Кадр из фильма «Жмурки»
Ни для кого не секрет, что одежда — это не просто необходимость, а наш способ рассказать о себе миру. Как сумка Hermes, говорящая, что жизнь удалась, или стильная новинка от Margaux от The Row, показывающая особенный подход к моде. Но некоторые айтемы прочно связаны только с российской культурой, тогда как во всем мире они не значат ничего особенного. Яркий пример тому малиновый пиджак.
Кадр из фильма «Жмурки»
В начале 90-х, когда преступный мир расцвел пышным цветом, в малиновых пиджаках ходила только элита криминального мира. Малиновый пиджак был символом власти, высокого авторитета и претензии на стиль. «Пурпурный, костюмный, свой» стал новой ступенькой модной эволюции нуворишей, которая пришла вслед за безликой кожаной курткой. И если хотите, мулетой тореадора, дразнящей быка. У вчерашних рэкетиров, парней-спортсменов появились офисы, а деловой антураж невозможен без элементов офискора. Главным из них стал герой нашего материала.
Кадр из фильма «Бандитский Петербург»
Малиновый пиджак так быстро и прочно начал ассоциировался с криминальным миром, что нашел отражение в сериалах и фильмах. Герой Никиты Михалкова в фильме «Жмурки» носил малиновый пиджак с принтованными рубашками, в фильме «Брат» пиджак надел персонаж по прозвищу Круглый.
Кадр из фильма «Жмурки»
Пика своей популярности малиновый пиджак достиг в 1995-96 годах, но к концу лихого десятилетия ажиотаж по главному предмету богатых и успешных сошел на нет. Криминальные авторитеты больше не хотели ассоциироваться с преступным миром, начали легализовывать свой бизнес, и отказались от всех атрибутов, связанных с темным прошлым. Поэтому вместе с малиновым пиджаком в Лету канули Mercedes 600 модели (в народе «кабан»), «котлы» (часы Rolex), «голды» (массивные золотые цепи, которые носили под черными сетчатыми футболками) и борсетки.
Теперь малиновый пиджак — неотделимая часть нашей истории. Однако мало кто знает, почему он вообще стал ее частью.
Первая причина — показ Джанни Версаче
В 1992 году Версаче представил осенне-зимнюю коллекцию на Неделе моды в Париже. Самым ярким элементом показа внезапно стали пиджаки малинового оттенка. Что особенно удивила гостей показа, ведь вся коллекция состояла из вещей серых и черных цветов. И тут вдруг такой кричащий акцент!
Так совпало, что именно в этот год в России произошли Гайдаровские реформы и стал разрешен импорт товаров народного потребления. Из-за рубежа в страну хлынули джинсы, футболки, олимпийки и те самые пиджаки. Стоил трендовый малиновый айтем 1200 долларов, столько секретарь в офисе могла получать за полгода непрерывной работы. Но первую же партию, привезенную в Москву, выкупили в первую неделю продаж. Среди покупателей были не только обладатели новых быстрых денег, но и вполне известные люди. В пиджаке бордового цвета выступал в 1992 году Михаил Задорнов, в 1993 году с Новым Годом граждан поздравлял Сергей Мавроди — основатель МММ.
Вторая причина — игра «Что? Где? Когда?»
Отчаянные времена требуют отчаянных мер, поэтому в суровые 90-е знатоки играли по куда более жестким правилам, чем сейчас. Так, в интеллектуальном клубе существовало «правило смерти», согласно которому игрок выбывает из игровой сессии после поражения и не имеет шанса восстановиться.
Но были и привилегированные игроки, которые получали возможность остаться в команде даже в случае ошибки. Чтобы попасть в это число, игрок и его команда должны были получить высшую награду — хрустальную сову.
Кадр из игры «Что? Где? Когда?»
Такие команды носили красные пиджаки и пользовались так называемым правилом бессмертия. Этот термин из телеигры мгновенно подхватили криминальные авторитеты. Если ты носишь красный пиджак, то ты бессмертен, а значит никакой закон или враги тебе не страшны (читайте также: Королева мафии: авантюрная история Вирджинии Хилл — самой смелой и безрассудной любовницы гангстера).
Третья причина — желание выделиться в толпе
В Советском Союзе был ограниченный выбор тканей и фасонов. По большей части граждане ходили в однотипных серых вещах, а чтобы выделиться в толпе, приходилось жертвовать и крупной суммой, и временем, потраченным на стояние в очередях.
Представители криминального мира не желали ходить в серых, коричневых или черных костюмах, тогда как спортивные костюмы, как у уличных банд, были им уже не по статусу. Тогда выбор и пал на малиновые пиджаки — это было модно, это выделяло из толпы, это добавляло статус избранности, в конце концов, пурпурные тоги в Древнем мире были знаком славы триумфатора.
Еще одна версия популярности красного пиджака у нуворишей банальна, связана с «малиной» — так назывались воровские притоны, которые были так тщательно засекречены, что о них не могла никак знать милиция. Пока ты носил малиновый пиджак и ты казался неприкасаемым.
Четвертая причина — стиль итальянских мафиози
Кадр из фильма «Лицо со шрамом»
Российские бандиты объединялись в группировки во многом из-за того, что так делали в Италии — на родине мафиозных кланов. Знаменитые бандиты из фильмов «Крестный отец» и «Лицо со шрамом» были своего рода руководством к действию (читайте также: 100 лучших триллеров всех времен, которые нужно посмотреть хотя бы раз в жизни).
Кадр из фильма «Крестный отец»
С них срисовывали как поведение, так и стиль. А стиль сицилийских бандитов — это всегда что-то яркое, демонстративное, кричащее о богатстве. Тони Монтана в его красных рубашках с широкими лацканами и одежде с гавайским принтом. Сантино Корлеоне с его яркими галстуками и жилетами, Фредди Корлеоне, одевающийся в стиле Элвиса Пресли. Да даже Вито Корлеоне с лаконичным стилем, но ярким цветком в кармане пиджака.
Насмотревшись на их уникальную манеру одеваться, наши криминальные авторитеты тоже придумали свой отличительный стиль. Волею судеб его главной чертой стал широкий малиновый пиджак.
Фото: Legion Media, Getty Images, Кинопоиск