Мужчины и макияж: краткая история тысячелетних отношений | marieclaire.ru

В наше время макияж уже перестал быть сугубо женской прерогативой и табу для мужской половины населения. Благодаря социальным медиа и активно растущему бьюти-блогингу мужчинам предоставляется отличный шанс разрушить все гендерные стереотипы, связанные с макияжем – тем более, что на их стороне выступает сама история.

Период с 4-го тысячелетия до нашей эры и по XVIII век – это время, когда мужчины прибегали к помощи макияжа почти что на регулярной основе и лишь три века назад человечество отдало декоративную косметику в исключительное пользование женщин.

И как же это произошло?
Портрет королевы Виктории руки Берты Мюллер, 1900 год
Портрет королевы Виктории руки Берты Мюллер, 1900 год

Переломный момент пришелся на период правления британской королевы Виктории I, которая считала ношение косметики чистой вульгарностью, и это мнение нашло широкую поддержку у представителей Англиканской церкви. В Викторианскую эпоху макияж считался не самым достойным делом как в церковных, так и в королевских кругах и стал ассоциироваться с тщеславием, дьявольскими происками и с женским началом.

В то время религиозные взгляды продолжали формировать общественное сознание и задавать культурные ценности по всему миру. Так что неудивительно, что в конце концов понимание мужественности и список ее прерогатив начал заметно сужаться, а макияж стал табу номер один для представителей сильного пола.

До XX века макияж пробыл в статусе «for girls only», но за последние годы начал активно высвобождаться из-под влияния гендерных ограничений и возвращаться, как бы удивительно это ни звучало, к своему изначальному статусу – unisex, каким он и обладал в древние времена.

Древний Египет

Культ мужественности был одним их самым значимых в древнеегипетской культуре и немаловажную роль в нем играл макияж. Уже 4 тыс. лет назад египтяне использовали черный пигмент для того, чтобы вырисовывать глаз Гора и другие сакральные символы на своем лице. Спустя еще пару тысячелетий появились карандаши для бровей и глаз, малахитовые тени, вещества для губ и щек с пигментом охры, которыми на равных правах пользовались женщины и мужчины.

Статуя Тутанхамона (1347-1338 до н.э.)
Статуя Тутанхамона (1347-1338 до н.э.)
Рельеф с фараоном Рамсесом III, фрагмент, Луксор, Египет
Рельеф с фараоном Рамсесом III, фрагмент, Луксор, Египет

Правда, в то время марафет всегда нес символическую нагрузку: например, зеленые тени, по верованиям египтян, пробуждали богов (вышеупомянутого Гора и Ра) и отпугивали таким образом самые тяжелые болезни. Яркая подводка на глазах мужчины могла говорить о его статусе и богатстве. Так что древние египтяне однозначно знали толк в макияже.

Древний Рим

Перенесемся в первый век нашей эры и посмотрим, как пользуются макияжем славные римляне. И тут разнообразия уже гораздо больше, чем у древних египтян: они любят наносить красный пигмент на щеки, осветлять кожу с помощью специальной пудры и даже красить ногти с помощью желудочного «эликсира» из свиного жира и крови. После того, как вы узнали об этом факте, грех не поблагодарить современных производителей лаков за приятные и сердцу, и глазам составы.

Мужской фаюмский портрет
Мужской фаюмский портрет
Женский фаюмский портрет
Женский фаюмский портрет

Елизаветинская Англия

В период правления королевы Елизаветы I макияж пользовался высокой популярностью у мужчин, среди которых особенно ценилась чистая, доведенная до максимальной белизны кожа – она была одним из самых важных составляющих мужской привлекательности.

Это была эра, когда макияж лица больше напоминал многослойный пирог и был далеко не безвреден для здоровья: в составе мейкап-средств того времени можно было обнаружить высокий процент содержания свинца, который часто становился причиной преждевременной смерти среди мужского и женского населения.

Кадр из фильма «Елизавета: Золотой век»
Кадр из фильма «Елизавета: Золотой век»
Елизавета I
Елизавета I

Франция XVIII века

Для тех, кто хоть немного знаком с историей Франции, не секрет, что славный король Людовик XVI был страстным любителем экстравагантных экспериментов в макияже и прическах. Впрочем, у последнего была вполне понятная причина: уже в 23 года Людовик облысел и пристрастился к парикам, а впоследствии привил любовь к ним всем французам. В этот период они также начали питать страсть к искусственным родинкам, которые, впрочем, неплохо смотрелись в сочетании с высокими каблуками и меховыми муфтами – прекрасным леди такой колорит был очень даже по душе.

Парадный портрет Людовика XVI
Парадный портрет Людовика XVI
Портрет французского драматурга Флорана Картона Данкура
Портрет французского драматурга Флорана Картона Данкура

Голливуд 1930-х

Как уже было сказано, обществу потребовалось немало времени, прежде чем макияж перестал быть исключительно женской прерогативой (за что большое «спасибо» мужчины должны сказать королеве Виктории). Долгожданное возрождение началось в 30-е годы XX века в Голливуде с формированием современного кинематографа в США. Тогда мейкап стал лучшим другом не только актрис, но и актеров – необходимость грима сравняла счеты, и теперь сильный пол получил шанс обжаловать свои исторические права на полноценный марафет – без всяких предрассудков, но, как и у древних египтян, – по служебному долгу и статусу. И да, даже знаменитый образ метросексуала Кларка Гейбла – это во многом заслуга грамотно примененных мейкап-средств.

Кларк Гейбл,1930
Кларк Гейбл,1930
Эдмунд Лоу, 1930
Эдмунд Лоу, 1930

70-80-е

О мейкап-трендах среди мужчин в этот период говорить еще сложно, но их уже предопределяли такие рок-звезды, как Стивен Тайлер, Дэвид Боуи и Принс. Тогда же в бьюти-индустрии начали свое восхождение лучшие мейкап-артисты своего времени – Вэй Бенди начал работать в 1967 году, а за ним последовал Кевин Аукойн и Скотт Барнс, кисти которого поработали с лицом чуть ли не каждой голливудской звезды. Для тех, кто не заметил: каждый из них – мужчина (читайте также: «7 полезных мейкап-артистов от визажистов недель моды»).

Дэвид Боуи
Дэвид Боуи
Принс
Принс

2000-е

Американская поп-культура в первом десятилетии 2000-х годов развивалась с огромной скоростью и вбирала в себя многие атрибуты различных субкультур. Во многом благодаря этому в этот период родилось особенное явление – гайлайнерство (Пит Вентц, Джаред Лето, Адам Ламберт, Марк Джейкобс), термин, буквально подразумевающий мужской мейкап. В свое время оно часто употреблялось в отношении популярных поп-панк-исполнителей и их фанатов. В этот же период было кардинально переосмыслено понятие метросексуальности, а бьюти-бренды начали постепенно выпускать отдельные линии декоративных средств для мужского макияжа.

Джаред и Шеннон Лето, 2005 год
Джаред и Шеннон Лето, 2005 год
Пит Вентц, 2005 год
Пит Вентц, 2005 год

2010-е и по сегодняшнее время

Хотя макияж для мужчин на этом этапе еще не считается стандартным понятием, развитие новых медиа позволило мужчинам, великолепно разбирающимся в макияже, стать общепризнанными бьюти-гуру и завоевать миллионную аудиторию в социальных сетях (читайте также: «16 советов от Instagram-блогеров (запрещенная в России экстремистская организация), у которых мы покупаем косметику»). Это ли не победа над многовековыми стереотипами? Ведь современный макияж – это не столько женственность, сколько желание подчеркнуть красоту каждого человека вне зависимости от его гендерной принадлежности.

Марк Джейкобс
Марк Джейкобс
Скотт Барнс
Скотт Барнс

Фото: Getty Images, фотобанки пресс-служб, кадры из фильмов