Проблемы в этой сфере чаще всего возникают из-за низкой квалификации специалистов, ошибок при выполнении манипуляций или использования некачественных препаратов. Как действовать, если результаты после посещения косметолога оказались далеки от ожидаемых, рассказала Анастасия Разбежкина — врач-дерматовенеролог, косметолог, международный эксперт-преподаватель инъекционного и нитевого направления.
Ошибки косметолога могут иметь серьезные последствия для здоровья и внешности. Некачественно проведенные процедуры нередко приводят к осложнениям, инфекциям, аллергическим реакциям или необратимым изменениям кожи. Например, неправильное введение филлеров вызывает асимметрию лица или образование комков, а неаккуратные манипуляции могут оставить рубцы (читайте также: Почему мы так быстро теряем интерес ко всему и 5 способов выйти из дофаминовой ловушки).
Есть и психологический аспект: неудачные косметологические вмешательства подрывают самооценку и отражаются на эмоциональном состоянии. Обратившись к непрофессионалу, вы рискуете не только потерять деньги, но и навредить своему организму.
Как избежать некачественных услуг в сфере красоты
Обращайтесь не к частникам, а в клинику
Первое, что нужно усвоить: процедуры стоит делать только в лицензированных медицинских учреждениях. Несмотря на это, многие обращаются к «частникам» — косметологам, работающим на дому или в салонах красоты, которые не имеют отношения к медицине.
Здесь и кроется основная опасность. Часто у таких специалистов нет ни дипломов, ни сертификатов, подтверждающих квалификацию. Тем не менее они вводят сильнодействующие препараты и работают с аппаратами, которые требуют медицинских знаний. Эта деятельность должна быть под контролем врача или хотя бы сертифицированного медработника.
Когда специалист устраивается в клинику, работодатель обязан проверить его документы: диплом, сертификаты о переподготовке, действующую аккредитацию. Каждые пять лет медицинский сотрудник обязан подтверждать свою квалификацию. Серьезные учреждения отправляют сотрудников на регулярное обучение.
Обратите внимание на репутацию учреждения и документы специалиста
Не все клиники одинаково тщательно подходят к выбору персонала. Поэтому перед визитом важно изучить отзывы, репутацию учреждения, а также уточнить, есть ли у него лицензия (читайте также: Розовый Бейкера-Миллера: история самого расслабляющего цвета в мире — им красили стены в тюрьмах и психбольницах).
Уже на приеме вы имеете право попросить специалиста показать диплом и документы о прохождении курсов. В этом нет ничего предосудительного: косметология — это часть медицины, и ваш врач обязан подтвердить свою квалификацию.
Обязательно заключайте договор
Чтобы защитить себя, важно заключать договор об оказании платных медицинских услуг. В случае недовольства результатом можно обратиться в контролирующие органы, например, в Роспотребнадзор. Но для этого у вас должны быть на руках документы: договор, кассовый чек, подписанное согласие на процедуры.
Если договора нет, вы рискуете и деньгами, и здоровьем. Даже при серьезных осложнениях доказать вину косметолога будет крайне трудно. Скриншоты переписок, переводы денег на карту и фотографии испорченного лица не являются доказательствами. В подобных случаях потребуется судебно-медицинская экспертиза за ваш счет. Но и она не всегда поможет, если отсутствует полный пакет официальных документов.
Неудивительно, что пациенты редко решаются идти в суд: это требует времени, сил и значительных финансовых затрат. Поэтому большинство историй с неудачными процедурами так и остаются личной проблемой пострадавшего.
Какие права есть у пациента и как их реально защитить
Сфера косметологии в России регулируется законом «Об основах охраны здоровья граждан» и «Законом о защите прав потребителей». Пациент имеет право:
на достоверную информацию о специалисте, лицензии клиники, применяемых препаратах и методиках
на добровольное информированное согласие перед процедурой, где подробно указаны риски
на безопасное оказание услуги в соответствии с медицинскими стандартами
на компенсацию ущерба здоровью или возврат денег, если услуга оказана некачественно
Если процедура выполнена плохо, вы можете:
Обратиться с письменной претензией в клинику с требованием устранить последствия или вернуть деньги (читайте также: Одеваемся по Венере: как привлечь любовь и удачу с помощью одежды (нужна лишь дата рождения).
Подать жалобу в Роспотребнадзор, Росздравнадзор или прокуратуру
Сохранить все документы, заключения врачей, фото и результаты экспертиз — это доказательства в суде
При серьезных осложнениях подать иск в суд и требовать компенсацию за моральный вред и расходы на лечение
Обращение в лицензированную клинику, проверка документов специалиста и заключение договора — это базовые шаги, которые защищают пациента. Но еще важнее знать свои права и реальные механизмы защиты. Только так можно минимизировать риски и быть уверенным, что в случае ошибки косметолога вы сможете отстоять свои интересы.

Врач-дерматовенеролог, врач-косметолог, международный эксперт-преподаватель инъекционного и нитевого направления, лицензированный специалист в Дубае, ОАЭ.
Личный сайтФото: соцсети @lelabomuse, @ailsamilnee, @solopikhina.13, @lhealife