Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России

Слово «метавселенная» все стремительнее входит в модный словарь, ведь самые именитые марки с удовольствием используют технологии в своих рекламных кампейнах. Сегодня 3D-моделями и нарисованной одеждой едва ли можно кого-то удивить. Видео с оцифрованными сумками Jacquemus набирают миллионы просмотров, на рекламных билбордах и обложках журналов красуются аватары Zlu или Imma Gram, а примерить новые образы с прошедшей недели моды можно не вставая с дивана. Однако вопрос о том, как развивается digital fashion, остается открытым. От «скинов» в видеоиграх до мировых подиумов — пристегивайте ремни и готовьтесь к экскурсии по иной реальности.  

Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Zlu
Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Imma Gram

Виктория Строганова, преподаватель курса Digital Fashion в школе Fashion Factory и маркетолог Web 3.0, рассказывает, что цифровая мода берет свое начало с компьютерных игр 90-х, когда появились так называемые игровые «скины» (детали внешнего облика персонажа). Но первопроходцем этой категории как отдельного направления в модной индустрии стала Кэт Тейлор aka Cattytay, которая начала оцифровывать вещи известных брендов (Gucci, Off-White, Balenciaga и других) в 2015-м. Позднее, в 2018-м, бренд Carlings стал выпускать одежду, которая существует только в цифровом виде.

Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Cattytay
Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Carlings

Год спустя digital fashion стартап The Fabricant смог продать уникальное цифровое платье за рекордные 9500$. В совокупности с ограничениями в период пандемии это событие стало драйвером рынка цифровой моды. С тех пор индустрия стремительно развивается: за последнее время появились маркетплейсы, продающие как «серийную», так и уникальную (NFT) цифровую одежду, а в приложениях стало возможно примерять вещи известных брендов и начинающих дизайнеров в дополненной реальности. 

Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
The Fabricant

В России два параллельных мира столкнулись благодаря Регине Турбиной — она является автором не только первого проданного цифрового наряда в стране, но и основательницей digital fashion маркетплейса replicant.fashion, а также международного NFT-маркетплейса цифровой моды artisant.io.

Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
replicant.fashion
Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
artisant.io

В образовательной сфере первенство, безусловно, принадлежит отечественной школе Fashion Factory, которая запустила курс по цифровой моде, а также провела 5 крупных конференций, объединивших главных визионеров индустрии.

«Безусловно, я бы с уверенностью сказала, что на данный момент такой курс необходим владельцам брендов и дизайнерам одежды. Это нужно для того, чтобы сформировать четкое понимание влияния технологий на модный рынок, которое упрощает многие процессы работы, и, конечно, чтобы не отставать от конкурентов», — комментирует Мария Аббасова, продюсер направления Digital Fashion школы Fashion Factory School.

Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России

Западное комьюнити познает цифровую моду не менее активно — такие учебные заведения, как Parsons School of Design, Central Saint Martins и Istituto Marangoni, охотно вводят ее изучение в свои образовательные программы.

Но чьими руками создается новое движение индустрии? Виктория Строганова отмечает, что в каждой из категорий цифровой моды можно выделить своих законодателей. Так, среди digital-дизайнеров очень популярны Yimeng Yu и Davina Indida, в нарядах которых мы видели уже многих российских селебрити — например, Настю Ивлееву, Дину Саеву и Клаву Коку.

Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Yimeng Yu
Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Davina Indida

Бренд цифровых кроссовок RTFKT и вовсе удостоился инвестиций от Nike. Это говорит о тесном взаимодействии привычной нам моды с digital-миром, что неудивительно: нейросеть способна стать настоящим помощником для дизайнеров и стилистов. Ярчайший пример — российский маркетплейс Lamoda, где искусственный интеллект помогает покупателям составлять полноценные образы. 

Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
RTFKT х Nike
Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Lamoda

Вот только такое продуктивное сотрудничество между вселенными рискует обернуться настоящей борьбой за лидирующие позиции, ведь виртуальная реальность предоставляет творцам гораздо больше возможностей. Законов физики здесь не существует — а значит, креатив не имеет границ.

Этим активно пользуется, например, команда бренда Xtended Reality, создавая наряды в виде хвоста русалки или огромных щупальцев осьминогов. «Современная цифровая мода часто вдохновляется фантастическими мирами и дизайнами, а с развитием и внедрением искусственного интеллекта это направление стало еще более популярным. Но также есть множество более „приземленных“ или, наоборот, нетипичных течений в digital fashion — от цифровых „двойников“ коллекций, повторяющих реальные образы, до виртуального апсайкла, одежды для животных или цифрового латексного белья», — отмечает Виктория.

Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Xtended Reality
Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Xtended Reality

Другое преимущество digital fashion — доступность и экологичность. Минимальное количество ресурсов позволяет дизайнерам ускорять цикл производства и продажи, делая изделия более выгодными для потребителей, а также безвредными для окружающей среды. Подтверждение этого — успешно развивающийся бренд Svoya, созданный русскими дизайнерами. 

Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Svoya
Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Svoya

На данный момент в цифровой моде можно выделить несколько направлений: 3D-моделирование с целью дальнейшего производства и 3D-моделирование для метавселенной или, иными словами, любой виртуальной реальности (в том числе на различных платформах для общения).

Виктория Строганова объясняет, что в зависимости от направления digital fashion может являться способом продвижения как реальных, так и полностью вымышленных коллекций, а также позволяет брендам дополнительно зарабатывать, тестировать ассортимент или просто развлекать свою целевую аудиторию. Для модных обывателей же это не только способ творческого самовыражения в «другом» мире, но и удобный инструмент виртуальной примерки понравившихся моделей или возможность через токены бренда стать членом фан-клуба с доступом к эксклюзивным предложениям и закрытым мероприятиям.

Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России
Цифровая мода от А до Я: полный гид по digital fashion в России

Впрочем, даже несмотря на многочисленные примеры успешных кейсов, цифровая мода едва ли заменит физическую, но, возможно, станет ее частью. Какой — время покажет.

Фото: архив пресс-служб