Безумный шляпник: самые невероятные головные уборы, созданные Филипом Трейси

Он создавал фантазийные головные уборы для своих муз — Леди Гаги и Изабеллы Блоу — а также стал автором нашумевшей шляпки принцессы Беатрис для свадьбы Кейт и Уильяма. Рассказываем, как Филип Трейси завоевывал мир моды (и сердце Елизаветы II) и показываем самые удивительные и восхитительные творения маэстро.

В ноябре 2020 года ирландский дизайнер Филип Трейси, чьи творения с удовольствием носят британские аристократы и голливудские звезды, представители старшего поколения и миллениалы, посетил Санкт-Петербург, чтобы открыть свою вторую выставку в музее современного искусства Эрарта. Делимся секретами успеха легендарного мастера, который убежден, что люди будут носить шляпы до тех пор, пока у них есть голова.

 «Пусть занимается чем угодно, лишь бы это делало его счастливым»

Филип Трейси, 1998 год

В возрасте пяти лет на уроке труда Филип вместо столярного инструмента вдруг захотел освоить швейную машинку — чтобы сшить наряд для куклы сестры. Дома нашлись все необходимые детали: разноцветные перья куриц, гусей, фазанов и уток. Единственным препятствием было то, что мама не позволяла сыну и близко подходить к своей швейной машинке.

«Но я был настолько очарован этой маленькой иголкой, идущей вверх и вниз, соединяющей ткань, — вспоминает Трейси, — что использовал машинку, когда моя мать выходила кормить цыплят. На все про все у меня было минут пять — если бы мама застала меня, мне бы сильно влетело».

Филип Трейси, 1900 год
Филип и Иман, 2003 год

Родители Филипа довольно быстро приняли необычное увлечение сына. На вопрос соседа, не кажется ли ему странным, что парнишка делает платья для кукол, отец будущего дизайнера ответил: «Пусть занимается чем угодно, лишь бы это делало его счастливым».

Однако до окончания колледжа изготовление шляп оставалось для юноши лишь хобби. Только после полугодовой стажировки у шляпника-авангардиста Стивена Джонса Трейси понял, что создание головных уборов привлекает его больше, чем создание нарядов. В 1988 году на собеседовании в Королевском колледже искусств в Лондоне начинающий модельер рассказал экзаменаторам о своем увлечении — и стал первым студентом, зачисленным на новый курс по изготовлению головных уборов.

«Для меня есть только одни шляпы — это шляпы Филипа Трейси!»

Филип Трейси и Изабелла Блоу, 2002 год
Филип Трейси и Изабелла Блоу, 2003 год

Год спустя молодой модельер поймал удачу за хвост: он показал свою работу редактору издания Tatler, неподражаемой Изабелле Блоу. Звезда модной журналистики попросила Трейси изготовить для нее свадебный головной убор.

На торжестве в Глостерском соборе (спустя десять лет его интерьер приобретет всемирную известность благодаря фильмам о Гарри Поттере, а Трейси прославится и как создатель шляп обитателей Хогвартса) мисс Блоу появилась в платье из фиолетового бархата с вышивкой в виде ожерелья и шляпке, напоминавшей средневековый шлем. Образ невесты произвел фурор, и в 1990 году Изабелла предложила своему протеже переехать к ней в дом в Белгравии и шить шляпы. Так два эксцентрика нашли друг друга.

Фото:

Именно для своей музы, утверждавшей что для нее существуют иных шляп, кроме тех, которые создает Трейси, Филип придумал «Корабль» — этот головной убор стал любимым творением дизайнера. Изабелла подарила другу книгу Оливье Бернье «Удовольствие и привилегии»: в главе, посвященной Франции 50-х годов XVIII столетия, Филип наткнулся на историю о том, как в честь победы французского флота в морском сражении парижанки, отправляясь в оперу, украшали свои прически и парики кораблями. Образ так впечатлил шляпника, что он решил воссоздать его из атласа и перьев райской птицы.

Маэстро часто говорил о своей наставнице: «От Изабеллы не услышишь „Ты зашел слишком далеко!“. Она скорее скажет „Почему ты не зашел еще дальше?“».

«Шляпы — это символ позитивности»

В 1992 году Трейси официально зарегистрировал бренд Philip Treacy. К этому моменту он уже был знаком с такими атлантами модной индустрии, как Маноло Бланик, Рифат Озбек, Карл Лагерфельд. Первая же шляпа, созданная дизайнером для Chanel, предстала перед миром на обложке Vogue. Над головой канадской супермодели Линды Евангелисты горделиво возвышалась ажурная конструкция, которая напоминала птичью клетку и была украшена черными перьями. Этот снимок стал символом творческого триумфа Трейси.

null

null

В течение следующего десятилетия модельер представил свои работы на Флорентийской биеннале, по просьбе Александра Маккуина создал коллекцию головных уборов для модного дома Givenchy, стал первым дизайнером аксессуаров, приглашенным на Неделю высокой моды в Париже. В 2007 году за вклад в развитие индустрии моды Филип Трейси удостоился Ордена Офицера Британской империи. Встречу с Ее Величеством Елизаветой II маэстро описывает с неизменным юмором: «На аудиенции у королевы вообще-то не полагается задавать вопросы. Но я подумал: „Была не была!“ Я посмотрел ей в глаза и спросил: „Мадам, вы любите носить шляпы?“ Она отступила на полшага и ответила: „Это часть моей униформы“». Впоследствии многие члены британской королевской семьи стали преданными поклонниками таланта модельера. Можно сказать, что Трейси торжественно «короновал» поистине королевское искусство — высокую моду.

Королева Елизавета и Филип Трейси, 2004 год

Каждое творение мастера — это не просто шляпка: коллекции Трейси регулярно выставляются в музеях по всему миру, в том числе в музее «Метрополитен» (Нью-Йорк) и в музее Виктории и Альберта (Лондон). В период пандемии дизайнер не переставал работать: его команда делала маски для лондонских больниц, трудился он и над созданием шляп. «Для меня шляпа — это символ позитивности, — признается маэстро. — Особенно важно это сейчас, в период пандемии, ведь творчество и красота питают душу, помогают не опускать руки. В ХХ веке всплески интереса к шляпам приходились, как ни странно, на военное время. Очень многие носили шляпы в период Второй мировой войны — шляпа становилась своего рода антидепрессантом. В самые беспросветные времена люди тянулись к красоте и черпали в ней поддержку».

Фото:

Прикоснуться к красоте и познакомиться с выставкой «Маэстро Филип Трейси» можно в музее современного искусства Эрарта до 21 марта 2021 года.

Фото: Getty Images