125 миллионов клеток красоты: бренд Iris van Herpen создал платье, которое живет и дышит | marieclaire.ru

На Неделе высокой моды в Париже дизайнер Ирис ван Херпен представила коллекцию Sympoiesis, в центре которой оказался по сути «живой» предмет — платье, созданное из 125 миллионов биолюминесцентных водорослей. Наряд излучал голубое свечение в темноте и стал кульминацией единственного шоу бренда в этом году.

Коллекция Sympoiesis стала результатом многомесячной работы, в которой моде пришлось объединиться с наукой. Ван Херпен, известная своими экспериментами с инновационными материалами, объединившись с биологом Крисом Беллами, смогла разработать образ, способный светиться за счет настоящих живых микроорганизмов.

«Это было не похоже на обычное создание образа. Это было скорее культивирование, взращивание чего-то, о чем нужно заботиться», — объяснила Ван Херпен в разговоре с Vogue, подчеркивая, что работа над платьем стала самым необычным процессом в ее карьере.

Биолюминесцентный наряд был прошел через 35 технологических этапов и требует строго контролируемых условий — от освещенности до влажности. Дело в том, что одноклеточные водоросли вида Pyrocystis lunula обитают в водах океанов и морей на глубине 50 метров, поэтому поддерживать их жизнь в среде, которую можно создать на показе, — крайне сложно.

Питательный гель, в котором вырастили микроорганизмов, был помещен внутрь полых деталей на корсете, юбке и рукавах платья. Поэтому Pyrocystis lunula не контактировали с воздухом и смогли продолжить жизнедеятельность прямо внутри наряда. Свечение же активировалось движением — когда модель шла по подиуму, в водорослях запускались те же реакции, что возникают при возникновении угрозы в дикой природе.

Ирис отмечает, что до сих пор не уверена, насколько долго такое платье сможет сохранять свой эффектный вид. После смерти водорослей наряд должен изменить цвет и потерять свечение, однако когда это произойдет не знает никто, ведь «эксперимент продолжается».

Что касается других образов из коллекции, то все они визуально отсылали к природным формам и были созданы из высокотехнологичных материалов. Например, для нескольких платьев была применена «воздушная ткань» — особый вид органзы, которая весит всего 5 граммов на квадратный метр, за что и получила свое название.

Слово же Sympoiesis образовано от греческих «совместно» и «создание». Поэтому главной идеей Ирис было показать, как природа и человек способны существовать в одном пространстве, а также то, что человечеству необходимо беречь Землю, используя научные достижения.

«Это похоже на метафору, потому что нам нужно поддерживать жизнь на планете, чтобы выжить, и мы должны защищать ее. Вот о чем на самом деле эта коллекция — заботиться о том, что дает нам жизнь, потому что океан — крупнейшая экосистема на планете», — рассказывала Ван Херпен.

Отметим, что дизайнер регулярно обращается к темам науки и экологии в своем творчестве. В прошлых коллекциях она использовала 3D-печать, представляла на подиуме платья из переработанного океанического пластика и создавала одежду, вдохновленную магнитными полями (читайте также: Самые невероятные вечерние платья на кутюрной Неделе моды в Париже — они покорили наши сердца).

Примечательно, что с каждым годом используемые Ирис технологии только усложняются. Поэтому с 2024 года она меняет подход к работе — модельер сосредоточилась на создании лишь одной кутюрной коллекции ежегодно, однако будет стараться максимально расширить границы возможного своими экспериментами.

Фото: Legion Media, соцсети @irisvanherpen