Гардероб Романовых: кто создавал роскошные наряды российских императриц
Ксения Александровна, Александра Федоровна с Николаем II

Принято считать, что платья русским императрицам шили в Европе: за дело брались лучшие французские, немецкие, испанские портные. Они, действительно, обращались к зарубежным модным Домам за нарядами, однако некоторые из правительниц прославляли также и отечественных мастеров, которые лучше других понимали их желания и потребности.

В русской истории значится четыре великих имени, за которыми стоят одни из самых невероятных и роскошных вечерних и свадебных платьев для императриц. Дизайнеры создавали первые модные Дома в России и устраивали показы мод. Кто раньше правил стилем в стране — рассказываем в материале.

Ольга Бульбенкова

Считается, что Ольга Бульбенкова основала первый модный Дом в России. Она родилась в 1835 году в Нижнем Новгороде в семье священника, а позже была удочерена своей же тетей. Та была замужем за купцом из Петербурга, поэтому юношество у будущего модельера складывалось наилучшим образом. Она училась в одной из престижных портновских мастерских у мадам Уат, вскоре стала сама проводить там семинары, а затем и руководить ателье.

Гардероб Романовых: кто создавал роскошные наряды российских императриц
Платье мастерской Ольги Бульбенковой
Гардероб Романовых: кто создавал роскошные наряды российских императриц
Свадебный наряд Ксении Александровны

Мастерская создавала наряды для императорской семьи: это были и парадные костюмы, и одежда для коронационных процессий, и свадебные образы. Располагался модный Дом, что творил революцию стиля в России, на Екатерининском канале, 68. Ольге Бульбенковой было нелегко в этом попроще — ей приходилось конкурировать за лучшие платья с иностранными кутюрье. Ее «подчерк» был узнаваем: она искусно расшивала наряды золотыми нитями. В 1894 году дизайнер создала свадебное платье для княгини Ксении Александровны Романовой.

В 1910 году Ольга Бульбенкова ушла на пенсию, а мастерскую передала племяннице Ариадне Виллим. Но Октябрьская революция не позволила развиваться модному Дому, и последний крупный заказ датируется 1913 годом — им стали наряды к празднованию 300-летия Дома Романовых (читайте также: Сокровища Романовых: самые роскошные коронационные платья российских императриц, от которых захватывает дух).

Надежда Ламанова

Гардероб Романовых: кто создавал роскошные наряды российских императриц
Портрет Надежды Ламановой художника Валентина Серова

Ее называли «русской Коко Шанель», ведь именно она создавала в свое время русскую и советскую моду. Надежда Ламанова родилась в 1861 году в Нижегородской губернии в многодетной семье генерала-майора из обедневшего дворянского рода. Она отучилась в Мариинском женском училище, после которого могла преподавать крестьянским детям географию, но к профессии, как у вы уже могли догадаться, она не приступила. В 20 лет Ламанова уехала в Москву, где самостоятельно зарабатывала на жизнь и училась школе кройки и шитья Ольги Суворовой. Через два года она устроилась на работу в Мастерскую Войткевич и там же стала ведущей закройщицей.

Модельер отличалась строгостью, высоким качеством шитья и вкусом — все это позволило ей быстро найти своих клиентов и в 24 года открыть свое ателье. В конце 1890-х о платье от Ламановой мечтали все женщины, в том числе и при императорском дворе. Так, в 1898 году она стала создавать наряды для Елизаветы Федоровны, а с 1904 года — для Александры Федоровны (читайте также: Звезда эпохи: как Надежда Ламанова стала любимым модельером императрицы и советских женщин).

Гардероб Романовых: кто создавал роскошные наряды российских императриц
После октябрьской революции Надежда Ламанова стала шить простые платья, которые могли носить массово.

«Насколько широк был размах работы Надежды Петровны можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия… Она была подлинным гением костюма… Как-то я сказал Надежде Петровне: „Надежда Петровна, вы — гениальны!“ На что она, как бы удивившись, что в этом можно сомневаться: „Конечно!“ Да, я не преувеличиваю, она в своей области была действительно гениальна», — написал художник Григорий Леман в «Воспоминаниях».

