Уважать не будут: 5 вещей, которые ненавидят абсолютно все подчиненные

Зачастую подчиненные не уважают своих боссов из-за того, что те бывают чересчур требовательными, агрессивными или вовсе некомпетентными. Валерия Чертовикова, CEO группы компаний Black Square Group, рассказала, как завоевать симпатию коллектива и какие ошибки в управлении нельзя допускать, если вы хотите ладить и приносить пользу бизнесу.

Чего ожидают подчиненные от руководителя?

В ходе внутреннего исследования компания Google выяснила, что коллектив, который чувствует психологическую безопасность, справляется с поставленными задачами гораздо эффективнее. Сотрудникам комфортнее и продуктивнее работать в атмосфере взаимоуважения и открытости, где можно смело высказывать свои идеи и предложения, а также получать конструктивную обратную связь от руководителя.

Главный тренд на ближайшие годы — горизонтальные деловые отношения, когда начальник находится в позиции наставника, коуча или вдохновителя. Например, прислушивается к мнению подчиненных и поддерживает в совершенствовании профессиональных навыков, интересуется положением дел внутри коллектива, разрешает возникающие конфликты. Это позволяет сформировать позитивную атмосферу на работе, поддерживать мотивацию сотрудников и не допускать эмоционального выгорания.

Что демотивирует сотрудников

Руководить людьми — процесс сложный. С ним справляются немногие начальники, в то время как остальные прибегают к чрезвычайной требовательности, грубости, запугиваниям и даже необоснованной агрессии. Сейчас это не приносит нужный эффект, а, наоборот, вынуждает подчиненных покинуть рабочее место. 

По данным рекрутинговой компании HeadHunter, летом и осенью 2021 года в России зафиксирован пик увольнений по собственному желанию. Представители бизнеса отмечают, что причинами ухода работников зачастую становятся: отсутствие доверия к начальству, фрустрация, однообразная деятельность и недовольство моделью управления коллективом. Вот несколько распространенных ошибок, которые делают из вас несносного босса.

Неумение делегировать задачи 

Большинство начальников попадаются в эту ловушку, считая, что лучше них с работой никто не справится. Тогда они взваливают все обязанности на себя и вскоре сталкиваются с апатией, запредельной усталостью и постоянными авралами. Как следствие, сотрудники перестают работать и ждут, пока руководство сделает все за них, а управленец потеряет авторитет. 

Сюда же можно отнести неумение ставить задачи. Неэффективный начальник говорит: «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». В то время как сотрудник просто не понимает, что именно нужно делать. Это приводит к ухудшению производительности. 

Токсичная критика 

Чтобы критика работала, она должна начинаться с понимания собственных мотивов. Если вы хотите таким образом самоутвердиться, не стоит прибегать к такому инструменту управления. Есть риск не совладать с эмоциями и сорваться на подчиненного (читайте также: Обратная связь: как правильная критика поможет вам стать успешнее).

Но в случае, если ваша цель — обратить внимание сотрудника на ошибку и помочь ее исправить, начинайте с похвалы. Отметьте действия, которые тот совершил правильно, и вместе разберитесь, что послужило причиной неудачи. 

Избыточное вмешательство в работу

Если босс будет лезть с поправками и замечаниями практически на каждом этапе работы, сотрудник снимет с себя ответственность за выполнение задачи и потеряет к ней интерес.

В своей книге «Мотивация» Брайан Трейси пишет, что мы не можем мотивировать других людей, но можем устранить препятствия, которые мешают им мотивировать самих себя.

Отсутствие интереса к подчиненным

Руководитель, который искренне заинтересован в личностном и профессиональном росте сотрудника, может помочь ему максимально раскрыть свои способности. Попробуйте выстраивать отношения с коллективом по модели ведения психологической консультации. На таких встречах клиент окружен вниманием и заботой, интересом к его болям и запросам, целям и желаниям (читайте также: Босс или друг: должен ли начальник держать дистанцию с подчиненными).

Неумение адаптироваться

За последние 15 лет мир изменился гораздо быстрее, чем в предыдущее столетие. Именно поэтому руководителям необходимо непрерывно адаптироваться к переменам в мире бизнеса, чтобы умело справляться со стрессом и непредвиденными обстоятельствами, корректировать планы. Приверженность к прошлым стратегиям не дает развиваться и приводит к стагнации бизнеса в целом.

Уважать не будут: 5 вещей, которые ненавидят абсолютно все подчиненные

Как завоевать любовь и уважение подчиненных?

Некоторые руководители считают, что условия работы, где каждый работник — личность, неотъемлемая часть компании, не оставят им рычагов воздействия. И само собой разумеющееся — воспользоваться привычными для многих методами: например, давить собственным авторитетом, игнорировать предложения и потребности подчиненных и держать их в узких рамках. Но такой подход ведет к текучке персонала.

Можно научиться ладить с людьми, давать свободу в решении задач и поощрять за инициативу и хорошую работу. Такой вариант с большей вероятностью сделает вас сильным и эффективным лидером, который вместо страха вызывает уважение и любовь коллектива (читайте также: Ничего личного: правила дружбы с коллегами).

Пара хитростей на заметку

Профессор Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон рекомендует активно привлекать сотрудников к обсуждению рабочих проектов, выражать им благодарность и признательность за вклад в развитие компании, а на промахи реагировать конструктивно, предлагая свою помощь. Специалист по организационной психологии Уортонской школы бизнеса Адам Грант советует руководителям и сотрудникам периодически рассказывать друг другу смешные и неудобные истории из жизни. По его словам, это снижает напряжение в коллективе и повышает уровень эмпатии. 

Что еще вы можете сделать, чтобы стать уважаемым и при этом эффективным начальником?

Развивайте адаптивный интеллект (AQ)

Навык не паниковать при резких изменениях внешней среды, а приспосабливаться к новым условиям можно натренировать. Учитесь мыслить рационально и сохранять спокойствие в любой ситуации,  осваивайте новые навыки и совершенствуйте умение управлять персоналом.

Заботьтесь о себе 

Чем турбулентнее времена, тем больше заботы нужно уделять себе. Здесь действует правило, как в самолете: в любой «аварийной» ситуации обеспечьте кислородной маской сначала себя, потом — подчиненных. Work & life balance (баланс между работой и личной жизнью) поможет вам предотвратить профессиональное выгорание и позволит принимать более эффективные управленческие решения (читайте также: Только раздражение: 6 «безобидных» привычек, из-за которых вы выгораете на работе — вы с ними точно сталкивались). 

Займите позицию «рядом»

Руководитель сегодня должен быть коучем и мотиватором, создавая вектор развития для подчиненных. От того, насколько четко он будет ставить задачи, создавать алгоритмы взаимодействия, которые помогут сотрудникам не потеряться в обилии информации и внутренних переживаний, будет зависеть качество и успех работы в целом. 

Важно помнить, что людям необходимо постоянно ощущать поддержку, быть услышанными, чувствовать себя ценными и признанными руководством. Проявляйте гибкость, эмпатию и главное — заботьтесь о своем психическом состоянии. Только так вы сможете стать успешным и эффективным начальником.

Валерия Чертовикова
Валерия Чертовикова

Предпринимательница, CEO группы компаний Black Square Group

Фото: Shutterstock