Легендарный Рой Холстон: как самый звездный дизайнер 70-х создал и потерял свою модную империю

Культовый американский дизайнер Рой Холстон Фроуик родился в городе Де-Мойне, штат Айова, в простой семье бухгалтера, который, мягко говоря, не поддерживал увлечения своего сына. В детстве Рой любил создавать одежду и шляпки для своей мамы и сестры, позже учился в Чикагском институте искусств.

Недолго проработав мерчендайзером в Чикаго, Рой едет покорять Нью-Йорк и позже открывает свой бутик в партнерстве со знаменитым универмагом Bergdorf Goodman. Кстати, именно Холстон создал фетровую шляпку-таблетку для Джеки Кеннеди в 1961 году, которую она надела на инаугурацию своего мужа. Это событие стало ключевым в истории дизайнера и первым серьезным прорывом. После этого Холстона назначили управляющим всего шляпного отдела Bergdorf Goodman, который на тот момент состоял из более чем 150 сотрудников.

Легендарный Рой Холстон: как самый звездный дизайнер 70-х создал и потерял свою модную империю
Жаклин Кеннеди (в шляпке Роя Холстона) и Джон Кеннеди, 1961 год

Достаточно быстро клиентами дизайнера становятся Рита Хейворт, Марлен Дитрих, Диана Вриланд и Грета Гарбо. Немногим позже Холстон знакомится с Лайзой Миннелли, которая становится его музой, подругой и клиенткой на всю жизнь — практически сто процентов своего гардероба она будет заказывать только у него. Как и доверять свои сценические костюмы — для одного из ее шоу Рой создал знаменитое платье с застежкой на шее — тот самый «идеальный образ для дискотеки».

Легендарный Рой Холстон: как самый звездный дизайнер 70-х создал и потерял свою модную империю
Студийный портрет американского модельера Роя Холстона

В 1966 году известный драматург Трумен Капоте организовал свой нашумевший черно-белый бал, который стал не просто историческим событием для Нью-Йорка, но и собрал «все сливки в одном месте». Интересный факт: более половины гостей были в аксессуарах и масках Холстона, тогда как самого дизайнера на событие не пригласили. Однако, многие его близкие утверждают, что на балу он все же был, попав туда инкогнито.

К концу 60-х популярные более трех столетий головные уборы перестали быть одним из главных аксессуаров любого образа. И в 1968 году Холстон покидает свою должность в универмаге, понимая, что мир неумолимо меняется и ему непременно нужно двигаться дальше. Отвечая на вопросы в интервью, Рой Холстон часто говорил, что его не интересует прошлое, фокус его внимания направлен только в будущее. После двух неудачных коллекций одежды в Бергдорф, поиска идеальной команды, в которую вошли Джоэль Шумахер — будущий известный кинопродюсер, режиссер и сценарист (среди прочего снявший знаменитый фильм «Время убивать» с Макконахи и несколько серий сериала «Карточный домик»), известная позже как дизайнер украшений модель Эльза Перетти и иллюстратор Джозеф «Джо» Эул (работавший до этого с Vogue, Коко Шанель) ­– и найдя наконец финансирование, Рой открывает свое ателье по производству одежды и привлекает молодых и самобытных моделей: Марису Беренсон, Пэт Кливленд и артистку Пэт Аст.

Легендарный Рой Холстон: как самый звездный дизайнер 70-х создал и потерял свою модную империю
Рой Холстон и Лайза Минелли, 1983 год

В осенней коллекции 1972 года он представил простое платье-рубашку (или платье-халат), выполненное из «ультразамши» — прочной, легко чистящейся и красивой ткани. Это платье до сих пор остается визитной карточкой дизайнера. Считается, что Рой был первым минималистом, а его дизайны часто обманчиво скромны. Многие коллеги, такие как Донна Каран, Майкл Корс и Марк Джейкобс позже признавались, что без него мода в США еще долго бы приобретала свое ДНК — одновременно удобной униформы, идеально скроенных и отличного качества вещей «и в пир, и в мир». Сочетание роскоши, не вульгарной сексуальности, минимального количество лишних деталей (его крой по косой из одного куска ткани оставался загадкой еще много лет) — все это заложило фундамент целой индустрии (читайте также: ДНК бренда: откуда пришла мода).

В одном из своих интервью для глянцевого журнала Том Форд сказал: «Вы просто не могли не знать имя Холстона, если интересовались дизайном. Его замшевое платье-халат Ultrasuede, чемоданы для Hartmann и аромат в необычном флаконе стали символом целой эпохи в США». Том Форд в 2019 году приобрел дом, в котором находилось самое первое ателье Холстона, и по оригинальным эскизам восстанавливает оригинальный интерьер офиса дизайнера в Empire State Building. Кстати, это то, ради чего сериал Halston посмотреть все же стоит: атмосфера свободы, костюмы, невероятные интерьеры и арт-объекты, созданные дизайнером и его близкими.

