- Как вы нашли деньги на ваш первый шоу-рум?
Обратиться мне было некуда. Я пошла к собственному мужу. Вова и его партнер выслушали мое предложение (я выдала им примерный бизнес-план, объяснила, о каком развитии компании идет речь, сколько мне нужно на это денег) и... рассмеялись. А потом сказали: слушай, мы тебе просто дадим денег, поступай с ними как знаешь. Прошло много лет, недавно я случайно встретила того партнера Володи (их пути давно разошлись), и он мне говорит: «Оксана, помнишь, как мы смеялись над тобой? Какая ты молодец, что не отступила. За эти годы твоя компания стала значимым игроком». Есть чем гордиться.
- Действительно, ведь компании, которую вы, Оксана, возглавляете, пошел 22-й год...
...А вообще ее история началась с того, что я захотела выучить итальянский язык. По образованию я инженер, окончила Московский авиационный технологический институт, теперь это университет уже. Училась в аспирантуре, параллельно подрабатывала переводчиком на выставках – языку нужна практика. Одна из подработок как раз была в компании под названием Lilu Leshoes, которая занималась одеждой. Меня оценили и после совместной работы на выставке предложили представлять марку на российском рынке. Конечно же, я согласилась! Так родилось мое дело и его название – «Ли-Лу». Потом к нам присоединились Caractere, Elena Miro, Jimmy Choo, другие игроки. На сегодняшний день у нас около 25 брендов, которые мы ведем, представляем в шоу-руме, занимаемся их пиаром в России. Недавно добавился интернет-магазин и бренд одежды «Ли-Лу». Первую коллекцию – осень–зима 2015/16 – запустим в продажу в сентябре на нашем сайте www.li-lu.ru.
- Техническое образование помогало или мешало?
Я считаю, что математическое образование полезно в любом случае. Бизнес – это система, ты должна определиться, что за чем следует, правильно расставить приоритеты. К этому все-таки больше склонны технические персонажи.
- Оксана, с какими мыслями вы первое время возвращались с Недель моды? Ведь и наш рынок, и покупатели ко многому были не готовы.
Действительно, российская история и культура производства одежды начались поздно, поскольку в Советском Союзе мы все существовали в заданных стандартах жизни. Фабрики отшивали большое количество однотипных вещей. Те времена сменила эпоха explosion, начали всплывать (и этот процесс продолжается) яркие личности, которые делают что-то свое, индивидуальное. Да, нам не хватает технологий, но, тем не менее, уже есть масса русских брендов, которые делают достойные внимания платья, пальто, майки. Единственное, что меня расстраивает и чего я хочу избежать – это завышенный ценник. Многие наши дизайнеры почему-то задирают цену. То ли сразу хотят много заработать, то ли ценят себя так высоко. Я же мечтаю сделать бренд для среднего класса, доступный для людей, которые хотят покупать модные вещи.
БЕЗ СЛЕЗ И КОШМАРОВ
- Два десятка лет назад, когда вы затевали свое дело, какой успех просчитывали как математик? Собственный бренд одежды был на горизонте?
Нет, конечно. Начинала я вообще на коленке, в тесной 15-метровой комнате. В ней сидели я и еще одна девочка, мы занимались продажей импортных коллекций, ездили по клиентам, нам говорили: «Заказывайте». А мы им: «Давайте здесь, на складе, товар посмотрим». Нам в ответ: «Мы так не работаем, надо привезти в цветах, в размерах, которые нужны».
- Как вы переламывали эту старую байерскую схему?
Переломили, потому что сумели договориться с самыми первыми ключевыми игроками: «Садко Аркада» – если помните, такой магазин на Пресне был, – торговым домом «Москва».
- Отказов много было?
Не то чтобы отказов. Партнеры не понимали, как можно вносить предоплату и ждать коллекцию полгода. У байеров было как: приехал, например, в Италию, увидел, купил и привез. Что привез, то все и носят. Программы «закажи по образцам в шоу-руме сейчас и получи через шесть месяцев» не было. Это культура, которую моя компания «Ли-Лу» пыталась развивать. Приятно, что сейчас это уже норма.
- Как вы переживали неудачи в переговорах?
В момент провала надо быть толстокожим. Если ты не можешь победить и переступить отказ, значит, это дело не твое. Я считаю, ты должна сама верить в продукт и тебе он должен нравиться. Я никогда не продавала то, что меня не вдохновляло. Когда тебе нравятся вещи, ты примеряешь их перед партнером, демонстрируешь одновременно и вещь, и убежденность, что это красиво. Тогда выходишь победителем.
- Бывали моменты, когда партнеры доводили до слез, все настолько не ладилось, что хотелось бросить это дело?
Я чувствую, когда ситуация становится крайне напряженной или что партнер настолько жесткий, что нет смысла с ним продолжать общаться. Всему есть пределы. Я не смогу заниматься бизнесом, который доводит до слез. Конечно, в работе бывает всякое: и клиенты подводят, и обманы случаются. Особенно в кризис – «Ли-Лу» пережила целых три. Но пережила же!
