Вопрос эксперту: как понять какая косметика некомедогенная | marieclaire.ru

Комедогенность — то слово, которое особенно страшит людей с жирным и комбинированным типом кожи. Стоит пару раз нанести «неправильное» средство — и потом приходится активно очищать поры, бороться с комедонами и воспалениями.

Определение «комедогенная косметика»

Определение дать просто: комедогенной называют косметику, которая забивает поры. Но на практике все оказывается сложнее.

Можно месяцами пользоваться средством с так называемыми «комедогенными» ингредиентами, пока проблема забивания пор станет заметной. И причин у такой реакции может быть несколько:

  • Влияние внешних и внутренних факторов, которые привели к изменению состояния кожи. Например, ультрафиолетовое излучение или гормональный сбой могут делать кожное сало более густым и вязким, что и провоцирует появление забитых пор.

  • Индивидуальная чувствительность кожи человека к комедогенным ингредиентам.

  • Уникальный состав себума, при котором даже некомедогенные вещества могут провоцировать комедоны.

  • И самая банальная, но и самая частая причина появления забитых пор — недостаточное или неправильное очищение кожи. Оно может быть недостаточным для качественного очищения пор, но и излишне усердным — с применением агрессивных средств, что в итоге провоцирует нарушенный защитный барьер и повышенное выделение себума. (читайте также: Косметические процедуры при беременности: что можно, что нельзя)

Поэтому главное, что нужно понимать: комедогенность это часто индивидуальная реакция кожи на восприятие того или иного ингредиента в косметике. То, что провоцирует забитые поры на коже одного человека, может отлично восприниматься кожей другого — даже с похожим типом и задачами ухода.

Список комедогенных компонентов

В интернете можно найти большое количество вариаций таких списков. Чаще всего в них оказываются масла, жирные спирты и силиконы. Но правда заключается в том, что между всеми этими перечислениями много разногласий. Потому что в настоящее время не существует единой системы оценки для определения комедогенности продукта или ингредиента. Поэтому и точного списка комедогенных ингредиентов нет.

Приведем те компоненты, которые все же чаще встречаются в списках комедогенности, и разберем, почему:

  • Комедогенными зачастую считают все виды масел. Чаще всего среди них называют кокосовое, льняное, масло ши и какао. А дело в составе. В теоретически комедогенных маслах содержится высокий процент длинноцепочечных жирных кислот, которые могут загущать себум, особенно на коже, склонной к акне. При этом по шкале комедогенности масло какао имеет 4. А вот миндальное масло — всего 2, но тоже содержит много таких кислот, поэтому теоретически может провоцировать комедоны. При этом масло жожоба по шкале комедогенности тоже имеет 2, но не провоцирует забитые поры. Здесь многое зависит от процента масла, сырья и вида очистки.

  • Силиконы — второй вид компонентов в списке главных виновников появления забитых пор и комедонов. На самом деле силиконы инертны. Многие из них имеют молекулу крупнее поры, поэтому даже теоретически не могут ее забивать. Кроме того, есть жидкие силиконы или летучие, которые испаряются уже при нанесении средства. Тут тоже многое зависит от вида, формы и процента ввода в состав.

  • Ланолин — воск, получаемый из овечьей шерсти, — тоже относят к комедогенным ингредиентам.

  • Изопропилмиристат (Isopropyl Myristate) — эмолент и синтетическое масло, используемое для увлажнения и смягчения кожи — часто обвиняют в комедогенности.

    Хотя у многих средства с этими компонентами не вызывают забитых пор даже при регулярном использовании. (читайте также: Уберите из косметички: оттенок помады, который старит абсолютно всех женщин)

Формула имеет решающее значение

Как в лаборатории тестируют средства на комедогенность:

  • На кожу добровольцев наносят компонент.

  • Заклеивают его пластырем.

  • Состояние кожи оценивает врач-дерматолог.

  • Складывают и усредняют показатели добровольцев.

В исследованиях обязательно принимают участие люди, склонные к акне. Длится эксперимент до 4 недель. При этом компоненты используют в высоких концентрациях или чистом виде.

В формуле любого косметического продукта вы не найдете ингредиенты с возможным комедогенным эффектом в дозировке более 1–15%. Кроме того, важно оценивать состав средства в целом, потому что сочетания разных веществ также могут влиять на степень комедогенности компонентов — повышать ее или, напротив, значительно уменьшать.

На что обращать внимание при выборе

По составу даже профессиональный химик-технолог или дерматолог не сможет определить комедогенность продукта. А все текущие «анализаторы» и «таблицы комедогенности» до сих пор основаны на старых данных.

Поэтому бояться, даже при склонности к комедонам и акне, косметики с маслами, силиконами и прочими комедогенными компонентами — нет смысла.

Но оценивать состав продукта при выборе все же стоит. На что обращать внимание:

  • Тип кожи, для которого рекомендовано средство. Для жирного и комбинированного типа производители чаще предлагают более легкие текстуры с меньшим содержанием «тяжелых» ингредиентов в формуле.

  • Обратить внимание на место сомнительного компонента в составе. Если он ближе к середине или концу списка — значит, в формуле его немного.

  • Искать маркировку «некомедогенно» или «non-comedogenic». Гарантии это не даст, но даст надежду, что средство исследовали на подтверждение этого показателя.

Кроме того, гораздо большей комедогенностью статистически обладают не уходовые, а декоративные косметические продукты. Провоцировать такой эффект могут как пигменты, так и некоторые солнцезащитные фильтры.

При этом правильное очищение и регулярное отшелушивание кожи поможет избежать не только забитых пор и комедонов, но и большинства страхов, связанных с комедогенной косметикой. (читайте также: Видно из космоса: секретные средства для сияющей кожи из косметички Кейт Миддлтон)

Получается, что даже наличие в составе какого-то комедогенного компонента совершенно не говорит о комедогенности самого средства или о том, что оно точно не подойдет вашей коже. Ориентируйтесь в первую очередь на потребности кожи и задачи ухода.

Еще можно выбрать производителя, качеству средств которого вы доверяете. Или проконсультироваться с косметологом при подборе ухода. Подходите к вопросу осознанно — это гораздо эффективнее для сохранения красоты и здоровья кожи.

Амосова Галина

Врач-дерматовенеролог, косметолог, дерматолог бренда ICON SKIN

Личный сайт

Фото: соцсети @oh_gabri, @elisalevallois, @isaaschold, @ootdmagazine