Больше, чем просто модный фотограф: магия Питера Линдберга

[Мода] [Легенды моды]
6741
4 сентября стало известно, что из жизни ушел культовый фотограф Питер Линдберг. Рассказываем, в чем была магия его драматичных черно-белых снимков и почему через десятки лет мы все еще будем рассматривать его фотографии с придыханием и нескрываемым восторгом.

Завод по производству новых талантов в индустрии моды работает без остановки. Каждый сезон мы видим десятки ранее неизвестных имен, которые создают коллекции, снимают кампейны крупным брендам и скрупулезно пытаются вписать свое имя в историю. Однако есть в модной фотографии три человека, чьи работы всегда обречены на успех и общественный резонанс – Марио Тестино, Патрик Демаршелье и Питер Линдберг. 4 сентября случилась настоящая трагедия для мировой моды, которая неожиданно потеряла своего незаменимого созидателя: в официальном Instagram-аккаунте Питера Линдберга было опубликовано сообщение о том, что 3 сентября в возрасте 74 лет фотограф ушел из жизни.

В индустрии моды он получил известность только в 40 лет – но настолько быстро завоевал любовь глянцевой когорты, моделей и редакторов, что моментально потеснил известных конкурентов и заставил всех замирать от глубины, драматичности и чарующей притягательности, казалось бы, классических студийных портретов. Он протестовал (и весьма успешно) против одного из главных страхов модной индустрии – чрезмерной ретуши. Чересчур вылизанные, пресные фото, созданные для демонстрации одежды и проставления всех необходимых рекламных «кредитов» брендов, претили ему. И это он легко мог высказать на съемочной площадке. Ведь в основе всех его фото, прежде всего, человек, а одежда всегда была лишь декорациями, сопутствующим (и не таким уж важным) реквизитом. «Я твердо убежден в том, что истинная красота проистекает только из признания себя, из осознания того, кто мы есть на самом деле. Это вопрос идентичности».

Vogue Italia, 1977 год (instagram.com)

В таком подходе он точно опережал время. Сейчас любой снимок с отсутствием (или минимальным наличием) ретуши кажется чем-то революционным, передовым и заслуживающим аплодисментов. Но для Линдберга это было не просто удачной «фишкой»: естественность позволяла видеть человека на статичной фотографии таким, какой он действительно был на самом деле. А также боролся с уничижительным стереотипами о внешности. Во введении к своей книге фотографий 2018 года «Тени на стене» он написал: «Каждый фотограф, работающий сегодня, должен использовать свое творчество и влияние, чтобы освободить женщин и всех от страха молодости и совершенства».

Ума Турман и Питер Линдберг в 2017 году

Как это часто случается, Линдберг раскрыл свой талант случайно, причем детство и юность явно не предрекали настолько громкую карьеру в моде. Он родился в 1944 году в Лиссе, на западе Польши, и был младшим из трех детей в семье. Когда Питеру было всего два месяца, им пришлось бежать. После войны семья оказалась в Дуйсбурге, небольшом промышленном городке в Германии. «У нас не было денег, было три небольших этажа для пяти человек. Сегодня же, когда я захожу в свою квартиру, у меня огромный зал и большие комнаты с высокими потолками», – рассказывал Питер в интервью. 

Пенелопа Крус для испанского Vogue, апрель 2019 (instagram.com)
Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд и Линн Кестер в 1989 году (instagram.com)

В 14 лет он бросил школу, а в 18 – переехал в Швейцарию. Спустя время он поступил в Академию изящных искусств, но вскоре решил пойти по стопам Ван Гога и отправиться в город Арль, чтобы искать себя и свое предназначение. Он работал на ферме по утрам и рисовал во второй половине дня, продавая свои работы на рынках, чтобы заработать немного денег. Через восемь месяцев Питер отправился путешествовать автостопом по Европе и Северной Африке. «Мне было около 20. Я был потерян для общества: курил, спал на улице. Два года в дороге – это долго. Появляется много времени, чтобы подумать. И это сделало меня совершенно другим человеком».

В это время судьба и свела его с фотографией. «У моего брата были потрясающие дети еще до того, как у меня появились свои, и как-то раз я захотел их сфотографировать – именно тогда у меня появилась первая камера».

Линда Евангелиста для Vogue Italia в объективе Питера Линдберга, 1988 год (instagram.com)
Джессика Стэм в объективе Питера Линдберга для Vogue Italia, 2007 год (instagram.com)

Он открыл свою первую студию в Дюссельдорфе в 1973 году, прежде чем переехать в Париж, где началось его сотрудничество с Vogue. Известная съемка Линдберга в январе 1990 года для британского журнала с участием Наоми Кэмпбелл, Линды Евангелисты, Татьяны Патитц, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд возвела (по тем временам еще малоизвестных) девушек в культ.

Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Татьяна Патитц, Кристи Тарлингтон для обложки январского номера британского Vogue в 1989 году (instagram.com)

Именно Линдберга с тех пор называют крестным отцом супермоделей 90-х – кто еще с тех пор мог так точно и кинематографично показать настоящую красоту и силу характера. «Мне никогда не приходило в голову, что это станет историей, – рассказывал он The Guardian. – Никогда, ни на секунду... Я ничего не делал, только немного света. Все сложилось очень естественно, без усилий. Вы никогда не почувствуете, что изменили мир. Это интуиция».

Супермодели 90-х Эстель Лефебюр, Карен Александр, Рэйчел Уильямс, Линда Евангелиста, Татьяна Патитц и Кристи Тарлингтон в съемке для американского Vogue в 1988 году(instagram.com)

Интересно и то, что одна из последних работ маэстро была для него крайне знаковой – своеобразной чертой под бесконечным списком заслуг и нескончаемыми сериями культовых снимков. Главный редактор британского Vogue Эдвард Эннинфул рассказал, что обложка британского Vogue, который создавался вместе с герцогиней Сассекской, для Питера была юбилейной работой – впервые Линдберг снимал для Vogue Туманного Альбиона в 1989 году, 30 лет назад (читайте такжеКристофер Моррис: личный фотограф княгини Шарлен).

Сентябрьский обложка британского журнала Vogue, снятая Питером Линдбергом (instagram.com)

«Первое правило красоты – это правда», – как-то сказал Линдберг. И, возможно, благодаря таким гениям, как Питер, правда в глянцевой и отретушированной индустрии моды когда-нибудь победит. По крайней мере, Линдберг сделал все, чтобы доказать: женщины выглядят красиво и без ретуши.

Тильда Суинтон для январского номера Vogue Japan (instagram.com)
Меган Маркл в съемке для Vanity Fair, 2017 год (instagram.com)
Съемка Джулианны Мур в 2016 году (instagram.com)

Фото: Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2019
Game of Thrones