- Сколько офисов вы сменили за это время – после 15-метровой комнатки?
Я думаю, наверное, шесть, и текущий наш шоу-рум – уже 3500 метров.
- Ого! А какое пространство нужно лично вам в офисе?
У меня лаконичный кабинет. Люблю, чтобы стояли фото близких. Картины, которые мне приятны. Жоан Миро, Дэмьен Хёрст. Мы с мужем коллекционируем их работы... В кабинете я провожу не так много времени. В моем бизнесе личное общение с людьми – владельцами компаний, клиентами – имеет принципиальное значение. Так что я постоянно в поездках, на встречах. Спасибо Интернету и современным гаджетам, очень многие вопросы можно решать удаленно. Через iPad, например, провожу Skype-конференции. У меня три iPhone 5, iPhone 6, и все я умудряюсь использовать.
- Сколько писем в день получаете?
До 400. Слава богу, у меня два отличных секретаря: одна занимается локальным расписанием, вторая – итальянскими встречами, прочими международными перемещениями. Каждый день я получаю от них на почту сводное расписание: рабочие встречи, совещания, обед с партнерами, светские мероприятия. Я встаю в 7 утра, с 8:00 до 9:00 у меня тренировка. Трижды в неделю функциональный тренинг с персональным инструктором, два раза йога. Нам с мужем повезло – фитнес-центр у нас в соседнем доме, часто ходим вместе: он на теннис, я на йогу. В 10 я либо еду в офис, либо на встречу в городе, и дальше нон-стоп дела до вечера.
- Сколько времени нужно, чтобы выспаться, восстановиться?
Я ложусь поздно, обычно в час-полвторого, все-таки у меня помимо бизнеса семья и трое детей, младшей дочке Миа год. Встаю в семь – но этого времени хватает, чтобы выспаться.
- Работа снится?
Нет, к счастью. Но признаюсь, что, когда у меня аврал, бывает, я сплю очень беспокойно.
СИМПАТИЧНЫЕ И СТРОЙНЫЕ WANTED
- Как вы собирали команду?
Ее костяк – это близкие мне люди. Во-первых, директор шоу-рума Лена – моя подруга, которую я знаю с 10 лет. Мы с ней вместе учились в школе в Алжире – наши родители, профессора, работали там по контракту. Лена пришла в «Ли-Лу» через два года после запуска. Она технарь, как и я, закончила Бауманку. Потом родила, сидела в декрете и, выйдя на работу, как-то заехала к нам в гости...
- ...И вы пригласили ее в свою компанию, потому что подруге легче доверять?
Нет. На самом деле редко бывает так, что подруга становится твоим сотрудником и единомышленником. Наши с Леной отношения – скорее исключение, чем правило. Я ей доверяю. Когда ты часто в отъезде, важно иметь человека, который будет описывать реальную ситуацию дел, ничего не утаивая.
- Часто общаюсь с вашей командой и чувствую, что вы живете дружно.
Плохие люди у нас не уживаются. А те, кто уходит, идут, в основном, на повышение, и я регулярно получаю комплименты от их новых работодателей. Это приятно.
- Ваш муж, который занимается агрофирмой «Белая дача», в одном из интервью сказал, что вы жесткий руководитель. А сами как себя оцениваете?
Бываю жесткой. Я не переношу, когда меня обманывают. Могу разрешить многое, легко отпускаю, когда у меня отпрашиваются. Но если вижу, что мне лгут – нужно куда-то уехать по личным делам, а ссылаются на рабочие вопросы, – то мой гнев страшен. Могу и уволить, были такие случаи. Потому что не выношу вранья. Это и ближних касается, особенно детей, они об этом знают. Но детей уволить невозможно, их можно наказать или проучить. И на работе я моментально такое пресекаю.
- Какие главные требования вы предъявляете к сотрудникам?
Они должны быть профессионалами. Если берешься за что-то, то делать это надо действительно хорошо. Не справляешься – приди и скажи: «Я не знаю, как это сделать». Но не тяни время. Я – за результат. Если результата нет и человек ничего не объясняет, то это не наш сотрудник. А вообще мне нравится, когда у нас работают симпатичные и стройные. Когда кто-то начинает поправляться, я говорю прямо, что неплохо было бы подтянуть фигуру.
- С кем вам комфортнее работать – с мужчинами или с женщинами?
Без разницы. Но женский коллектив всегда более сложный. Например, на позиции менеджера по развитию у нас ни один мужчина не прижился, потому что эта часть компании у нас на 90% женская. Не выдерживали мужчины, слишком красивый коллектив, искушение велико.
- Знаю, вы принимаете на работу лично. Как собеседуете? Какие вопросы самые каверзные?
Когда я интервьюирую человека, прошу его рассказать, как он будет решать ту или иную проблему. И сразу видно, понимает ли кандидат, что нужно делать. Если человек теряется и не может смоделировать верный вариант, то он явно не разбирается в теме.
