5 причин любить Марка Джейкобса | marieclaire.ru

Гранж

Джейкобса считают одним из родоначальников этого стиля в моде. Все началось в 1992 году с коллекции молодого дизайнера для бренда Perry Ellis, во главе которого он тогда стоял. Модели, в числе которых юные Кейт Мосс и Карла Бруни, ходили по подиуму в больших шапках и платьях с крупным цветочным принтом, будто вытянутых наугад из бабушкиного сундука. Сочетания вещей были странными – растительный узор с клеткой, принт «змеиная кожа» - с геометрическим. Модные журналисты обрушились с критикой: «Его модели похожи на людей, которые одевались в темноте с закрытыми глазами!» - писала Бернардин Моррис из The New York Times. Для руководства модного дома все это тоже оказалось «слишком», и Марк вскоре был уволен.

Perry Ellis SS 93
Perry Ellis SS 93
 Кейт Мосс в рекламной кампании Perry Ellis SS 93
Кейт Мосс в рекламной кампании Perry Ellis SS 93

Эта история достойна того, чтобы появиться на страницах очередной мотивирующей книги. Ведь «неуспех» в конечном счете положил начало блистательной карьере Марка, а «неудачная» коллекция определила его дальнейший стиль. Джейкобс сосредоточился на собственном бренде, а уже в 1997 году возглавил ни много ни мало – Louis Vuitton, где проработал до 2013 года.

И там и там он оставался верен себе. И, в той или иной степени, любимой гранжевой эстетике. Так, в коллекциях для Marc Jacobs всегда много крупных принтов, объемных силуэтов, нарочито «небрежного» кроя и парадоксальных сочетаний. Именно это и есть гранж для Джейкобса. Однажды автор этого текста брала у дизайнера интервью, на которое пришла в ярко-красном пальто и зеленых колготках. «Здорово! Настоящий гранж!», - прокомментировал Марк.

Louis Vuitton под руководством Джейкобса стал более «юным» и прогрессивным. «Посмотрите на девушек на улице! – призывает Марк. – Именно они диктуют сегодня моду».

Cвоим успехом Джейкобс отчасти обязан гениальному стилисту Кэти Гранд. Давней подруге и соратнице, которая помогает ему создавать и стилизовать коллекции для Marc Jacobs, а до 2013-го помогала и с Louis Vuitton. Некоторые особенно запоминающиеся и остроумные образы на показах Марка - ее рук дело.

Марк Джейкобс и Кэти Гранд
Марк Джейкобс и Кэти Гранд

Арт-коллаборации

Главное, что приобрел Louis Vuitton с приходом Джейкобса – налет «артовости». Так, именно Марку принадлежала идея начать в 2001 г. сотрудничество с подзабытым, но популярным в 80-е художником Стивеном Спраузом. Он придумал для знаменитых сумок бренда авторский принт в своем фирменном стиле, похожий на яркое граффити. Продажи моментально подскочили, а Louis Vuitton полюбили не только респектабельные буржуа, но и молодые прогрессивные модники.

 Марк Джейкобс в провокационной фотосессии для Harper’s Bazaar, посвященной открытию выставки в честь Стивена Спрауза (умер в 2004 году)
Марк Джейкобс в провокационной фотосессии для Harper’s Bazaar, посвященной открытию выставки в честь Стивена Спрауза (умер в 2004 году)
Перчатки и сумка Alma из коллекции, созданной в соавторстве со Стивеном Спраузом (Louis Vuitton SS 01)
Перчатки и сумка Alma из коллекции, созданной в соавторстве со Стивеном Спраузом (Louis Vuitton SS 01)
Сумка Speedy из коллекции, посвященной памяти Стивена Спрауза (Louis Vuitton SS 09)
Сумка Speedy из коллекции, посвященной памяти Стивена Спрауза (Louis Vuitton SS 09)

В 2003-м стартовала другая, тоже ставшая легендарной, коллаборация – с маркой начал сотрудничать японец Такаши Мураками. И снова коллекция принтов на сумках и шарфах пополнилась: художник мастерски вплел в рисунок, состоящий из монограмм LV, цветы и ягоды вишни. Он же разработал новый дизайн сумки speedy – цветные монограммы на белом фоне.

Сумка Panda (коллаборация LV и Такаши Мураками)
Сумка Panda (коллаборация LV и Такаши Мураками)
Мураками дружил с модным домом LV на протяжении 13 лет: рисовал рекламные ролики, украшал бутики, выпускал «мультяшные» и арт-коллекции
Мураками дружил с модным домом LV на протяжении 13 лет: рисовал рекламные ролики, украшал бутики, выпускал «мультяшные» и арт-коллекции

При Джейкобсе художники оформляли витрины бутиков Louis Vuitton, превращая их в настоящие арт-инсталляции. Одной из самых запоминающихся стала работа японки Яои Кусамы. Она украсила окна магазина на Пятой авеню своим фирменным узором – красным горошком – и объектами, похожими на гигантские щупальца осьминога.

Коллаборация LV и художницы Яои Кусамы
Коллаборация LV и художницы Яои Кусамы
Витрина магазина LV на Пятой авеню
Витрина магазина LV на Пятой авеню

Марк привлекал звезд арт-сцены и для показов. Например, вдохновением для шоу SS 2008 стали фотографии Ричарда Принса, который любит снимать моделей в образах медсестер. По подиуму ходили девушки в белых халатах и шапочках - будто живые воплощения фантазий Принса. Для SS 2013 постарался уже французский художник Даниэль Бюрен – он выложил пол ярко-желтой плиткой в стиле своих работ.