Анна Гиндус

Конец XIX и начало XX веков во всем мире ознаменовались женским шармом, изящностью и пышностью. Платья создавались по модным гравюрам французских художников — у нарядов были рюши, подолы со шлейфом, меховые накидки, ажурные воротники. Дамы напоминали цветы: тугой корсет плавно переходил в многослойную юбку, словно стебель в бутон.

В России за шик отвечала Анна Гиндус, родившаяся по неточным сохранившимся данным в 1869 году в Полтаве. За модой она погналась в Париж, где училась шитью у одной из первых выдающихся женщин-кутюрье — Жанны Пакен. Переняв новаторский опыт мастера, Анна вернулась в Санкт-Петербург, где открыла ателье «Гиндус» в доме 45 на улице Моховой. Успех пришел к ней почти сразу, но не без помощи старшей сестры Марии: та вышла замуж за Юрия Грюнберга, писателя и близкого друга художника Валентина Серова.

Гардероб Романовых: кто создавал роскошные наряды российских императриц
Портрет Валентина Серова «А.Г. Гиндус», 1910–1911 годы

Из подвального помещения с двумя швеями Дом моды Анны Гиндус превратился в центр столицы, где изготавливались самые красивые платья из атласа, шелка, бархата, шифона, украшенные бисером и серебряным кружевом. Мечтали дамы и о фетровой шляпке «Гиндус», ведь чем крупнее и ярче она была, тем больше внимание на них обращали. Вкусу дизайнера доверяли все без исключения. Ателье отшивало наряды не только знати, но и императорскому театру, что являлось небывалым успехом для кутюрье. Вскоре она стала личным портным царской семьи.

Анна любила наряжаться и ей нравилось, когда женщина выглядит достойно, именно поэтому она устраивала камерные показы своих коллекций, чтобы показать, как следует одеваться в том или ином сезоне. Однако продолжить историю знаменитому модельеру не удалось: настала революция, и не в силах смотреть на разрушение дела всей своей жизни, она вновь бросилась в Париж, который однажды ее так радушно принял, но и там настали смутные времена. Скончалась Анна Гиндус 27 января 1925 года в Париже. Сегодня ее платья можно увидеть в Эрмитаже и Государственном историческом музее.

Семья Бризак

Ателье, в котором в скором времени желали шить себе платья самые богатые семьи России, было открыто супружеской парой из Франции в 1855 году в Санкт-Петербурге. Почти сразу же оно стало создавать наряды для императорской семьи: в шелковые платья «Бризак» одевались Мария, а затем и Александра Федоровны, а также их дочери. Мастерская вскоре была передана сыну Бризак — Альберу и его жене, которые и принесли модному Дому славу (читайте также: История свадебного платья Александры Федоровны — последней российской императрицы).

Гардероб Романовых: кто создавал роскошные наряды российских императриц
Александра Федоровна с Николаем II
Гардероб Романовых: кто создавал роскошные наряды российских императриц
Александра Федоровна с Николаем II

Каждое парадное платье было на вес золота: модельеры закупали дорогие ткани в Европе, но светских дам это устраивало, хотя поговаривают, что Александре Федоровне часто приходилось торговаться. В 1911 году Альбер передал дело сыну Рене. Тот совсем не интересовался семейным бизнесом: о каких тканях и кружеве могла идти речь, если его вдохновляли автомобили? Но все же предложение от родителей он принял. Создавать моду в России ему помогла супруга Ядвиге Трейден, старшая дочь известного ювелира в Петербурге, которая с началом Первой мировой война и отъездом Рене возглавила мастерскую.

В 1916 году Альбер Бризак скончался. Рене вернулся на родину, но продолжить дело отца не смог — после революции его счета заблокировали и жестоко отобрали у него модный Дом. В 1918 году он вместе с женой и матерью переехал во Францию, а «Бризак» достался новой России. Рене был рад лишь одному: его отец не увидел всего то, что случилось.

Фото: Legion Media