Драгоценная Индия: ювелирные традиции одной из самых загадочных стран мира

Жители Индии не представляют своей жизни без украшений: если в других странах спрос на драгоценности падает, то здесь он только растет. Вместе с экспертом по драгоценным камням разбираемся в самых впечатляющих ювелирных техниках изготовления украшений, которые известны во всем мире.

Индия – та страна, где жизнь людей и ювелирные украшения тесно переплетены друг с другом. На протяжении пяти тысяч лет украшения являются частью культуры страны. Драгоценности здесь – это как набор ярко выраженных символов и кодов, по которым окружающие практически за миг могут определить благосостояние человека, семейное положение, статус в обществе и вкус.

При выборе украшений жители часто отдают предпочтение тем изделиям, которые были созданы местными производителями, дизайнерами и в традиционных техниках. На праздники, свадьбу и особые даты люди также любят носить именно их. И давайте рассмотрим некоторые техники изготовления, которые заслуживают особого внимания.

Минакари

Это искусство украшения поверхности с помощью горячей эмали, которое раньше передавалась из уст в уста. Редкое ремесло было привезено в Индию персидскими мастерами в XVII веке во времена правления Великих Моголов. Слово «мину» с персидского означает «небеса». По этой причине эту технику еще называют лазурной эмалью. Идея заключается в том, чтобы на поверхности предмета создать красивый рисунок, узор или картину. Такие украшения были особенно востребованы высшим обществом, чтобы продемонстрировать вкус, богатство и власть. Более того, тонкая работа требует терпения, точности и мастерства. Часто минакари наносится на внутреннюю поверхность ювелирного украшения. Эта часть скрыта от глаз любопытной публики и будучи красивым и дорогостоящим секретом может радовать своего владельца.

Можно выделить три разновидности минакари.

Первая из них самая популярная – Эк Ранг Кхула Мина, когда мастера работают с одним цветом эмали. Такая разновидность чаще используется для создания свадебных украшений.

Вторая – Панч Ранги Мина. Многоцветный стиль характерен тем, что доминируют уже пять цветов эмали: темно и светло-синий, красный, белый и зеленый. В этом случае создается более традиционный яркий и насыщенный внешний вид рисунка.

И третья разновидность ­­– Гулаби Мина, которая вдохновлена нежным румянцем роз. В этом стиле доминирует розовый цвет. Город Варанаси в штате Уттар-Прадеш знаменит своими фирменными богатыми розовыми оттенками, получаемыми из розы (Гулаба). Мотивы цветка лотоса и роза – самые популярные. В этом городе живут известные мастера, которые в пятом поколении работают над созданием шедевров.

Кундан

Эта техника закрепки камней известна в Индии с глубокой древности, кундан в переводе означает высокоочищенное золото. Во времена правления Великих Моголов такие украшения достигли своего рассвета. Тогда себе их могли позволить очень богатые или известные люди, со временем изделия с подобной закрепкой дошли практически до всех. В настоящее время для местных невест изготавливается множество украшений, выполненных в этой удивительной технике.

Закрепив в гнездах драгоценные камни, мастер оборачивал их узкими и тонкими лентами золота высочайшей очистки. Это и позволяло добиться наилучшего сцепления металла, не подвергая его нагреванию.

Плотно сжатые слои золотой фольги прочно удерживают камни на своем месте. При этом ювелир может расположить самоцветы близко друг к другу, создавая нужный узор.

Причем, если обратить внимание на старинные украшения, можно увидеть, что многие камни в них не одинаковые по форме и размеру, однако это недостаток не бросается в глаза. Все они вместе образуют симметричный рисунок. Благодаря технике кундан у мастера появлялась возможность скрыть несовершенные формы камней, чтобы идея общего рисунка была воплощена должным образом и приковывала восхищенные взгляды.

Бидри

Способ художественной обработки металла, который берет свое начало в XVI веке в городе Бидар в штате Карнатака во время правления султанов Бахманидов.

Одна из легенд рассказывает о мастере, овладевшим этим искусством. Жил он очень бедно, а на жизнь себе зарабатывал тем, что делал фигурки из дерева, как и многие другие, поэтому заработок был крайне скромен. Как-то раз высекая новый предмет, он отрубил себе часть руки. Он ужаса произошедшего он стал рыдать и стонать, приговаривая, что теперь его семье будет нечем питаться и они умрут с голода.

И вдруг перед ним предстал садху – святой, который поделился секретом техники, которая принесет ему достойные деньги. Главным условием было: использовать знания по совести, а не как средство обогащения, а эту информацию передавать лишь от отца к старшему сыну.

Так однорукий мастер стал известен в округе. К нему сходились люди, которые хотели посмотреть на фигурки, любуясь изяществом плавных линий раскрывающихся цветов, гибкостью движений танцовщиц, грацией и скоростью диких животных.

Бидри – многоступенчатый трудозатратный процесс, который выполняется вручную.

На подготовленную металлическую поверхность из сплава меди и цинка наносится гравировка. Далее в этот узор укладывают тонкую серебряную нить, которая тщательно вбивается в канавки. Позже происходит процесс финальной обработки и чернения изделия.

А еще это важное ремесло, которое дает множество изделий для экспорта. Предметы, выполненные в такой технике, считаются символом богатства.

Древние индийцы, говоря о своей стране, употребляли эпитет «золотая птица», где камни олицетворяли для них вечность, а драгоценные украшения – жизнь. И точно, несмотря на пролетевшие века, драгоценности доносят в своем клюве до наших дней богатство знаний предков, раскрывая крылом многогранную жизнь.

Об эксперте:
Юлия Иртюга

Юлия Иртюга – эксперт по драгоценным камням, ювелирный маркетолог.

Фото: Getty Images