Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок

Многоярусные юбки с подушками, набитые конским волосом, каркасы из обручей, громоздкие конструкции, пристегивающиеся к корсету, турнюры, нижние юбки, счет которых доходил до десятка, — все эти модные ухищрения, приносящие зачастую невыносимые страдания женщинам, стали прообразами современных макси-юбок — более удобных, комфортных и практичных.

До середины XIX века макси-юбка была неотъемлемой частью женского костюма. Все начало меняться с началом активной борьбы женщин за свои права: суфражисткам, выходящим на пикеты, демонстрации и забастовки, требовалась более удобная и комфортная одежда, не сковывающая движения. В длинных юбках с рюшами и оборками активно участвовать в общественной жизни, создавать свои клубы и выступать на площадях француженкам, за которыми следили все европейские модницы, было крайне сложно, и с конца XIX века длина юбки постепенно поползла вверх.

Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Седов Г.С.«Курская мещанка в старинном костюме», Россия, 1871 год
Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Женщина в длинном платье с юбкой со множеством обручей, 1897 год

В начале XX века, примерно с 1910 по 1914 года, в европейскую моду вошли «хромые юбки» — модели, сильно зауженные к щиколотке. Из-за необычного фасона и сильной перетяжки юбки в районе лодыжек создавалось ощущение, что женщина, носящая такую юбку, немного прихрамывала. Основоположницей тренда стала Цецилия Сорель — актриса, которой такая юбка понадобилась для роли. По сценарию, она должна была стоять у колонны, а потом элегантно отделиться от нее. Чтобы это смотрелось органично, необходимо было, чтобы фасон юбки выглядел сродни колонне — таким же плавным и скульптурным.

Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Модель, демонстрирующая платье модного дома Paquin, 1909 год
Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Цецилия Сорель, 1913 год

Как это часто бывает, неудобные и непрактичные фасоны быстро полюбились женщинам, и без зазрения совести светские дамы начали выгуливать «хромые юбки» на вечерах и балах, закрыв глаза на дискомфорт при ходьбе. Примечательно, что такие юбки активно продвигал в массы Поль Пуаре — знаменитый борец за комфорт женщины. Также свои вариации предлагал модный дом Жанны Пакен (она же, к слову, создавала коллекцию длинных юбок с разрезами для танго — крайне популярного в то время направления в танце). Paquin дополняли такие фасоны скрытыми складками, однако решить проблему непрактичности не удалось, и вышли из моды «хромающие» модели так же быстро, как и в нее вошли: для женщины в условиях борьбы за свои права и равенство такие фасоны не подходили.

Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Популярные модели женской одежды 1920-х гг.

В противовес демонстрациям и забастовкам в фабрике грез в это время начинается одна из самых ярких эпох — золотой век Голливуда. Киноиндустрия создала своих законодательниц мод, и здесь юбки и платья макси становятся неотъемлемым атрибутом вечернего туалета: роскошные платья в пол, выполненные из атласа, парчи и шифона, платья с открытыми плечами, подчеркнутой линией талией и декольте носили главные иконы золотой эпохи — актрисы Глория Свенсон, Джин Харлоу, Ава Гарднер, Клара Боу и Пола Негри. Их элегантному стилю подражали тысячи женщин по всему миру.

Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Клара Боу, 1920-е гг.
Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Марлен Дитрих, 1937 год

В повседневный гардероб макси-юбки вернулись уже в тридцатые годы, после банковского кризиса на Уолл-стрит. Крах нью-йоркской биржи и последующая Великая депрессия сместили роскошь Голливуда в сторону практичной одежды, сделав целомудренные макси символом мировой нестабильности. Прародителем «новых макси XX века» стал Жан Пату — французский модельер, один из родоначальников спортивного стиля и любимец американской и европейской элиты. С началом кризиса Пату вернул в моду длину макси, о которой все уже успели позабыть, и чуть позже его примеру последовали другие модельеры, постепенно опуская юбку все ниже и ниже, а к середине 30-х — и до самого пола. Менялась и линия талии: сначала из-за укороченных блуз она стала выше, однако Пату сделал ее линию естественной. Чтобы не отставать от тенденций и при этом сэкономить в трудный экономический период, модницы пришивали к юбкам клинья, оборки или дополнительные отрезы ткани.

Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Джоан Блонделл, примерно 1940-е гг.
Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Мэрилин Монро, 1950-е гг.
Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Элегантные костюмы с юбкой чуть ниже колена от легендарной Коко Шанель, Париж, 1960-е гг.

В 60-х в Лондоне появляется одна из самых скандальных вещей века — мини-юбка, и на волне бешеной популярности длина макси уходит в тень. Историки до сих спорят, кому принадлежит пальма первенства: то ли французу Андре Куррежу, то ли британке Мэри Куант, но факт остается фактом: экстремальная длина — то, чего тогдашним женщинам не хватало. За активную популяризацию мини-юбок Куант даже получила Орден Британской империи за особые экономические заслуги. Ярой противницей новой тенденции стала Коко Шанель, которая ошибочно предрекала, что юбка никогда не поднимется выше колена.

Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Новая икона стиля — Твигги, 1967 год
Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Лондон, 1960-е гг.
Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Мадонна, Нью-Йорк, 1980-е гг.
Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Супермодель Кейт Мосс, начало 1990-х гг.
Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Наталья Водянова, 2013 год
Исторический максимум: 150-летняя эволюция длинных юбок
Виктория Бекхэм, 2016 год

Мода на различную длину кардинально менялась каждый сезон, и в последних коллекциях можно с одинаковым успехом найти как экстремально короткие модели, так и юбки в пол: строгих правил и канонов больше нет. Наиболее простые и выигрышные сочетания получаются с базовыми вещами — например, лаконичной рубашкой или футболкой, заправленной в юбку-макси. В противовес к простому верху можно выбрать необычный низ — например, асимметричную юбку в пол с клиньями или вырезами.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб