Но совпадением концепций символичность пересечения этих двух событий не заканчивается. Когда в 1998 году российское жюри впервые приняло участие в премии за лучшую косметическую новинку Prix D’Exellence de la Beaute Marie Claire, то локальным призом в единственный раз был отмечен не конкретный продукт, а событие. Им стал официальный выход марки Shiseido на российский рынок. С тех пор новинки Shiseido получали эту престижную премию практически каждый год от российских или мировых журналистов. Ведь каждое средство этого бренда всегда становилось значимой вехой в мировой косметологии. А как иначе, если изначально, еще в далеком 1872 году основатель марки — Аринобу Фукухара первым решил вырвать японских женщин из средневекового образа жизни и отношения к косметике, в состав которой входили такие небезопасные вещества, как железо, сахар, сакэ и даже помет соловья. Зубы же не отбеливали, а чернили пастой из металлической стружки с орехами. Будучи важной величиной фармацевтики Японии, господин Фукухара посетил множество развитых стан, проникся западным образом жизни и решил донести его до женщин своей станы. Для этого в 1873 году он открыл аптеку, где можно было купить не только разработанные им же передовые фармацевтические препараты, но и средства для ухода за кожей, в формулах которых использовались, как европейские наработки, так и традиционные японские растения. Местом локации для своего молодого бизнеса он выбрал недавно отстроенный после пожара токийский район Гинза, который стал самым современным в городе.
Господин Фукухара изобрел первую зубную пасту, витаминные добавки, а также познакомил японок с такими кулинарными «диковинками», как мороженое и газированная вода, аппарат для которой он лично заказал в Америке. «После мороженного Shiseido невозможно есть никакое другое», — заявил как-то известный писатель Кафу Нагац. Идея преобразования традиционных для Японии косметических средств все больше захватывала основателя Shiseido. Так, он впервые отказался от добавления в пудру вредоносного свинца и представил ее не только в традиционно белом, но и в цветных вариантах, порадовав тогдашних модниц. Еще одной инновацией стало масло для волос на основе камелии, позволявшее легче укладывать волосы в модные европейские прически. Средство завоевало такую популярность, что камелию было решено сделать эмблемой марки, которой этот цветок остался и до наших дней. Очередной инновацией стал лосьон для кожи Eudermine с нежным ароматом и в изящном флаконе карминно-красного стекла, контрастирующим с традиционными beauty-средствами в аптечных пузырьках и с резкими, лекарственными запахами. Eudermine, формула которого неоднократно совершенствовалась, существует в каталоге марке до сих пор. И продается с неизменным успехом.
Дело Аринобу Фукухара продолжил его сын Шинзо. Он также, как и отец был фармацевтом, но обучался уже в Колумбийском университете, а затем много путешествовал по Европе. Там Шинзо смог прицельно изучить beauty-индустрию, и вскоре после возвращения открыл уже отдельный от аптеки бутик красоты Shiseido и полноценную косметическую лабораторию. Она стала предтечей современного научно-исследовательского конгломерата бренда. Шинзо Фукухара был не только ученым, но и большим эстетом. С его легкой руки рекламные кампании Shiseido стали настоящими произведениями искусства, вдохновляющими японок на уход за собой и стремление стать лучше. Именно этот молодой человек был инициатором создания и первых ароматов марки. До этого парфюмерных традиций в Японии не было: местные модницы душились привозными духами. А теперь им предлагались нежнейшие ароматы на основе традиционных японских цветов, в частности, сакуры. При Шинзо Фукухара неписанным девизом Shiseido стала его любимая фраза: «Богатство во всем». Причем речь шла не о материальных, а о духовных ценностях, разуме и каждом аспекте деятельности компании. Кстати, именно при Шинзо компания разработала такое необычное для Японии направление, как отбеливающие средства. До этого подразумевалось, что сделать кожу по-модному фарфоровой могут только пудра и белила. В Shiseido же впервые выпустили лосьон на основе экстракта огурца, люфы, айвы и перекиси водорода. С тех пор Страна Восходящего Солнца стала мировым лидером по потреблению таких средств Shiseido, формулы которых сегодня, конечно, значительно действеннее своего «прародителя». В этот же период марка выпускает первый для Японии увлажняющий и смягчающий крем, который тоже стал сенсацией.
Однажды токийские газеты запестрели объявлениями: «требуются женщины из уважаемых семей на конкурсную позицию Miss Shiseido». Таким способом бренд объявлял о наборе первых консультантов. Семь месяцев избранные дамы обучались разным методикам ухода за кожей, макияжу, основам дерматологии и физиологии. Кроме того, им преподавалось ораторское мастерство, искусство стиля, модные тенденции, пение, западное искусство и т.д. «Выпускным» в этой школе было шоу, где элементы мюзикла сочетались с практическими рекомендациями. По окончании представления консультанты переодевались в рабочую форму и помогали подобрать правильные средства всем желающим. Необычная услуга стала предварением системы индивидуального подхода к покупателю, свойственного и сегодня марке.
Мало кто знает, но даже первый женский журнал в Японии выпускался Shiseido. В издании Hanatsubaki освещались парижские модные тенденции, давались практические beauty- и кулинарные советы, описывались последние технические новинки, такие, например, как радио. Иными словами, это был прообраз журнала Marie Claire в этой стране, что наряду с общими взглядами на женское саморазвитие, стремление к красоте и независимости еще больше роднит наше издание и косметическую компанию, которая к 150-летнему юбилею достигла значительных высот и продолжает стремительно развиваться.
На данный момент ученые Shiseido располагают восемью научно-исследовательскими центрами в разных странах мира. Последний открылся рядом с Токио, в Йокогаме, в 2019 году. Первые два этажа этой уникальной городской лаборатории открыты для доступа публики. Каждый желающий может увидеть процесс создания средств, пообщаться с учеными, провести исследования кожи на суперсовременном оборудовании и даже участвовать в создании кастомизированной косметики с учетом выявленных особенностей.
Специалисты лабораторий Shiseido в разных странах не устают открывать новые возможности косметических средств в деле совершенствования кожи и замедления старения. Так, в 2014 году была разработана сыворотка Ultimune, контролирующая защитную систему эпидермиса.
Еще одним ключевым направлением исследований стала связь между состоянием кожи и нервной системой. Нейробиологи Shiseido обнаружили, что с возрастом плотность и количество нервных волокон снижается. Из-за этого ухудшается коммуникация между клетками. Они начинают работать вразнобой, что ведет к снижению производства каркаса волокон. А значит, к потере упругости с эластичностью. Чтобы выправить ситуацию были созданы два растительных комплекса. Один из них — ReNeura Technology++™ повышает чувствительность нервных окончаний, делая кожу более восприимчивой к активным веществам косметических средств. А Kurenai TruLift непосредственно активизирует выработку коллагена, повышая ее тонус и плотность.
Инновацией Shiseido стала и Super Bio-Hyaluronic Acid — гиалуроновая кислота, способная перенести вдвое больше влаги и обладающая оптимальным сходством с кожей.
Начиная с первого beauty-средства — эликсира для кожи Eudermine, обрамление своих творений является для Shiseido одним из главных моментов. Вдохновением для дизайна продуктов служат японские традиции. Так, баночки гаммы Vital Perfection выполнены под влиянием японских керамических чаш раку, используемых во время чайной церемонии. Лайнер для век повторяет очертания кисточки, которую используют при каллиграфии. А черный «кинжал» внутри флакона аромата Ginza отсылает не только к культуре самураев, но и к японской поговорке: «Сила каждой женщины — у нее внутри».
Но для Shiseido в упаковке важен не только дизайн, но и экологичность. Бренд был одним из первых, кто стал использовать рефилы для своих средств — еще с 1926 года. А на сегодняшний день цель компании — полностью перейти к 2025 году на эко-упаковку.
Все эти достижения не могут не впечатлять. И зная, что ученые марки разрабатывают сегодня еще массу новых технологий, совершая удивительные научные открытия, мы не сомневаемся, что Prix D’Exellence de la Beaute Marie Claire будет вручаться новинкам Shiseido с тем же неизменным постоянством, как и все эти годы.
Фото: архив журнала Marie Claire и Марии Тараненко