«Не проводите много времени в социальных сетях — быстрый дофамин вредит вашему мозгу» — большинство статей о психологии содержат это предостережение. Но даже если мы откажемся от телефона вовсе, то современный мир не даст нам скрыться от источников быстрого дофамина.
Желание получить удовольствие здесь и сейчас в первую очередь проникло в моду. Еще во время коронавируса в 2020 году дизайнеры открыли для себя тренд dopamine dressing, согласно которому можно составлять образы, вызывающие всплеск гормонов счастья в крови.
Что такое dopamine dressing — 3 составляющих
Все цвета радуги
Prada 2022
Giambattista Valli, 2022
Самые яркие цвета из палитры, комбинирующиеся между собой в одном образе — вот закон «дофаминовой» моды. Не зря в том же 2020 году появился тренд Indie kid — мы сочетали кислотные цвета между собой. Тогда же бренды стали выводить на подиум моделей, которые, казалось, вообще не задумывались о сочетании цветов — главное, чтобы все оттенки были заметными. И тут логика проста: серый, черный, бежевый — явно не самые веселые цвета, так что в ход идут их противоположности.
Как из детского отдела
На дворе лето, а твоя единственная проблема — подобрать наряд, как у феи Блум из «Винкс», чтобы поиграть с девочками во дворе. Детство — хотя оно у всех было разное — для большинства из нас все же ассоциируется со счастьем. Поэтому его отголоски видны в dopamine dressing: мы придерживаемся совсем «не взрослой» палитры цветов, носим baby tees — самую модную футболку лета 2025, как будто снятую с ребенка (читайте также: Baby tee — самая трендовая футболка лета 2025).
Сложный крой в одежде
Prada, 2022
Giambattista Valli, 2022
Базовая белая футболка и джинсы помогут вам устроиться ассистентом к сестрам Олсен в The Row, но не принесут дофамина — ведь в таком луке нет ничего нового, дерзкого, взрывного. То ли дело смелые фасоны от гиперболизированного оверсайза в стиле Balenciaga до воздушных, словно облачных платьев Giambattista Valli. Такие образы не вписываются в стиль тихая роскошь, но однозначно вызывают яркие эмоции.
А разве есть минусы?
На первый взгляд кажется, что дофаминовая мода — это подарок от индустрии. Можно наконец отойти от всего однообразного и проявить себя во всей красе. Но если смотреть вглубь, то dopamine dressing отражает очень тяжелые социальные перемены.
Вспомнить хотя бы, как он возник. Во время коронавируса многие устали от локдауна и постоянных переживаний о своем здоровье. Жизнь напоминала зомби-апокалипсис, а дофаминовый тренд стал символом завершения всего, что нас так вымотало. Но разве это хорошо, когда жизнь так нас испытывает на прочность?
Главный цвет 2022 года — Valentino Pink PP, разработанный Пьерпаоло Пиччоли
Valentino, 2022
Вновь dopamine dressing стал модным в 2025 году. И хотя мы и не боимся пандемии, время, знаете ли, тоже не из спокойных. Как в глобальном смысле — и мы о мировых конфликтах, так и в более локальном, личном — люди теряют работу, жалуются на низкие зарплаты и неспособность приобрести имущество.
Мы вновь не решаем свои реальные проблемы, а предпочитаем заглушить их получением быстрого дофамина. Правда, dopamine dressing отныне не только про яркие цвета — мода придумала и другие способы вызывать в нас яркие переживания.
Теперь неотъемлемой частью дофаминового образа стали небольшие и милые вещи — например, брелоки. Погоня за Labubu стала настоящим соревнованием, а распаковка игрушки с надеждой на «тот самый» цвет — интригой, которая не снилась турецким сериалам. Именно это и есть быстрый дофамин — мы хотим во что бы то ни стало получить его, а потом, как правило, обесцениваем и гонимся за чем-то новым.
Брелок на сумке Coach, осень-зима 25/26
Брелок на сумке Fendi, неделя моды осень-зима 25/26
Другой источник радости в современной моде — это гиммики, или ироничные и шутливые вещи. В какой-то момент они стали даже важнее качественного дизайна — бренды теперь соревнуются в том, кто придумает более сумасшедшую и немыслимую вещь, вызывающую эмоции. Клатч в виде томата от Loewe, авоськи Balenciaga, сумка в виде слайса пиццы от Kate Spade, первая сумка Gucci авторства Демны Гвасалия в виде желе, которую хочется потрогать и даже съесть. Такие вещи заставляют улыбнуться, вызывая прилив дофамина.
Калач из коллекции Loewe/25
Balenciaga, 2023
Новая сумка Gucci со слоганом «Слишком красивая, чтобы взять в руки, слишком восхитительная, чтобы не захотеть».
Почему dopamine dressing — это вредно?
Зависимость от трендов
Тренды дофаминовой моды меняются также быстро, как и видео в TikTok, заставляя нас быть зависимыми от ощущений, которые дают вещи. И с одной стороны, это хорошо — есть разнообразие, можно выбрать что-то свое. Но с другой — хочется поспеть за всеми трендами, а это невозможно, так что мы попадаем в дофаминовую ловушку (читайте также: Как «добыть» гормоны счастья: 8 простых способов повысить уровень окситоцина, дофамина и серотонина).
Дизайнер Марк Джейкобс распаковывает новый брелок Лабубу
Подмена понятий
Дофаминовая «игла» жестока — мы гонимся за всем самым модным и трендовым, потому что хотим быстрых эмоций. Но получается так, что на более важные покупки у нас не остается ни сил, ни денег. Таким образом, подменяются понятия — реальные ценности, вроде полноценного чек-апа организма, небольшого ремонта в квартире или путешествия кажутся неважными на фоне покупки новой сумки, ведь она уже есть у всех.
Появившись как безобидный тренд, dopamine dressing стал вызывать зависимость и только вредить нашей психике. Но отказываться от «счастливого» подхода к моде не обязательно. Просто как и во всем, тут важна мера. Так что пусть он ограничится яркими цветами, необычными фактурами и фасонами — а не превращается в одержимость стать самым трендовым.
Фото: Legion Media, социальные сети @themarcjacobs, @gucci