Что есть в новых мультфильмах, чего нет в старых, советских? О чем и как сейчас важно говорить с детьми?
Многие дети по-прежнему любят и с удовольствием смотрят «Ну, погоди!», «Винни-Пуха», «Карлсона», «Бременских музыкантов» и другие мультфильмы из советской классики. Но с тех пор, как их создали, сильно изменились правила телевещания. Появился целый ряд ограничений по безопасности для детей. Например, уже нельзя показать ребенка, который самостоятельно, без присмотра взрослых, зажигает газовую плиту. То есть нельзя показывать ничего, что ребенок может повторить в реальной жизни и попасть в травмоопасную ситуацию.
Большое внимание уделяется миссии сериала и его философии. В целом со времен советских мультфильмов мы многое бережно сохраняем и поддерживаем в наших новых сериалах: идеи взаимовыручки, командной работы, доброе отношение друг к другу, несмотря на различия и т. п. Однако жизнь актуализирует круг тем. Например, мы все чаще говорим про развитие эмоционального интеллекта.
Важно подавать информацию через игровые моменты, непринужденно, на понятных примерах, с которыми сами дети могут сталкиваться в реальной жизни.
Что самое сложное в процессе создания мультфильма?
Мультфильм рождается поэтапно: сначала сценарий, затем раскадровка и/или аниматик, то есть черновая версия, затем уже анимация и финальная серия с музыкой, ошумлением и спецэффектами. На этапе сценария важно не промахнуться с темой серии и увлекательно рассказать историю. Особое внимание уделяется комедийному действию, и на этапе сценария, пожалуй, это наиболее сложный момент, потому что шутить — задача непростая.
А вообще сколько человек работает над одним мультфильмом? Как изменилась эта цифра относительно советских лет? Ведь наверняка появились новые профессии…
Есть творческое подразделение, в которое входят креативный продюсер, режиссер-постановщик, художник-постановщик, сценаристы, и производственное — аниматоры, специалисты постпродакшна и супервайзеры производства. Еще есть актеры озвучивания и звуковое оформление.
В среднем над проектом работает около 80 человек. Если мы говорим о советском наследии, то тогда не было культуры сериальной продукции и все мультфильмы делались или одиночными версиями, или малосерийками. При этом срок создания был очень долгим. Один 7-минутный мультфильм могли делать годами. В наше время поменялся рынок потребления, и сейчас сериальная продукция производит минимум 100+ серий. В среднем «Союзмультфильм» производит 26 серий каждого мультсериала в год, и мы планируем наращивать обороты. С развитием 3D-анимации появились такие профессии, как риггер (от слова «риггинг», т. е. процесс оснащения 3D-объекта инструментами, с помощью которых объект можно «оживить» — заставить его двигаться, гнуться, крутиться, деформироваться), моделлер (то есть специалист, который из референсов художника воссоздает детали в трехмерном пространстве. Можно провести параллель с работой скульптора, который лепит из бесформенного примитива что-то осознанное), текстурщик (тот, кто занимается «раскраской» трехмерного объекта, и у него появляется цвет, орнаменты или узоры, фактура), специалист рендера (рендеринг — это технический процесс, в ходе которого результаты деятельности предыдущих этапов собираются в единый комплект, который готов к финальной визуализации).
Помимо этого, в связи с усложнением производственного процесса, появились супервайзеры производства, которые структурируют и контролируют рабочие процессы. В общем, процесс движется в сторону автоматизации всех задач, чтобы мультики появлялись быстрее и еще качественнее.
Что скажете про искусственный интеллект? Используется ли он в работе над мультфильмами?
Мы активно смотрим в сторону ИИ и осознаем его важность.
Сейчас уже существует искусственный интеллект по генерации липсинга (это анимация речи по заданной звуковой дорожке) для 3D-персонажей и искусственный интеллект по написанию музыки.
Все это упрощает и оптимизирует производство.
Как и на ком тестируются новые герои, новая озвучка?
Уже готовая пилотная серия тестируется и на детях, и на взрослых. Собирают фокус-группы, показывают партнерам — лицензиатам, платформам, телеканалам. Получили фидбэк — провели доработку.
Кто помогает выбирать, в каком виде мы увидим и услышим тот или иной мультфильм, персонажа? Какие интересные открытия были в этой области, приведите примеры.
Как правило, творческая команда проекта подбирает и утверждает актера озвучивания, отталкиваясь от характера персонажа, его образа. Ищут голос, который максимально отражает этого героя. В советском мультфильме «Трое из Простоквашино» Дядю Федора озвучивала актриса Мария Виноградова.
Раньше, как правило, за детей в мультфильмах говорили взрослые актрисы. Сейчас все поменялось, озвучивание берут на себя сверстники анимационных персонажей.
Но анимационные персонажи в большинстве случаев не взрослеют, а актеры растут, голоса у них меняются. Поэтому время от времени встает задача поиска нового голоса. За всю историю Простоквашино, если считать с первого советского мультфильма, у того же Дяди Федора было три голоса. Первым Дядей Федором была Мария Виноградова. В продолжении сериала голосом Дяди Федора заговорил Алексей Онежен. Леша озвучил два сезона нового «Простоквашино», целых 52 эпизода, и… вырос. Перед началом третьего сезона творческий коллектив сериала устроил кастинг. В итоге третьим Дядей Федором стал Мигель Керимов, сын шоумена Тимура Родригеза. В третьем сезоне облик персонажа немного поменялся, поэтому искали — и нашли — дерзкого, веселого и яркого мальчика.
Фото: Архив пресс-служб