После успешного выхода на российские экраны «Мастера и Маргариты» зрители стали по-другому относиться к отечественному кинематографу. Все вновь ждут премьер, чтобы оценить и сюжет, и костюмы новых работ. Экранизацию романа Булгакова сместил еще один долгожданный фильм — «Онегин», снятый режиссером Сариком Андреасяном. Картина с 7 марта, даты выхода, стала лидером проката и покорила зрителей эффектными нарядами Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны и Ольги Лариных. О том, как создавались образы, редакции Marie Claire рассказала художник по костюмам Гульнара Шахмилова.
Сотни костюмов за рекордные сроки
Всего командой было создано 400 костюмов, около 200 украшений, 120 пар обуви, 180 палантинов и 30 дизайнерских шляпок — именно на одежду, аксессуары и украшения была выделена одна из самых крупных статей бюджета всего фильма. Время на эскизы, разработку и производство образов оказалось ограниченным: дизайнеры приступили к работе лишь за несколько месяцев до начала съемок (читайте также: Магия «Мастера и Маргариты»: как создавались самые красивые костюмы в истории российского кино).
«Разработку концепции костюмов начали в рекордно короткие сроки, за два месяца до мотора. Благодаря моей команде, моим ассистентам, мы быстро начали собирать материалы и делать эскизы, наброски на героев, продумывая характер персонажа через цвет и детали, которые бы показывали развитие персонажей и сюжетной линии, будь то нежная пастель или насыщенные оттенки», — рассказала Гульнара Шахмилова.
Работали дизайнеры и технологи с гравюрами и выкройками того времени, чтобы максимально приблизить посадку и внешний вид исторических платьев и костюмов. Но без трудностей не обошлось: лекала не совпали с современным строением тела. Гульнара Шахмилова буквально «сажала» костюм на каждого актера, меняя все выкройки. Отметить стоит и то, что она не стремилась дословно воспроизвести образы пушкинской эпохи.
«Профессию художника по костюму стоит отнести к рангу творческих, и, несмотря на стремление создать доподлинные образы, мы нередко позволяем себе отходить от документальной фактуры и действовать свободнее. Это не сухой исторический отчет пушкинской эпохи, это возможность увидеть красоту персонажа и его историю, дать зрителю наслаждение от целостности картины, задачи режиссера».
Каждая деталь костюма «работает» в кадре
Художник по костюмам объединила в образах героев сразу несколько модных эпох: регентства, французского ампира, классицизма и романтизма. Задача Гульнары Шахмиловой была не в том, чтобы сделать копию платьев прошлых столетий, а передать зрителю дух того времени. За основу были взяты основные элементы моды пушкинского времени: шали, спенсер и галстуки. Особое внимание было уделено воротникам, кружеву, подолам платьев (читайте также: 10 фильмов с самыми красивыми костюмами за всю историю кино).
«Как денди лондонский одет»: образ Евгения Онегина
Образ Онегина намеренно контрастирует с деревней, куда он приезжает из Петербурга к умирающему дяде. Местные жители ходят в простой и скучной одежде, от чего отвык «лондонский денди». Сам Евгений, уставший от столичных танцев и светских бесед, одет с иголочки: безупречные приталенные фраки, цилиндры, приталенные пальто с меховыми воротниками, сложно завязанные галстуки, винтажные пуговицы и шатлены — все было изготовлено вручную.
«Столичные костюмы нашего героя сильно отличаются от деревенских. В деревне мы хотели подчеркнуть ощущение расслабленной самоуспокоенности, скуку и свободу, отстраненность от столичного лоска и усталость от общества. Добивались этого фактурой ткани и цветовой гаммой — более природной и спокойной. Тщательно подбирали цвета и оттенки для одежды, у Онегина был синий, зеленый и несколько цветов земляных оттенков, что роднило его с образом Татьяны», — рассказала Гульнара Шахмилова.
Тем не менее, Онегин все равно оставался франтом, поэтому даже там на нем был идеальный вельветовый редингтон, который летом он сменял на льняную модель. Домашняя одежда у него тоже была самая модная и дорогая: в имении герой расхаживал в шелковом баньяне, напоминающем длинный халат с бархатным декором, и в бархатных темно-бордовых тапочках (читайте также: Плохая привычка: домашняя одежда, от которой вы должны срочно избавиться).
Пушкинский идеал женщины: образ Татьяны Лариной
Встречаем мы Татьяну простой и свободной девушкой, которой чужды дорогие украшения, роскошные пышные платья. Она носит белые блузы с сарафанами, во всех ее образах прикрыты руки — она закрытая и отстраненная.
«Семья Лариных является представителем провинции, и чтобы показать это, мы использовали простоту тканей и ее фактуру. Наряды героинь в основном состояли из ситцевых тканей, льна, батиста».
Ее образ меняется после замужества: он становится темным, нарочито богатым. Пышные платья в пол, длинные перчатки, многоярусные жемчуга, длинные серьги — все то, что раньше отрицала Татьяна Ларина, становится ее повседневностью. Облик ее перестает быть легким и свободным (читайте также: Полный гид по самым модным платьям весны и лета 2024: от цветочных до офисных).
«В замужестве все платья Татьяны уходят в „тяжелый люкс“, добавляются украшения в соответствии с ее статусом, цвета и ткани становятся тяжелее, дороже — это шелк, парча, батист, бархат. Преобладающие цвета — бордовый, фиолетовый и синий, что говорит о ее одиночестве, принятии, жизни в замужестве, роскоши, но все это без любви», — рассказала художник по костюмам.
Легкая и романтичная: образ Ольги Лариной
Ольга отличается от своей сестры не только характером, но и стилем: в ее гардеробе много светлых пастельных тонов, цветочного узора, рюш, женственного кружева. Легкие платья, ленты, игривые манжеты, соломенные и кружевные шляпки — каждая деталь в ее образе подчеркивает очаровательность и простодушность героини.
Романтик и поэт: образ Владимира Ленского
Цветовая палитра у Ленского перекликается с гардеробом Ольги, как и у Онегина с Татьяной, создавая ощущение, что они станут идеальной парой, так как они оба — поверхностны и легки. Герой отдает предпочтение пастельным оттенкам в одежде: костюмы в песочных оттенках, белоснежные рубашки придают ему ту самую романтичность, которую отражает его тяга к писательству и простота характера.
«В его истории тоже есть рост в цвете. На балу красный фрак и жилет в бордовую крапинку говорит о предвестнике его смерти. Бордовый фрак на прощание с Ольгой — как ощущение неизбежности и фатальности. Всю влюбленность он в светлых тонах».
Фото: архивы пресс-служб