- Сами как и где учитесь?
К сожалению, должна констатировать, что у меня не очень много времени на учебу. Да, я подумывала пойти на курсы, чтобы подтянуть business development. Но поговорила с мужем, чье мнение я уважаю. И Володя сказал: «Уверю тебя, это потеря времени. Ничего нового тебе там не расскажут. Бизнес – это в первую очередь практика». А потом я узнала, что за границей самые популярные тренинги – не академического толка. Например, выезд компании в лес, где проигрываются необычные ситуации, требующие решения. Эти кейсы не связаны напрямую с бизнесом, которым занимается компания. Они – на живость ума и умение найти выход в сложной ситуации. Мы, кстати, для сотрудников тоже тренинги проводим. Нет, в лес их еще не вывозили, пока ограничились офисом. Но я подумываю над чем-то более экстремальным.
МАМА СКАЗАЛА «НАДО!»
- Вы часто обращаетесь к мужу за советом?
Домой все приходят довольно уставшие. Мы, конечно, за ужином можем поговорить о работе, поделиться проблемами. Но у Вовы всегда разговор сводится к одному: «Все у тебя не так, дорогая, тебе нужно изменить систему». И сколько раз я ни просила его описать, что конкретно не так, он отвечает: «Разберешься сама». Если без шуток, то, когда возникают серьезные проблемы, мне помогают советы Володи. Он потрясающе умеет все просчитать. Финансовые риски, рентабельность, перспективы бизнеса. У него есть собственная методика. В частности, помог мне оценить запуск бренда одежды «Ли-Лу».
- Кстати, про стартапы. Как вы оцениваете ситуацию на рынке в плане начала собственного дела?
Сейчас плохая ситуация для стартапов. Стагнация рынка. Но, с другой стороны, Европа живет в кризисе последние лет семь. Этот кризис – длинная история, так что надо учиться жить в новых условиях. Считать расходы, экономить, не вкладывать деньги в спорные проекты.
- Изменился ли подход к шопингу у ваших покупательниц?
Конечно, изменился. Очевидно, девушки не прекратят покупать ни обувь, ни сумки, ни красивую одежду, потому что все равно хочется «чего-то новенького». Но если раньше они позволяли себе пять вещей, то сейчас купят две, придирчиво отбирая. Тщательный выбор связан и с возросшей ценой, и с сократившимся бюджетом покупательницы.
- Вы с покупательницами общаетесь?
Я общаюсь с клиентами, которые приезжают на заказ. А еще у меня есть подруги, которые любят, чтобы я их одевала лично. Девушки разные, с разным доходом и запросами. Но поскольку они обращаются с просьбой помочь снова и снова, делаю вывод, что я могла бы стать стилистом.
- Свой стиль – и бизнес-стиль в частности – как вырабатывали?
Во-первых, важно иметь быстрое решение: надел и пошел. Во-вторых, необходимо, чтобы вещь была уместна в любой ситуации, как говорится – и в пир, и в мир, ведь за день обстановка может меняться радикально. В юности я тяготела к классике, а сейчас нравится спортивный стиль.
- Сами вы на что деньги тратите?
Поскольку я занимаюсь fashion-бизнесом, уверена, что можно и нужно тратить деньги на одежду. Второй принцип – никогда не скуплюсь на продукты питания. Для меня важно, чтобы дома всегда была полезная качественная еда. Ну а потом уже – на обучение детей, отдых.
- Какую последнюю яркую fashion-покупку совершили?
Я стала абсолютно повернутой на обуви. У меня порядка 200 пар. Похоже, скоро придется устроить благотворительную раздачу, потому что места в гардеробной почти не осталось. Может быть, эта страсть связана с брендом Jimmy Choo, который мы представляем в России, но моя коллекция туфель растет в катастрофической прогрессии. Свежее приобретение – невероятной красоты серые Prada со стразами. Особенно ценю их за то, что красоту поддерживает удобная колодка. А еще я купила умопомрачительный красно-бордовый кожаный плащ.
- Оксана, что вас вдохновляет? Что заставляет ходить в офис, двигаться дальше, ведь у вас и так все хорошо?
Наверно, моя семья. Но не будем лукавить, бизнес – это не только дело для души, но и средство зарабатывания денег. Сейчас такой сложный момент на рынке, нужно особенно много работать, все контролировать лично. Это меня стимулирует. Я повторяю себе: «Оксана, рано расслабляться». Так что, пожалуй, отдохнуть я смогу, только когда кто-то встанет на мое место. Если честно, мне было бы приятно, если бы старшая дочь занималась бизнесом «Ли-Лу». Это, наверное, самое радостное, что могло бы произойти. Алина никогда мне прямо не говорила, что гордится мамой, но я это чувствую. Когда мы праздновали 20-летие «Ли-Лу», Алина и сын Никита тоже присутствовали. И после мероприятия дочь сказала: «Мне невероятно приятно, что так много людей пришли тебя поздравить, мама». И это была лучшая похвала.
Фото: Артем Саватеев, личный архив