Наши предки прекрасно знали о том, какую силу имеет одежда: народный костюм часто нес информацию о тех, кто его носил. От семейного положения до места проживания — уходящий корнями в глубокое прошлое традиционный русский наряд заключал в себе множество смыслов. Они часто передавались от поколения к поколению, пока не были утрачены. Но насовсем ли? Аккумулируя опыт предшественников, отечественные дизайнеры создают новое, вдохновляясь хорошо забытым старым. Рассказываем о том, что получается в конечном итоге.
Поля Дивика
Орнаментальные лоскутные композиции стали популярны в России еще в XIX веке. А с 1970-х годов их стали исследовать как объект искусства и собирать крупные выставки. Одна из них состоялась в Строгановском дворце в прошлом году с целью представить лучшие образцы лоскутного шитья, создаваемого в деревнях, селах и малых городах страны. Распространение данной техники было связано с появлением фабричных ситцев, представляющих собой куски ткани с набивным рисунком. Постепенно они становились неотъемлемой частью быта низших классов, проникая в обиход в самых разных формах. Например, из кусочков отслуживших свой срок вещей шили одеяла или телогрейки. Помимо творческой составляющей, наши предки преследовали и практические цели: такое решение позволяло существенно экономить.
В наше время лоскутное шитье, или пэчворк, стало популярно еще и благодаря своей экологичности: давая вторую жизнь вещам, мы сокращаем количество неразумного потребления. Дизайнер Поля Дивика, кажется, знает об этом не понаслышке: ее творения —образец адаптации народной техники к современным реалиям. Куртки и телогрейки, каждая из которых подходит для мужчин, отличаются как яркостью, так и теплотой, поскольку являются стегаными. Лоскуты берутся с остатков производства различных мастерских и ателье.
Sovorotka
«Без лубочности и театральности», — предупреждают создатели бренда, которые избирают своим фокусом органичное встраивание элемента народного костюма в базовый гардероб. Косоворотка — традиционная рубашка с косым воротом, которую часто носили навыпуск, подпоясывая шелковым или тканым ремнем. Академик Дмитрий Лихачев полагал, что смещенный в сторону вырез на груди отнюдь не случаен: он был необходим крестьянину для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. В современных реалиях такая рубашка может стать не менее удобной и комфортной альтернативой классической: создатели марки утверждают, что носить ее можно даже в офис с пиджаком. Выполненные из 100-процентного хлопка, такие вещи подойдут и для высоких температур, а собственное производство в Московской области, Иваново, Туле, Краснодаре и Санкт-Петербурге гарантирует качественное исполнение.
Varvara Zenina
Проект «Новый русский», изучающий современную моду в России, отдельно отмечает мужскую коллекцию бренда Varvara Zenina. И действительно, не восхититься ей невозможно: здесь и армяк из тонкого шинельного сукна, и худи с традиционным каргопольским узором. Кстати, в каталоге можно найти даже оверсайз-косоворотки из вареного хлопка: прекрасная иллюстрация того, как современный крой может превратить историческую вещь в остроактуальное и нестандартное дополнение мужского гардероба. Некоторые принты, используемые для создания одежды, даже хранятся во Всероссийском музее декоративного искусства: например, штамп с охотником прямиком из XIX века. Сама Варвара подчеркивает, что стремится сочетать культурную память и философию традиционализма с движением вперед.
Anton Lisin
Антон Лисин — дизайнер, который создает отечественную уличную моду. Эстетика бренда вдохновлена русской ментальностью, религией и эстетикой мрачной глубинки. Отсюда изобилие черного цвета, открытки из нулевых, шутливые надписи в качестве принтов и даже серия футболок, посвященная ритуальным маскам народов России. Дизайнер признается, что некоторые позиции вдохновлены монашеским облачением. Молодая марка — своеобразный протест против мейнстрима и двойных стандартов. В связи с этим коллекции преисполнены искренности и оригинальности, что привносит в привычные вещи особый культурный почерк.
Фото: архивы пресс-служб