CardПлатье-халат Ultrasuede

Говоря об успехе Холстона, нельзя недооценивать событие 1973 года — «Битва за Версаль», которая помогла Америке занять свое место на модной карте, потеснив европейские столицы, и популяризировала работы Холстона по всему миру. В американской делегации был уже известный тогда Оскар де ла Рента, старожил индустрии Анна Кляйн и Стивен Барроуз. Но именно выступление Лайзы Миннелли по личной просьбе дизайнера, акробатические этюды и, как это принято сегодня говорить, разнообразие в выборе моделей (в его показе участвовали девять афроамериканок) сделали выступление США незабываемым и на уровне Ив Сен-Лорана, Пьера Кардена, Юбера де Живанши и других коллег из французской делегации.

В тот же год в бизнесе Холстона начинается новая глава: Рой продает свой бренд и право на использование имени компании Norton Simon, Inc. Многомиллионная сделка приносит дизайнеру финансовую устойчивость и новые возможности, но станет своеобразным началом конца.

В 1976 году дизайнер выпустил свой первый парфюм Halston, который оказался невероятно успешным. Бутылка в форме слезы, созданная Эльзой Перетти, была настолько узнаваема, что Холстон буквально настоял на том, чтобы на ней не было бирки с его именем.

Легендарный Рой Холстон: как самый звездный дизайнер 70-х создал и потерял свою модную империю

Весной 1977 в Нью-Йорке открывается знаменитый клуб Studio 54, завсегдатаем которого становятся Холстон, его клиентки Элизабет Тейлор, Бьянка Джаггер, конечно, Лайза Миннелли и среди прочих — друг Энди Уорхол. Этот период жизни Роя принято считать самым успешным и ярким, но, увы, не обошлось без наркотиков и раскрепощенной сексуальной жизни — эта проблема погубила тогда многих знаменитых людей. Тем временем, более 40 лицензий компании Halston оставались без внимания дизайнера. Не умея делегировать и не желая самому заниматься обновлением дизайна изделий, под огромным давлением, бренд быстро начал стагнировать, тогда как конкуренты не стояли на месте — на модном олимпе появился Кельвин Кляйн, пусть и уступающий в новаторстве своих дизайнерских идей Рою, но создающий понятную новому времени одежду и аксессуары.

Легендарный Рой Холстон: как самый звездный дизайнер 70-х создал и потерял свою модную империю
Бьянка Джаггер и Рой Холстон, 1981 год

Благодаря лицензионному соглашению с универмагом демократичной одежды JCPenney Рой Холстон создал дизайн, доступный любой женщине в США. Однозначно неизвестно, так ли уж хотел сам Холстон создавать одежду mass-market, но сделка была сенсационной — 1 миллиард долларов. Это сотрудничество привело к игнорированию его бренда со стороны элитных покупателей и бутиков высокой моды. Никто не хотел смешивать высокое искусство и «обыденную» одежду. Закупать его дизайны отказался даже альма-матер дизайнера — Bergdorf Goodman. То, что сегодня считается крутой коллаборацией, тогда стоило компании репутации.

В своем страстном желании «одеть всю Америку» дизайнер потерпел неудачу в руках моды и бизнеса. В 1983 году компания Halston Limited, принадлежавшая Norton Simon, Inc, была приобретена Esmark Inc. 

Увы, но генеральный директор Дэвид Махони, вложивший весомый капитал в бизнес Холстона, признавался позже, что сделал неверный выбор. «В сущности, оказалось, что кроме гения моды, я получил миллионные счета за орхидеи, кокс и тусовки в Studio 54», — говорил Дэвид. Известен также тот факт, что Холстон в своем загородном доме в Монтаке получал еду из ресторана на Манхеттене, каждый заказ которого буквально прилетал на гидроплане. Явно обманув ожидания друг друга, Дэвид и Холстон просто не смогли бы работать дальше. С новым руководством Рой не сработался, а наркотическая зависимость, вечные задержки в коллекциях, апатия и практически полная смена команды вокруг подорвали его успех окончательно. В 1984 году он был уволен из собственного бренда и навсегда потерял право разрабатывать и продавать одежду под своим собственным именем.

Легендарный Рой Холстон: как самый звездный дизайнер 70-х создал и потерял свою модную империю
Рой Холстон и итальянская кинозвезда Вирна Лизи разглядывают разные головные уборы, 1964 год

Последние годы Рой провел со своей семьей далеко от Нью-Йорке и, как говорят, практически в полной изоляции от прошлого образа жизни и окружения. Но карьерная трагедия и осложнения от СПИДа не прошли бесследно — в 1990 году он скончался в возрасте всего 57 лет. Эти события и его преждевременная смерть привели к тому, что имя Роя Холстона надолго исчезло из американской моды.

Позже его назовут гением наравне с Баленсиагой и Ивом Сен-Лораном, с которым он дружил долгие годы. Созданные им одношовные вещи, культовые солнцезащитные очки на половину лица, работа с афроамериканскими моделями и женщинами плюс-сайз тогда казались чем-то из ряда вон выходящим. Дерзкий, уникальный пиарщик и первый по-настоящему международный бренд — таким запомнят Холстона навсегда.

Об эксперте:

Розмари Турман
Розмари Турман

Аналитик современной fashion-индустрии, бизнес-консультант и создатель онлайн-школы о моде How Fashion Works.

Фото: Getty Images, Legion Media