Витрины магазина LV в оформлении французского художника Даниэля Бюрена
Витрины магазина LV в оформлении французского художника Даниэля Бюрена

Расставшись с Louis Vuitton, Марк не потерял вкус к искусству. Принты для коллекции Marc Jacobs FW 2016, рисунки кошек, крыс и ворон, придумал художник под псевдонимом Tabboo!

Музы

Марка Джейкобса никогда не вдохновляли «гламурные дивы» и чересчур стандартизированная красота. Его музы – интеллектуалки, не похожие на других; хрупкие «лолиты» и просто женщины с яркой индивидуальностью.

 Dream team: Марк Джейкобс и София Коппола
Dream team: Марк Джейкобс и София Коппола
Софи Коппола в Marc Jacobs на «Оскар»-2004
Софи Коппола в Marc Jacobs на «Оскар»-2004

Одна из ближайших подруг Марка – режиссер София Коппола. По собственному признанию дизайнера, она – одно из воплощений фирменного стиля Marc Jacobs. Сильная, но вдумчивая; элегантная, но не «гламурная». Она появляется на красных дорожках в его нарядах (чего только стоит длинное темно-фиолетовое платье со шлейфом, в котором Коппола получала «Оскар» за лучший сценарий к фильму «Трудности перевода»!) и снимает для друга рекламные ролики и сезонные кампании, а он посвящает ей свои творения – работая для Louis Vuitton, Марк создал в честь Софии сумку SC Bag.

Марк Джейкобс и Кейт Мосс
Марк Джейкобс и Кейт Мосс

Еще одна муза Марка – Кейт Мосс. Она регулярно участвовала в его показах. Вместе они ходят на вечеринки и снимают забавные ролики для Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). «Кажется, мы знали друг друга в прошлой жизни!», - заявляет Джейкобс.

Марк Джейкобс и Дакота Фэннинг
Марк Джейкобс и Дакота Фэннинг
Марк Джейкобс и Виктория Бекхэм
Марк Джейкобс и Виктория Бекхэм

Кроме того, дизайнер любит и охотно снимает в рекламных кампаниях Дакоту Фэннинг, Жизель Бюндхен (благодаря Марку, она стала первой знаменитостью из мира моды, снявшейся для Louis Vuitton) и Викторию Бекхэм. С одной стороны, все они разные, с другой – общий вектор понятен. Вряд ли лицом Marc Jacobs когда-нибудь станет Ким Кардашьян.

Провокация

Джейкобс – эксцентрик. Он всегда любил все яркое и никогда не стеснялся эпатировать. Например, он не боится появиться полностью обнаженным в рекламе мужского аромата своего бренда. На постерах туалетной воды Bang! его наготу прикрывает лишь огромный флакон.

Реклама аромата Bang!
Реклама аромата Bang!
Реклама аромата Oh, Lola!
Реклама аромата Oh, Lola!

Рекламу женских духов Marc Jacobs Oh, Lola! и вовсе признали непристойной. На плакате 17-летняя Дакота Фэннинг сидит, зажав гигантскую бутыль аромата между ног. Объяснения Марка лишь подлили масла в огонь: «Я выбрал Дакоту, потому что она напоминает мне набоковскую Лолиту. Такая же соблазнительная и милая». В итоге рекламу запретили за «сексуализацию ребенка».

Дизайнер не стесняется будоражить общественность не только в том, что касается работы. Джейкобс – открытый гей, а в своем инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) регулярно публикует свои фото с макияжем и маникюром, получая тысячи восторженных комментариев. Люди всегда готовы оценить по достоинству тех, кто не боится быть собой.

Умение почувствовать дух времени

В 90-е он оказался «на волне», создав модный грандж, а в «десятые» понял, что умами правит эстетика хип-хопа и дух черных кварталов Нью-Йорка. Именно им посвящена новейшая коллекция Мarc Jacobs FW 2017. С темой рэп-культуры и спортшика Джейкобс удачно замиксовал модные мотивы 20-х и 70-х годов. На показе «рулили» огромные головные уборы, пальто с меховыми воротниками, цепи и объемные свитера. 

Marc Jacobs FW 17/18
Marc Jacobs FW 17/18
Marc Jacobs FW 17/18
Marc Jacobs FW 17/18
Marc Jacobs FW 17/18
Marc Jacobs FW 17/18
Marc Jacobs FW 17/18
Marc Jacobs FW 17/18

При этом цветовая палитра получилась неожиданно минималистичной, построенной на сочетании разных оттенков бежевого и серого. «Еще будучи студентом, я почувствовал, как хип-хоп культура влияет на музыку и стритстайл. Эта коллекция – посвящение всем, кто к этой культуре причастен», ─ заявил после шоу дизайнер.

Marc Jacobs FW 17/18
Marc Jacobs FW 17/18
Marc Jacobs FW 17/18
Marc Jacobs FW 17/18

Модные обозреватели в тот же день рассыпались в похвалах, интернет наводнили восторженные рецензии. Спустя 25 лет после знаменательной коллекции для Perry Ellis, Марк уже не из тех, чьи коллекции будут в унисон критиковать.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб