Кензо Такада: «Я словно рисовал, а полотном была магнолия»
Кензо Такада на презентации ароматов Avon

Кензо Такада был человеком-оркестром, которому удалось построить собственный бренд, сделать свою фамилию нарицательным именем всего яркого, радостного, неординарного, новаторского, что есть в моде. Даже после 80-ти, когда он давно продал свой основной бренд, Такада постоянно вовлекался в интересные коллаборации с другими брендами, ведь он был просто одержим идеей «демократизации люкса», и уж в чем-в чем, а в люксе Кензо разбирался на отлично, ведь не зря он президентствовал в Азиатской федерации кутюрье. Нам удалось пересечься с мистером Такада на почве общего интереса к парфюмерии осенью 2018 года, когда японский дизайнер и американский косметический бренд Avon представили результат совместной работы над парными ароматами: Avon Life Colour. Разговор, естественно, зашел об ароматах.

MarieClaire: Аромат или платье? Что для вас важнее в женщине?

Кензо Такада: (смеетсяА можно выбрать и то, и другое? Самое важное для меня – постараться открыть в женщине самое лучшее, чтобы она чувствовала себя уверенной, счастливой, могла самореализоваться.

С какими нотами у вас ассоциируется современная женщина?

У меня нет каких-то фаворитов в нотах. Но я люблю сложные, плотные запахи, такие как магнолия, которую мы добавили в оба новых аромата. Когда мы договорились с парфюмером использовать эту ноту в базе, я подумал, что это станет фирменной подписью ароматов. Этот цветок — это часть моих детских воспоминаний, ведь я вырос в Японии.

Кензо Такада: «Я словно рисовал, а полотном была магнолия»

Сильно ли отличается японская культура ношения ароматов от европейской?

Да, она совершенно другая. По крайней мере, была другой. В моем детстве никто не носил ярко-выраженные духи – это было признаком дурного тона. И по-настоящему я познакомился с ароматами только когда приехал во Францию в 1965 году. Эта страна тогда была очень европейской. Сейчас ситуация в Японии поменялась, конечно. Как и во всем остальном мире сегодня там все носят парфюм.

Когда вы сами решили заняться ароматами?

Я был одержим идеей создания ароматов еще с середины 70-х. Как раз тогда я выпустил свой первый парфюм под названием «Кинг-Конг». Но он не сработал, впрочем, должен признаться, что это мы не сработали — недостаточно серьезно подошли к его созданию. Но это был очень увлекательный опыт, и я много полезного вынес из него. Позже, в 80-х я выпустил куда больше ароматов, и, к счастью, они были намного успешнее первого. Мне повезло, я всегда был вовлечен в творческий процесс создания: от нот до флаконов. И я всегда следил за тем, чтобы все элементы парфюма находились в гармонии друг с другом.

«Я думаю, запахи не имеют гендерного аспекта».

Вы помните свой первый аромат и его ноты? Сейчас он бы вам понравился?

Если быть точным, это был не парфюм. Я же вырос в Японии, и все мои детские воспоминания пахнут. Все потому, что моя мама постоянно раскладывала по всему дому сандал, он был даже в моем шкафу. И я очень люблю этот древесный запах и всегда буду его помнить.

Какие ноты в женском аромате кажутся вам наиболее гармоничными женской природе?

Я думаю, запахи не имеют гендерного аспекта. Да, конечно, вы можете использовать одни ноты в большей мере, чем другие, чтобы они больше соответствовали ожиданиям женщины или мужчины, но что гораздо важнее – это то ощущение позитива, которое я стараюсь привносить в свою работу. Любой аромат, позволяющей женщине чувствовать себя сильной, полной радости и энергии, готовой идти за своей мечтой, – это успех для меня.

Кензо Такада: «Я словно рисовал, а полотном была магнолия»

Для вас существуют ноты, которые вы бы никогда не использовали в аромате для женщины?

Ароматы — это очень личная история, они очень многое могут рассказать о том, кто вы, о ваших воспоминаниях и опыте. Запах — это способ выразить свою индивидуальность. Вокруг так много разных людей, со своими характерами, культурой, бэкграундом и ольфакторной памятью. Поэтому в составлении аромата важны все ноты. Я бы не стал отказываться от чего-то в своей работе. Мне было бы интересно поработать со всеми ингредиентами.

«Эмоции, которые вызывает аромат, во многом обусловлены нашими воспоминаниями»

Какова была ваша роль в создании ароматов для коллаборации с Avon? Какую часть работы вы взяли на себя, а какую доверили парфюмерам?

Это мое второе сотрудничество с Avon. В 2016-м мы запустили с ними Avon Life. Теперь же мы решили поработать с красками. Яркие цвета всегда вдохновляли меня нарушать модные правила и побуждали жить, получая от жизни больше радости. И для этой второй коллаборации я хотел создать аромат, побуждающий людей распространять вокруг себя позитив, радость. Совместно с парфюмерами Firmenich Оливье Креспом и Фрэнком Фоэклем (я считаю их одними из лучших в своей професии), мы создали два аромата, мужской и женский, очень нестандартным способом. Я словно бы рисовал красками на белом холсте, а они превращали эти рисунки в запахи. Мы назвали это «ольфакторной палитрой радости». «Холстом» в обоих ароматах стала магнолия – белый цветок с элегантным ароматом. Затем мы подбирали другие ингредиенты, которые бы могли трансформировать эмоции в цвет.

