднять sell-out. Конечно, все это получилось реализовать благодаря слаженной работе с байером и ритейл-командой.
Интерактивное онлайн-обучение по стайлингу манекенов Adidas CIS. Это была, по сути, прорывная часть огромного проекта обучения по мерчандайзингу, которая в дальнейшем ушла в центральный офис для перевода и интеграции на остальные рынки компании. Задача непростая: понятным и простым языком объяснить ритейл-команде как быстро и стильно одеть манекены с использованием инструкций. Полученные знания требовалось закрепить с помощью тестирования, интерактивной подборки одежды и способов стайлинга.
Омниканальное интерактивное обучение по мерчандайзингу МТС. Кажется, это один из самых сложных проектов. Для выстраивания структуры пришлось погрузиться в задачи супервайзеров. Были выезды «в поля» к сотрудникам, где они описывали шаги действий в приложении. Далее, начиная с психологии восприятия окружающего мира, раскрывали от общего к частному логику работы, снимали видео ролики, писали тестирование, проводили обучения для всей России — от Владивостока до Краснодара.
Еще больше о перспективах, особенностях профессии и будущем в моде Екатерина Цуркова рассказывает в нашем видео, смотрите его
Фото: Unsplash, архив пресс-службы