Слово «метавселенная» все стремительнее входит в модный словарь, ведь самые именитые марки с удовольствием используют технологии в своих рекламных кампейнах. Сегодня 3D-моделями и нарисованной одеждой едва ли можно кого-то удивить. Видео с оцифрованными сумками Jacquemus набирают миллионы просмотров, на рекламных билбордах и обложках журналов красуются аватары Zlu или Imma Gram, а примерить новые образы с прошедшей недели моды можно не вставая с дивана. Однако вопрос о том, как развивается digital fashion, остается открытым. От «скинов» в видеоиграх до мировых подиумов — пристегивайте ремни и готовьтесь к экскурсии по иной реальности.
Виктория Строганова, преподаватель курса Digital Fashion в школе Fashion Factory и маркетолог Web 3.0, рассказывает, что цифровая мода берет свое начало с компьютерных игр 90-х, когда появились так называемые игровые «скины» (детали внешнего облика персонажа). Но первопроходцем этой категории как отдельного направления в модной индустрии стала Кэт Тейлор aka Cattytay, которая начала оцифровывать вещи известных брендов (Gucci, Off-White, Balenciaga и других) в 2015-м. Позднее, в 2018-м, бренд Carlings стал выпускать одежду, которая существует только в цифровом виде.
Год спустя digital fashion стартап The Fabricant смог продать уникальное цифровое платье за рекордные 9500$. В совокупности с ограничениями в период пандемии это событие стало драйвером рынка цифровой моды. С тех пор индустрия стремительно развивается: за последнее время появились маркетплейсы, продающие как «серийную», так и уникальную (NFT) цифровую одежду, а в приложениях стало возможно примерять вещи известных брендов и начинающих дизайнеров в дополненной реальности.
В России два параллельных мира столкнулись благодаря Регине Турбиной — она является автором не только первого проданного цифрового наряда в стране, но и основательницей digital fashion маркетплейса replicant.fashion, а также международного NFT-маркетплейса цифровой моды artisant.io.
В образовательной сфере первенство, безусловно, принадлежит отечественной школе Fashion Factory, которая запустила курс по цифровой моде, а также провела 5 крупных конференций, объединивших главных визионеров индустрии.
«Безусловно, я бы с уверенностью сказала, что на данный момент такой курс необходим владельцам брендов и дизайнерам одежды. Это нужно для того, чтобы сформировать четкое понимание влияния технологий на модный рынок, которое упрощает многие процессы работы, и, конечно, чтобы не отставать от конкурентов», — комментирует Мария Аббасова, продюсер направления Digital Fashion школы Fashion Factory School.
Западное комьюнити познает цифровую моду не менее активно — такие учебные заведения, как Parsons School of Design, Central Saint Martins и Istituto Marangoni, охотно вводят ее изучение в свои образовательные программы.
Но чьими руками создается новое движение индустрии? Виктория Строганова отмечает, что в каждой из категорий цифровой моды можно выделить своих законодателей. Так, среди digital-дизайнеров очень популярны Yimeng Yu и Davina Indida, в нарядах которых мы видели уже многих российских селебрити — например, Настю Ивлееву, Дину Саеву и Клаву Коку.
Бренд цифровых кроссовок RTFKT и вовсе удостоился инвестиций от Nike. Это говорит о тесном взаимодействии привычной нам моды с digital-миром, что неудивительно: нейросеть способна стать настоящим помощником для дизайнеров и стилистов. Ярчайший пример — российский маркетплейс Lamoda, где искусственный интеллект помогает покупателям составлять полноценные образы.
Вот только такое продуктивное сотрудничество между вселенными рискует обернуться настоящей борьбой за лидирующие позиции, ведь виртуальная реальность предоставляет творцам гораздо больше возможностей. Законов физики здесь не существует — а значит, креатив не имеет границ.
Этим активно пользуется, например, команда бренда Xtended Reality, создавая наряды в виде хвоста русалки или огромных щупальцев осьминогов. «Современная цифровая мода часто вдохновляется фантастическими мирами и дизайнами, а с развитием и внедрением искусственного интеллекта это направление стало еще более популярным. Но также есть множество более „приземленных“ или, наоборот, нетипичных течений в digital fashion — от цифровых „двойников“ коллекций, повторяющих реальные образы, до виртуального апсайкла, одежды для животных или цифрового латексного белья», — отмечает Виктория.
Другое преимущество digital fashion — доступность и экологичность. Минимальное количество ресурсов позволяет дизайнерам ускорять цикл производства и продажи, делая изделия более выгодными для потребителей, а также безвредными для окружающей среды. Подтверждение этого — успешно развивающийся бренд Svoya, созданный русскими дизайнерами.
На данный момент в цифровой моде можно выделить несколько направлений: 3D-моделирование с целью дальнейшего производства и 3D-моделирование для метавселенной или, иными словами, любой виртуальной реальности (в том числе на различных платформах для общения).
Виктория Строганова объясняет, что в зависимости от направления digital fashion может являться способом продвижения как реальных, так и полностью вымышленных коллекций, а также позволяет брендам дополнительно зарабатывать, тестировать ассортимент или просто развлекать свою целевую аудиторию. Для модных обывателей же это не только способ творческого самовыражения в «другом» мире, но и удобный инструмент виртуальной примерки понравившихся моделей или возможность через токены бренда стать членом фан-клуба с доступом к эксклюзивным предложениям и закрытым мероприятиям.
Впрочем, даже несмотря на многочисленные примеры успешных кейсов, цифровая мода едва ли заменит физическую, но, возможно, станет ее частью. Какой — время покажет.
Фото: архив пресс-служб