Кензо Такада: «Я словно рисовал, а полотном была магнолия»

Я люблю ароматы, и мне важно, чтобы каждый шаг в процессе их создания был гармоничным и согласованным с другими. Я приезжал в лаборатории и контролировал все стадии работы над женским и мужским ароматами. Требуется много времени и усилий, чтобы создать готовый продукт. Мы действительно работали командой, совместно выбирая ингредиенты, флакон и все остальное, и переделывали все много раз до тех пор, пока нас всех не устроил результат. Я хотел убедиться в том, что аромат выразит мою индивидуальность и образ жизни с большим количеством позитива.

Вы верите в «энергетику» ароматов?

Конечно! Ароматы способны влиять на наше настроение и вызывать эмоции, заставлять нас чувствовать себя уверенными, радостными, излучать веселье и энергию. А еще я уверен, что эмоции, которые вызывает аромат, во многом обусловлены нашими воспоминаниями. Он мог когда-то исходить от человека, места, момента, который имел особое значение для нас и в итоге сформировал наше отношение к самому запаху. Это еще и трансляция того, как бы я хотел проживать свою жизнь даже в самые трудные времена: с весельем, радостью и позитивом. У всех бывают трудные времена, и в такие моменты нам требуется позитив, чтобы не сдаваться. Мы живем в таком запутанном мире, что я хотел создать ольфактивную палитру, которая бы подталкивала людей к тому, чтобы видеть больше красоты в простых вещах, исследовать новые ощущения, проживать каждый момент со страстью.

Кензо Такада: «Я словно рисовал, а полотном была магнолия»

А вам лично какие запахи поднимают настроение?

Мне нравятся запахи цветов и древесины – они связаны с моим прошлым, с моими воспоминаниями. Несмотря на то, что я не отдаю предпочтение какому-то конкретному аромату, я выбираю те, которые кажутся мне радостными. Я думаю, что это помогает смотреть на жить оптимистично. Это ключ к тому, чтобы превращать заурядное в необыкновенное каждый день.

На ваш взгляд, в чем главное отличие новой пары Life Colour от Life 2016-го года?

Мне кажется, что Avon Life больше связан с моими корнями, в то время как Avon Life Colour – это воплощение цвета и радости жизни, которые вдохновляли меня всю мою карьеру. Наш мир наполнен красками, и это сотрудничество с Avon позволило мне запечатлеть в новом аромате красочный дух позитивности. Аромат несет в себе живую и радостную энергию, которая так нужна нам сегодня. Что касается флакона, то я искал более урбанистическое вдохновение – деконструированная форма с архитектурным намеком символизирует призму. Флакон отражает свет окружающего мира, играет красками, создавая ощущение распространяющейся радости. Я очень горжусь этим сотрудничеством с Avon. Я рассматриваю его как логичное развитие моей идеи демократизации роскоши, которую я продвигал, еще будучи модным дизайнером, сотрудничая с демократичными брендами и создавая доступные вещи.

Кензо Такада: «Я словно рисовал, а полотном была магнолия»
Женский аромат Avon Life Colour for Her

Парфюмер — мужская или женская профессия? Или, может, мужские ароматы нужно создавать женщинам, а женские — мужчинам?

Аромат подобен произведению искусства. Парфюмеры — творческие люди. Художники несут определенную идею, а идеи не имеют пола. Парфюмерия требует большого таланта, но, прежде всего, чувствительности. Фрэнк Фоэкл, например, мужчина, но это не помешало ему принять участие в создании аромата for Her. На самом деле, он один из ключевых парфюмеров индустрии, знаменитый тем, что его ароматы способны создавать глубокие эмоциональные связи. Над Avon Life Colour For Him я работал с всемирно известным Оливье Креспом, раздвигая границы классической структуры мужского цитрусового аромата в современном, более теплом и чувственном направлении.

Если бы можно было «отмотать» жизнь назад, оставив весь ваш опыт и знания, вы бы стали дизайнером или парфюмером? Или начали бы что-то совершенно новое для себя?

Мне нравится то, чем я занимаюсь, и то, что я дизайнер не мешает мне экспериментировать в других областях, например, в парфюмерии, рисовании или даже игре на пианино. Если бы я не занимался модой, то стал бы художником или освоил бы любую другую профессию, относящуюся к искусству. Прежде всего, я всегда хотел быть творческим человеком.

Прямо сейчас, когда вы отвечаете на эти вопросы, какой на вас аромат?

Хороший вопрос (смеется). Конечно же, это Avon Life Colour For Him! Я работал над ним, поэтому горд его носить. Создавая этот аромат, мы всей командой упорно трудились больше двух лет, чтобы предложить все роскошные коды премиум-ароматов по доступной цене. Поэтому я очень горжусь результатом и тем, что ношу его сам.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб